Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения

Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Понятие трудовых споров и причины их возникновения
“” .1. Понятие индивидуальных трудовых споров и причины их возникновения
“” .2. Понятие коллективных трудовых споров. Их предмет, стороны и виды

“” Глава 2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров по законодательству РФ
“” .1. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
“” .2. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция
“” .3. Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений
“” .4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Сроки обращения, рассмотрения и исполнения решений судов по индивидуальным трудовым спорам

“” Глава 3. Роль социального партнерства в рассмотрении индивидуальных трудовых споров
“” .1. Понятие и значение социального партнерства в сфере регули-рования социально
· трудовых отношений
“” .2. Становление социального партнерства и разрешение трудовых споров в России
“” .3. Особенности развития социального партнерства в России
“” .4. Стороны, система и формы социального партнерства

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

При заключении трудовых договоров, в процессе их действия, при прекращении трудовых правоотношений нередко возникают разногласия между работниками и представителями работодателей (администрацией). Эти разногласия чаще всего связаны с недовольством работников действиями администрации, нарушением, по их мнению, трудовых прав и связанных с трудом интересов. В таких случаях работник обычно пытается разрешить разногласия путем непосредственных переговоров с правомочными на то должностными лицами администрации, обращается за помощью и разъяснениями в профсоюз (профсоюзный комитет).
В настоящее время изменяется роль государства в сфере регулирования трудовых отношений. Вот почему тема данной работы актуальна. При совершенствовании трудового законодательства следует исходить из того, что государство должно, как и раньше, осуществлять защитную функцию путем не только законодательного закрепления необходимого уровня социальной защиты прав субъектов трудовых отношений, но и осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. В литературе неоднократно указывалось на то, что трудовое законодательство исторически формировалось как самостоятельная отрасль права, главной функцией которой являлась защитная функция экономически более слабой стороны трудового договора – работника.
В данной работе мы рассмотрим индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения с упором на их рассмотрение в КТС с учетом новелл, внесенных Трудовым Кодексом 2001 года.
Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390-397 главы 60 ТК и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством.
Итак, целью представленной дипломной работы является изучение основных аспектов индивидуальных трудовых споров и порядка их рассмотрения.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– определено понятие трудовых споров, в т. ч. индивидуальных, и причины их возникновения;
– проведено изучение функций и задач органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров;
– отображен порядок образования комиссий по трудовым спорам и их компетенция;
– изучены особенности рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах и в КТС;
– определена роль социального партнерства в рассмотрении индивидуальных трудовых споров.
При написании представленной дипломной работы были использованы материалы таких нормативных актов, как Трудовой Кодекс Российской Федерации (ст. 381 – 397) и КЗоТ Российской Федерации, а также комментарии к Трудовому Кодексу Российской Федерации под редакцией К.Н. Гусова и О.В. Смирнова, а также практический комментарий к законодательству о трудовых спорах Куренной A.M. и Миронова В.И., что помогло и с подборкой судебной практики.
Из специальных источников литературы написание работы в основном основывалось на следующих трудах:
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров Гаврилина А.К. и др. , на основе которого написана четвертая глава моей работы;
Трудовое право Гусова К. Н. , а также Сыроватской Л. А. и Смирновой О. В. , где подробно рассмотрены нюансы особенностей рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Российское трудовое право. Под ред. Зайкина А. Д. и другие научные источники
Глава 1. Понятие трудовых споров и причины их возникновения
1.1. Понятие индивидуальных трудовых споров и причины их возникновения

