Коллективный договор в России

Содержание

“” Содержание
“” Введение
“” Глава 1. Понятие коллективного договора
“” Глава 2. Стороны коллективного договора
“” .1. Работники и их представители
“” .2. Работодатель и его представители
“” Глава 3. Коллективные переговоры
“” .1. Порядок ведения коллективных переговоров
“” .2. Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров
“” Глава 4. Содержание и действие коллективного договора
“” .1. Содержание коллективного договора
“” .2. Действие коллективного договора
“” Глава 5. Ответственность за нарушение коллективного договора
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Его роль и значение в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.
В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям правовая сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.
В данной работе мы рассмотрим основные положения действующего российского законодательства, относящиеся к коллективному договору, которые претерпели значительные изменения с введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового Кодекса Российской Федерации.

Глава 1. Понятие коллективного договора

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.
Следует подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которого достигается сочетание указанных двух идей, не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу действия. Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.
Будучи разновидностью социально-партнерского регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации, он выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность партнерства поэтому получила наименование бипартизма.
Будучи институтом трудового права, коллективный договор объединяет довольно обширную группу федеральных, отраслевых, локальных норм права. Сюда входят, в частности: нормы, содержащиеся в ТК РФ, региональных, отраслевых и генеральных соглашениях, многочисленные локальные нормативные положения, содержащиеся в самих коллективных договорах, заключаемых в организациях.
Нормы, образующие институт коллективного договора, относятся к Общей части трудового права, поскольку они направлены на комплексное регулирование социально-трудовых и организационно-управленческих отношений, а не каких-то их отдельных элементов. Нормы института коллективного договора выступают юридической формой установления условий труда, регулирования отношений между работодателем и работниками организации независимо от ее ведомственной принадлежности и формы собственности.
Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:
соблюдение законодательства;
полномочность представителей сторон; равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный договор занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия, нормы коллективного договора обязательны для организации, где он заключен. Однако если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными. Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями социального партнерства.
Современная концепция коллективного договора исходит из предположения о необходимости широкого развития партнерской формы регулирования социально-трудовых отношений, установленной на допускаемой внезаконодательной основе, т. е. без участия законодателя. Но такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и общества.

