Правовые отношения и их роль в обществе

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА 1. Понятие и основные признаки правового отношения 6
Правоотношения как разновидность общественных отношений : понятие и содержание 6
Становление и развитие правовых отношений 17

ГЛАВА 2. Характеристика системы правовых отношений 22
2.1. Правоотношения как совокупность определенных разновидностей 22
2.2. Характеристика основных видов правовых отношений 26
2.3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений 33

ГЛАВА 3. Роль отдельных видов правовых отношений в обществе 49
Функционирование гражданских правоотношений 49
Значение трудовых отношений в обществе 54
Административные правоотношения в обществе 59

Заключение 64
Список литературы 67
Введение

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и д.р. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличае от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.
Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические или правовые отношения. В чём их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.
Право
· особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное значение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придаёт им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид
·становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.
Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаёт им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодействия.
Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путём указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.
По сравнению с другими социальными регуляторами право
·наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.
Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится гте-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.
Государсто не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые.
Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно лёгкой задачей. Государство путём издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.
Право
· не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Например, современные рыночные отношения в Росии стали складываться не потому, что однажды были приняты юридичесние нормы на этот счёт, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились ещё в предперестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.
Но есть и такие отношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создаёт, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.
Таким образом, проблема, рассматриваемая в данной дипломной работе достаточно актуальна. Это объясняется тем, что уровень междуличностных отношений зачастую очень низок. Государству своим воздействием необходимо поднимать уровень общественных отношений любыми законными и допустимыми средствами, будь то правовая пропаганда, правовое воспитание детей в школе, в семье и т.д. Прежде всего, необходимо поднять уровень правосознания и правовой культуры, это ключевой момент, а вслед за этим культурный уровень междуличностных отношений, а вслед за ними и правовых, начнет подниматься сам собой.
Целью представленной дипломной работы является рассмотрение правовых отношений и их роли в обществе на современном этапе.
Исходя из цели, в работе будут решены следующие задачи :
Подробно рассмотреть, что представляют собой правовые отношения, какова их сущность, содержание, форма;
Выяснить что порождает или предшествует правовым отношениям;
Определить объект, субъект и содержание правоотношений;
Отобразить роль правовых отношений в современной обществе.
ГЛАВА 1. Понятие и основные признаки правового отношения