Трудовыми спорами являются разногласия между работником (работниками) и работодателем, работодателями (администрацией), не урегулированные путем непосредственных переговоров сторон или с участием профсоюза (профкома), по вопросам установления условий труда и их применения; заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашения по социально-трудовым вопросам. Применительно же к теме данной работы в качестве определения индивидуального трудового спора следует воспользоваться ст. 381 ТК РФ. Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Администрация как орган и представитель работодателя осуществляет его права и обязанности в трудовых отношениях. Поэтому в законодательстве о рассмотрении индивидуальных трудовых споров в КТС говорится именно об администрации.
Для разрешения трудовых споров законом установлен соответствующий порядок, т.е. определены формы (процедура) и сроки подачи заявлений (исков), их рассмотрения, принятия по ним решений и их исполнения.
Под условиями труда понимается совокупность социально-правовых, производственных факторов, в которых работник осуществляет свою деятельность. Под социально-правовыми факторами понимаются размеры оплаты труда, продолжительность рабочего времени, отпуска и другие условия, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, а также соглашением сторон. Под производственными факторами понимаются технические, санитарные, гигиенические, производственно-бытовые и другие условия, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами.
В разрешении разногласий между работником (работниками) и работодателем (администрацией) следует различать две стадии:
первая стадия
· непосредственные переговоры сторон (с участием или без участия профсоюза) в связи с возникшими разногласиями;
вторая стадия
· трудовой спор, разрешаемый в установленном законом порядке.
Условия возникновения споров
· это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и работодателем (администрацией).
Причины возникновения трудовых споров
· это те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником (работниками) и работодателем (администрацией). Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это
· нарушения тех или иных прав работника или его Обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).
Условия возникновения трудовых споров становятся конкретными причинами в конкретном трудовом споре. Например, незнание конкретным руководителем организации трудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению прав конкретного работника и возникновению между ним и администрацией индивидуального трудового спора. Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий (причин). Одни из них носят экономический, другие
· социальный, третьи
· юридический характер.
К условиям экономического характера относятся, в частности, финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и льгот (например, молока на работах во вредных для здоровья условиях, лечебно-профилактического питания), отсутствие или недостаточность средств на охрану труда.
Причины трудовых споров экономического характера порождают серьезные социальные последствия. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников или ликвидации организации, к растущей безработице. Высвобождаемые работники, отстаивая свое право на работу (рабочее место), нередко обращаются за разрешением трудового спора и защитой своих прав в судебные органы.
К условиям социального характера относится, например, растущий разрыв в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых работников.
К условиям юридического характера относятся, в частности, сложность, противоречивость, а также недостаточная доступность трудового законодательства для администрации и особенно для работников, в результате
· слабое знание работниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей (администрации), способов защиты своих прав; нежелание соблюдать трудовое законодательство многими руководителями организаций, должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите работников на основе трудового законодательства.
Переход к рыночной экономике обострил ситуацию во многих организациях, усугубил причины возникновения трудовых споров. Из-за отсутствия средств многие организации вынуждены временно полностью или частично останавливать работу. Значительная часть предприятий ликвидирована. Появились предприятия-банкроты. Немало работников оказалось высвобожденными. Безработица стала повсеместным явлением. Резко увеличились различия в условиях труда, в размерах его оплаты. С одной стороны, минимальный размер заработной платы оказался значительно ниже прожиточного минимума, с другой
· заработная плата перестала ограничиваться максимальным размером. Тому способствовали и существенные изменения в трудовом законодательстве, произошедшие за последние годы:
сужение сферы централизованного общеобязательного регулирования трудовых отношений и расширение локального регулирования, а также установления условий труда с помощью индивидуальных трудовых договоров (контрактов);
отнесение Конституцией РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72) трудового законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и как следствие
· возможность регулирования трудовых отношений с помощью законов, других нормативных правовых актов, принимаемых полномочными на то органами как Российской Федерации, так и ее субъектов;
вынужденное (во избежание пробелов в правовом регулировании трудовых отношений) сочетание российского законодательства с сохраняющим юридическое значение законодательством бывшего СССР (если оно не противоречит российскому законодательству и по решенным им вопросам отсутствует законодательство РФ);
включение в систему трудового законодательства РФ международных правовых норм и актов (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Профсоюзы, самой природой, уставами, законодательством предназначенные представлять интересы работников и защищать их права, не всегда достаточно активно и эффективно способствуют разрешению разногласий между работниками и администрацией, не используют с этой целью все имеющиеся в их распоряжении средства.
Ослабление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства также сыграло свою негативную роль. Создание государственных органов по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (единой централизованной системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда) привело к изъятию из компетенции инспекции труда, находящейся в ведении профсоюзов, государственно-властных полномочий (выдачи обязательных к исполнению предписаний, наложения штрафов). Однако число нарушений трудовых прав работников возросло, снизилась юридическая ответственность должностных лиц администрации за такие нарушения.
Для устранения причин трудовых споров должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них и комплексно.
Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностью устранить причины трудовых споров нереально. Трудовые споры не исчезнут. Может уменьшиться их общее число. Может не быть споров по каким-то определенным вопросам, причины которых полностью устранены. Могут возникнуть споры по другим вопросам, которых раньше не было. Следовательно, в обозримом будущем трудовые споры будут существовать.
Действенным инструментом защиты трудовых прав работников призван быть установленный законом порядок разрешения трудовых споров.

1.2. Понятие коллективных трудовых споров. Их предмет, стороны и виды

Коллективный трудовой спор
· это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее
· стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия между работниками и работодателем:
при установлении в организации новых или изменении существующих социально-экономических условий труда;
при заключении, изменении и исполнении коллективных договоров.
То есть по закону не всякие права и интересы работников входят в предмет коллективных трудовых споров и рассматриваются в установленном для таких споров порядке.
Сторонами коллективного трудового спора выступают:
с одной стороны, работодатель (работодатели);
с другой стороны, работники организации, филиала, представительства, нескольких организаций.
Стороны в коллективном трудовом споре осуществляют свои полномочия через представителей.
Представители работодателей
· это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Представители работников
·это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные ими.
Профсоюзы и их органы
· традиционные представители работников в трудовых отношениях и, естественно, в трудовых спорах.
Что касается органов общественной самодеятельности, создаваемых в организациях, то это
· новое общественное образование, о котором прежнее законодательство о коллективных трудовых спорах не упоминало. Об органах общественной самодеятельности в организациях теперь говорит и Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях».
Как отмечалось ранее, таких органов в организациях пока нет. Забастовочные, стачечные комитеты, СТК не соответствуют признакам органа общественной самодеятельности.
Коль скоро органы общественной самодеятельности не имеют над собой вышестоящих органов, то на всех уровнях выше организации представителями работников могут быть только профсоюзы.
Споры между другими субъектами, по другим вопросам не подпадают под действие порядка рассмотрения коллективных трудовых споров. Например, претензии трудовых коллективов к Правительству РФ по поводу недостаточного финансирования деятельности организации не могут рассматриваться в порядке, установленном для коллективных трудовых споров.
Под социально-экономическими условиями труда, в связи с установлением или изменением которых могут возникнуть коллективные трудовые споры, понимаются установление или изменение норм труда, сдельных расценок, систем и размеров оплаты труда по категориям (группам) работников, режима и продолжительности рабочего времени для организации в целом или отдельных групп работников, продолжительности и порядка предоставления отдыха (в том числе ежегодных оплачиваемых и дополнительных отпусков), правил внутреннего трудового распорядка, перечней работников с полной материальной ответственностью, ненормированным рабочим днем и для предоставления льгот в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, санитарно-гигиенические условия труда в организации и др.
Коллективные трудовые споры об установлении или изменении условий труда могут касаться как объема и содержания прав работников, так и порядка, в котором локальные правовые нормы принимаются. Соответственно такие споры подразделяются на споры материального и споры процедурного характера. К процедурным спорам следует отнести разногласия между работодателем в лице администрации и работниками по поводу участия представителей работников
· профсоюзов в установлении коллективных условий труда. Надо учитывать, что в законодательстве есть прямые указания на обязательное участие профсоюзов в решении многих вопросов установления коллективных условий труда. Например, введение режима неполного рабочего времени при наличии обстоятельств, могущих повлечь массовое увольнение работников (ст. 71 ТК РФ), в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора (контракта) (ст. 82 ТК РФ), привлечения работника к сверурочным работам (ст. 99 ТК РФ), разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), привлечения работника к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), решения вопроса об очередности предоставления отпусков (ст. 123 ТК РФ), рассмотрении вопроса об      системе оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ), нормировании труда (ст. 159 ТК РФ), разработке инструкций по охране труда (ст. 212 ТК РФ), рассмледованию нсчастных случаев на производстве (ст. 228 ТК РФ) и др.
В таких случаях администрация обязана выполнить требование закона и спор может быть решен только в пользу работников (профсоюза).
В вопросы заключения, изменения и исполнения коллективных договоров, по которым может возникнуть коллективный трудовой спор, входят: создание комиссии по подготовке и заключению коллективного договора, обеспечение переговорного процесса, достижение соглашения по содержанию коллективного договора, его изменению, дополнению, выполнению обязанностей сторон коллективного договора.
Под соглашениями, заключаемыми между администрацией и трудовым коллективом или профсоюзом, понимаются иные, помимо коллективного договора, соглашения, заключаемые в организациях. Это может быть соглашение по охране труда, о взаимоотношениях администрации и профсоюза и др.
Соглашения, заключаемые на более высоком уровне, также входят в число соглашений, по поводу заключения, изменения и исполнения которых могут возникать коллективные трудовые споры. Разногласия между представителями работников (профсоюзами), работодателей (их объединений) и государственных органов, участвующих в выработке, принятии соглашений и контроле за их исполнением, разрешаются на основе взаимной договоренности. Если же договоренности достичь не удается, то споры по поводу таких соглашений могут разрешаться в порядке, предусмотренном для коллективных трудовых споров.
Сторонами коллективного договора выступают:
работники в лице их представителей;
работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным, в соответствии с уставом организации (иным локальным актом), лицом.
Работники, будучи стороной коллективного договора, выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива организации в целом или ее отдельного структурного подразделения с правами юридического лица. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей – органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, следует различать сторону коллективного договора – ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса – ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
Поскольку в условиях плюрализма в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Общее собрание (конференция) в этих случаях вправе поручить заключение договора от его имени одному единому представительному органу, который формируется в течение пяти календарных дней для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора. Если такой единый орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать особый коллективный договор либо приложение к единому коллективному договору.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” относил к представителям работников органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им (ч. 3 ст. 2 Закона).
Федеральный закон “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности” разделил их представительские полномочия в зависимости от того, индивидуальные или коллективные интересы работников уполномочены представлять профсоюзы. Пункт 1 ст.