Опыт и проблемы создания СЭЗ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.
3

1 Анализ существующих определений понятия «свободная экономическая зона».

4

2 Классификация свободных экономических зон.
8

3 Свободные таможенные и оффшорные зоны.

15

4. Опыт создания СЗЭ в России и их роль в развитии национальной экономики
20

4.1 Принципы создания и функционирования СЭЗ.
20

4.2 Проблемы развития СЭЗ в России.
23

Заключение.

25

Литература.
26

Введение.

Преуспевание в социально-экономической сфере возможно лишь путем осуществления целого комплекса мер, определяемых в мировой практике понятием «экономическая политика», которая должна в первую очередь обеспечить управляемое внедрение рыночных отношений в хозяйстве страны, а также ее регионов.
Экономическая политика включает разнообразные меры структурного, денежно-кредитного, налогово-бюджетного инвестиционного и организационного характера, которые должны осуществляться комплексно, дополняя друг друга.
Одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики являются свободные экономические зоны, которые десятки лет успешно функционируют за рубежом, но только в годы перестройки стали формироваться в нашей стране. Правда, идеи об их создании высказывались и до перестройки.
Число СЭЗ в мире постоянно увеличивается, расширяются географические рамки их создания, как и функции от простого торгового типа к промышленному торговому и смешанному типу, комплексному типу. Содержание хозяйственной деятельности в СЭЗ идет от обмена товарами к производству товаров, к изучению и изобретению новых товаров. Происходит процесс регулирования производственной структуры к наукоемкому типу.
Сегодня СЭЗ существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Они есть в промышленно развитых странах, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Их распределение по планете весьма неравномерно. Наибольшим динамизмом процесс создания СЭЗ характеризуется в развивающихся странах. Так, если в 1960 г. в этой группе стран их было две, в 1975 г.
· 79, 1981 г.
· 96, 1985 г.
· 264, то к середине 90-х годов уже насчитывалось более 900 зон. Через СЭЗ проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки. По оценкам специалистов Центра ООН по транснациональным корпорациям, к середине 90-х годов численность занятых в СЭЗ превысила 3 млн. человек.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются “свободными экономическими зонами”, не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии.

1 Анализ существующих определений понятия «свободная экономическая зона»

Практика мирового хозяйства на данный момент насчитывает множество разновидностей СЭЗ. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в их многообразии, важно определить, что понимается под СЭЗ. Анализ имеющейся специальной литературы и правовых актов определений привел к необходимости выделить основные из них.
Предлагаемая классификация СЭЗ с учетом особенностей каждой зоны позволяет выявить последующую их типизацию, но уже на уровне самых существенных характеристик. При этом наиболее важные черты СЭЗ должны рассматриваться по меньшей мере в следующих аспектах:
с точки зрения конкретной экономики
· организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в ее пределах;
с точки зрения размещения производительных сил на территории страны;
с точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного в СЭЗ;
с точки зрения способности к диффузионному расширению и распространению ее границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории.
Именно такой подход, позволяет приблизиться к формулировке наиболее общей (в идеале универсальной) дефиниции СЭЗ.
В первом приближении СЭЗ можно определить как составную часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемую на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающую распределение и производство общественного продукта, включая иностранный продукт для достижения при этом определенной конкретной цели в социально-экономическом развитии страны. Под это определение, подходит все существующее ныне многообразие свободных экономических зон. На что бы они ни были ориентированы в своей деятельности, зона всегда решает одну или несколько определенных социально-экономических задач, специально поставленных перед ней и выделяющих эту составную часть из общего ряда хозяйствующих субъектов и хозяйственной практики.
Чаще всего в качестве таких целей определяется интегрирование в мировое хозяйство через СЭЗ (которую можно определить как своеобразный «шлюз») всей страны. При этом не имеет значения, какая более мелкая, частная подцель ставится государством, создающим СЭЗ, – наращивание экспорта товара, импорта капитала, привлечение передовых высоких технологий, соответствующая подготовка кадров и т.д.
Интересно отметить, что при создании любого типа СЭЗ в них создаются такие условия, в которых довольно быстро вызревает производственная инфраструктура, адекватная современной мирохозяйственной сфере.