Правоотношения как разновидность общественных отношений : понятие и содержание

Становление права, как социальной нормативно-регулятивной системы, как целостного социального института на рубеже III
· II веков до н. э. привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и других сферах жизни человечества. Значительные перемены произошли в социальной сфере
· в отношениях людей и их коллективных образованиях между собой, в организации общественных отношений. 
Каждый человек состоит с другими людьми, их коллективными образованиями в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, учебных, бытовых, творческих, научных, личных, родственных, дружественных и иных. Прервав эти связи, лишив того или иного человека общения с другими людьми, получим деградацию личности, разрушение человеческого естества. Не случайно, самое страшное наказание, которое придумало человечество для нелюдей, преступников, конечно, после смертной казни, – это пожизненное заключение в одиночной камере.  Праобразом этого наказания у древних племен была наивысшая мера
· изгнание из племени.
Общественные связи, общественные отношения получили большой размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты. Сейчас же человечество приобретает иные черты, оно действительно становится всеобъемлющим сообществом.
Участники общественных отношений формально, с помощью права, наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами) и превращаются в субъектов правовых отношений. Правовые отношения
· это возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.
Правоотношения
· это разновидность общественных отношений. Общественные отношения
· это социальные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения. 1
Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничениями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) в юридическую обязанность.
Правоотношение
· это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Правоотношение
· это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. 1 Содержанием этого общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели
· юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правового отношения. Однако существует и другая точка зрения относительно соотношения правовых и общественных отношений.
Правовое отношение
· следствие действия права, как социального и государственного института. В догосударственном обществе правоотношений не было, т.к. там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правоотношения существовали помимо и независимо от юридических норм.
Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, брачно-семейные и другие отношения. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).
С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы:
регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых;
не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;
частично регулируемые.
В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.
В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность).
Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.
Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.
Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений, как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем:
Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы
· нет правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.
Именно в правоотношении достигаются цели правовых норм, проявляется их сила, эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, т.к. не требуют правового вмешательства.
Субъекты правовых отношений взаимосвязаны между собой юридическими правами и обязанностями. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот. Участниками правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные, так и правообязанные лица.
Правоотношение
· это всегда двусторонняя связь. Сама норма права, вызвавшая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. В еще в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.
Правоотношение содержит интеллектуальный и волевой элементы. Интеллектуальный элемент
· осознанность поведения, а так же способность самого субъекта правоотношения осознавать свои действия и руководить ими. При этом вовсе не обязательно, чтобы участник правоотношения руководствовался только юридической нормой. Он может соблюдать моральный аналог правовой нормы, действовать по привычке. Важно, чтобы поведение было осознанным и волевым. Право регулирует только такие поступки человека, которые контролируются сознанием и волей индивида. Воля субъекта должна в принципе соответствовать воле общества и государства, выраженной в юридической норме и конкретизированной в правоотношении.
Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правоотношениях государство заинтересовано. И, казалось, ему незачем их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических норм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, т.к. последние в своей совокупности и образуют правопорядок, как результат законности.
Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.
Таковы основные особенности правовых отношений. Как надстроенные явления, они обусловлены, в конечном счете, экономическими и иными факторами и причинами.
Показывая правоотношения в виде «естественно сложившейся структуры», в виде некой интеллектуальной модели, исторически возникающей и развивающейся в процессе упорядочивания законодателем реальных общественных отношений, мы тем самым закладываем научно-теоретическую базу для:
а) верного понимания общей перспективы правоотношений;
б) эффективной практической деятельности.
Содержание правоотношений, таким образом, можно сравнить с противоречивым процессом взаимодействия социально-психологического и предметно-юридического. В результате перехода одного в другое, в результате упорядочивания личных желаний, социальных условий и правовых требований субъект удовлетворяет свои духовные или материальные потребности путем совершения тех или иных действий, истинный смысл и значение которых и составляет действительное содержание правоотношений.
В более детальном изложении содержание представляет собой процесс взаимодействия комплексных факторов объективного и субъективного порядка. Во-первых, субъект и объект правоотношения, о которых говорилось выше.
Во-вторых, правовые категории, в которых заложены соответственно программы поведения в виде субъективных прав и юридических обязанностей, юридических свобод и процедуры их осуществления.1
В-третьих, юридические факты и фактические составы как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
В-четвертых, разнообразные формы, средства получения желаемых благ. Эти средства могут определяться или не определяться в праве. Однако в последнем случае они, по крайней мере, не должны противоречить нормам права.
В-шестых, уровень интеллектуально-эмоционально-волевого освоения элементов, так или иначе задействованных в правоотношении, разработки плана поведения и готовность его осуществить.
В-седьмых, совершение действий в рамках отношений, культурно-нравственный уровень поведения субъектов.
В-восьмых, интеллектуальное и эмоциональное восприятие и оценка как собственного поведения (самоконтроль), так и поведения противоположной стороны.
Более подробно остановимся на традиционно выделяемых составляющих правоотношения
· субъективном праве и юридической обязанности.
Правоотношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное или фактическое составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое
· государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников, юридическое содержание составляют субъективные права и юридические обязанности.1
Выделение субъективного права в составе правоотношения является необходимым, если иметь в виду, что правоотношение
· это отношение как минимум двух субъектов. И понятие субъективного права определяет распределение прав и обязанностей этих как минимум двух субъектов с тем, чтобы возможность определенного поведения одного субъекта не уничтожала возможности определенного поведения другого субъекта. В этом смысле и говорится о субъективном праве как о мере возможного, свободного поведения одного субъекта, и о юридической обязанности, как о мере должного, обязательного поведения для другого субъекта.2
В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности
· юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности
· правообязанным. Первый может совершать известные действия, второй обязан их исполнять.
Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируемое правом поведение. В правовом государстве вмешательство государства и его органов в жизнедеятельность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные границы. Юридическое дозволение
· это сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируются и не должны регулироваться правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: «все, что не запрещено, дозволено». Есть дозволения иного рода. Они нуждаются в соответствующем правовом оформлении и обеспечиваются государством. Их предусматривают в нормах права.
В отличие от простой незапрещенности субъективное право юридически обозначено и закреплено в правовой форме как вид и определенная мера поведения. Норма права может предусматривать несколько вариантов возможного поведения. Однако существуют и другие способы закрепления субъективных прав. Зачастую указаны только границы возможного поведение и тем самым закрепляется определенный простор для более широко усмотрения самого управомоченного субъекта. В частности, гражданское законодательство, как правило, только в общей форме регулирует договоры купли-продажи. Стороны могут сами договариваться в отношении различных условий, вариантов.1 Другой пример
· право собственности на вещь. Как будет пользоваться вещью ее собственник, всецело зависит от его усмотрения. Важно, чтобы при этом он не нарушал норму, которая предусматривает данное право, либо другие нормы. Значит, субъективное право
· это не только вид, но и мера поведения участника правового отношения.
Субъективное право включает несколько правомочий независимо от его содержания и отраслевой принадлежности:
во-первых, правомочие обладать определенным благом (например, право собственности включает такие специфические именно для него правомочия, как владение, пользование и распоряжение определенным имуществом);
во-вторых, правомочие на совершение определенных действий (лицо обладает правом вести себя определенным образом);
в-третьих, правомочие, которое позволяет субъекту потребовать от другого участника правоотношений юридической обязанности (например, арендодатель имеет право требовать у арендатора исполнения обязанностей, оговоренных в договоре аренды);
в-четвертых, правомочие обратиться в судебный орган, если другая сторона не исполняет обязательство.
Из перечисленных правомочий состоит любое субъективное право. Наряду с этим в зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомочий. Например, согласно статье 46 УПК РСФСР, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному ему обвинению, представлять доказательства, заявлять ходатайства.2 Он имеет так же и другие права, перечисленные в статьях 46, 47 УПК РСФСР. Каждое из этих правомочий, предусмотренных законом, по существу, в результате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомочию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвинению), либо к правомочию потребовать выполнения другой стороной (органом дознания, следователем, прокурором и т.п.) соответствующей обязанности либо обратиться к компетентным органам государства за защитой нарушенного права (например, право приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и т.п.)
Юридическая обязанность
· это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношений. В отличие от субъективного права, нельзя отказаться от выполнения юридической обязанности. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно отнесся к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения, содержанием правоотношения. Мера
· это те границы осуществления обязанности, которые предусматриваются в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения. Основой юридической обязанности является социальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений. Например, в сфере экономических отношений существует множество различных предпосылок, обусловливающих необходимость возложения обязанностей на граждан и должностных лиц.