Глава 2. Стороны коллективного договора

2.1. Работники и их представители

Сторонами коллективного договора выступают:
работники в лице их представителей;
работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным, в соответствии с уставом организации (иным локальным актом), лицом.
Работники, будучи стороной коллективного договора, выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива организации в целом или ее отдельного структурного подразделения с правами юридического лица. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей – органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, следует различать сторону коллективного договора – ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса – ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
Поскольку в условиях плюрализма в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Общее собрание (конференция) в этих случаях вправе поручить заключение договора от его имени одному единому представительному органу, который формируется в течение пяти календарных дней для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора. Если такой единый орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать особый коллективный договор либо приложение к единому коллективному договору.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” относил к представителям работников органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им (ч. 3 ст. 2 Закона).
Федеральный закон “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности” разделил их представительские полномочия в зависимости от того, индивидуальные или коллективные интересы работников уполномочены представлять профсоюзы. Пункт 1 ст. 11 этого Закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наде-дения их полномочиями на представительство в установленном порядке. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзам было предоставлено право по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Статья 29 ТК устанавливает, что представителями работников в социальном партнерстве являются:
профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов,
или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.
Органы общественной самодеятельности в качестве представителей работников уже не упоминаются.
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 30) закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Право работников на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов включено в число основных прав работников Трудовым кодексом (ст. 21).
Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Права профсоюзов как юридических лиц возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в органах Министерства юстиции РФ.
С принятием Трудового кодекса основная деятельность профсоюзов расширилась.
Существенные изменения в объеме, содержании прав профсоюзов, формах их реализации, внесенные Кодексом, требуют приведения в соответствие с ним ранее принятых актов, а до тех пор – применения только тех норм, которые не противоречат Кодексу.
Если международными договорами РФ, конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то принимаются правила международных договоров и конвенций.
Правильное представление о структуре профсоюзов и их органах, верное понимание используемых в профсоюзной системе терминов имеет существенное практическое значение. Поэтому Федеральный закон “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности” поясняет значение основных профсоюзных терминов:
первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом или на основании положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории РФ или на территории более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов – добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территории более половины субъектов РФ;
межрегиональный профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза
· работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территории менее половины субъектов РФ;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза – добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района;
профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положений о первичной профсоюзной организации;
профсоюзный представитель (доверенное лицо)
· профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
член профсоюза – лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.
В последние годы на некоторых предприятиях, в учреждениях, организациях, где ранее не было первичной профсоюзной организации, создаются и действуют профорганизации, не входящие в отраслевые территориальные, региональные и общероссийские профсоюзные структуры. Такие самостоятельные профорганизации пользуются, как правило, правами, которыми законодательство наделяет первичные профсоюзные организации, входящие в вышестоящие структуры профсоюзов (отраслевой профсоюз, территориальное объединение и др.).
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, решении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профсоюзов (ч. 3 ст. 29 ТК).
Представляется, что когда в ТК упоминаются выборные или соответствующие профсоюзные органы, работодатель правомочен решать тот или иной вопрос только с их участием.
В случаях, когда упоминаются представители работников, представительные органы работников или представительные органы работников организации, то работодатель может решать определенные вопросы с теми представителями, которых работники на это уполномочили в установленном порядке.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
Трудовой кодекс, как и Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” (ч. 3 ст. 2), предусматривает возможность представительства профсоюзами не только членов этой организации, но и работников, членами профсоюза не являющихся. В этой части тексты ст. 30 ТК и ст. 2 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях” по смыслу совпадают, но различаются редакционно.
В соответствии с Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях” работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
В соответствии со ст. 30 ТК работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Трудовой кодекс закрепляет за профсоюзами положение и права основных представителей работников и лишь при определенных условиях указывает на иных представителей.
Трудовой кодекс предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:
когда в организации отсутствует первичная профсоюзная организация;
когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.
В этих случаях на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Положения ТК о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ
· 135.
Представителей трудящихся Конвенция
· 115 определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. К таким лицам Конвенция относит:
представителей профессиональных союзов – представителей назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов, или
выборных представителей – свободно избранных трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране (ст. 3 Конвенции).

2.2. Работодатель и его представители

Другой стороной коллективного договора является работодатель. Как отмечалось ранее, представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации (структурного подразделения, обладающего правами юридического лица), имеющие полномочия в соответствии с уставом организации либо иными локальными актами.
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” к представителям работодателей относил руководителей организаций или других полномочных в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лиц, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы (см. ч. 4 ст. 2). Притом представительство работодателей, как и работников, не связывалось лишь с соглашениями социального партнерства, а понималось более широко. ТК содержит нормы о представительстве работодателей, несколько отличающиеся от приведенных выше.
В ч. 1 ст. 33 ТК речь идет о представителях работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора. Так называются лица, могущие быть представителями работодателя в названных отношениях. Это – руководитель организации или уполномоченные им лица. Также определяется правовая основа представительских полномочий указанных выше лиц. Это – Кодекс, законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организации и локальные нормативные акты. Определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей). Это – коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это – соответствующие объединения работодателей.
Объединения работодателей на практике существуют в ряде отраслей, территорий, субъектов РФ. Имеются и общероссийские объединения работодателей. Правда, они есть далеко не везде и это негативно влияет на развитие социально-партнерских отношений, препятствует заключению соглашений там, где они могли бы заключаться.
Существенным препятствием к массовому созданию объединений работодателей на всех уровнях является отсутствие федерального закона о них. Хотя в ряде регионов соответствующие законы приняты.
ТК дает общую характеристику объединений работодателей, которая могла бы быть положена в основу доработки имеющихся проектов Федерального закона “Об объединениях работодателей”.
В ч. 3 ст. 33 ТК определена правовая природа объединений работодателей (это – некоммерческая организация), принцип ее создания (добровольность объединения), членство в объединении (это – работодатели), цель данной организации (для представительства и защиты прав своих членов), субъектный состав отношений, в которые вступает объединение работодателей (это – взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления).