Страховой рынок в России

Страховой рынок в России .
Несмотря на то , что страховой рынок России существенно отстает от западного рынка (например , в США количество предлагаемых страховых продуктов составляет 3000 , а в России только 60 , количество занятых в страховом бизнесе США составляет 2.1. млн. человек , а в России только 104 тысячи ) , на настоящий момент рынок страхования считается одним из наиболее перспективных . В 1999 году объем премий , полученных страховыми компаниями по различным оценкам от 90.8 млрд. рублей до 95.6 млрд. рублей , и в 2000 году рост продолжался .Уже по итогам первого полугодия стало ясно , что темпы роста страхового рынка продолжают увеличиваться . В период с января по июнь 2000 года страховщики собрали 74.5 млрд. рублей премии , что составляет 82 % от общего объема страховых сборов за весь прошлый год.
В 200 году установились тенденции , благоприятствующие развитию бизнеса :
Финансовые результаты предприятий России улучшились ;
Реальные доходы населения начали медленно восстанавливаться ;
Рост цен и снижение курса рубля были умеренными .
Т.о. страхование вошло в группу лидирующих направлений экономики и смогло успешно конкурировать с другими финансовыми институтами за клиентов .
Наиболее активно развивающимися направлениями в 2000 году стали страхование жизни , личное страхование , страхование от ответственности , а также имущественное страхование К результатам 2000 года нужно отнести некоторое повышение уровня страховой культуры россиян и появление лояльного восприятия страховых компаний основной массой населения . В начале 1999 года , согласно проведенному фондом «Общественное движение» опросу , 34% россиян были намерены не пользоваться услугами страховых компаний . В 2000 году наметилась положительная тенденция в отношении к страхованию . И, хотя по уровню участия в страховых отношениях населения в целом Россия по
· прежнему отстает от большинства государств , появились отдельные категории населения , которые рассматривают страхование как инструмент практического применения . Наиболее устойчивый рост интереса страхователей наблюдается в страховании автотранспорта и автогражданской ответственности , заметный даже на уровне не самых низких нынешних страховых тарифов .
В настоящее время рынок страхования практически не занят
· лишь небольшой процент граждан прибегает к страхованию . Именно поэтому большое количество страховых фирм сейчас стараются занять максимальную долю развивающегося рынка .
Среди потребителей страховых услуг можно выделить два основных сегмента
· крупные компании и физических лиц .
Чем же руководствоваться им при выборе страховой компании ?
Ориентироваться лучше всего по двум критериям :
Насколько оптимальны предлагаемые компанией условия ;
Реальное финансовое положение страхователя .
В первом случае проблем не возникает , достаточно изучить обзоры , обзвонить десяток компаний и выбрать подходящую Вам по цене и качеству предлагаемых услуг .
Во втором случае специалисты выделяют два основных направления , характеризующих деятельность страховой компании и ее перспективы :
платежеспособность , т. е. способность компании выполнить существующие обязательства из имеющихся у нее активов .
финансовая устойчивость
· способность сохранить нормальный уровень платежеспособности при возможных внешних неблагоприятных воздействиях на ее деятельность ( финансовый кризис ) .
И если первый показатель выводится по данным , содержащимся в типовых финансовых отчетах , то второй зависит от множества слабоформализуемых факторов ( профессионализм топ
· менеджеров , маркетинговая политика , качество инвестиций) .
Хорошо , когда за Вас всю работу по анализу финансового состояния страховой компании выполняют специализированные рейтинговые агентства , как в развитых странах , и Вам останется лишь выбрать подходящие условия страхования , но на российском страховом рынке существует масса проблем :
непрозрачная информация ( страховые схемы выплаты зарплаты сотрудникам налоговых органов );
не хватает рыночной статистики ;
социальный заказ на продукцию рейтинговых агентств пока не сформирован .
Если же Вы все
· таки решили провести самостоятельный анализ страховой компании , то его необходимо начинать с поверки следующего :
баланса за последние 3 года ;
наличия у страхователя всех лицензий ;
кто является клиентами компании ;
кто является учредителями компании ;
какие крупные выплаты производила компания ;
что пишут о данной страховой компании СМИ и какое место она занимает в публикуемых рейтингах , т. е. репутация и имидж компании .

Представителям организаций при заключении договора прежде всего :
индивидуальный подход со стороны страховщика ;
возможность заключения эксклюзивных договоров ;
условия договора страхования ;
I . В ценовом разрезе .
«Дешевизна» или низкие тарифы компании объясняются либо демпингом , либо снижением цен за счет установления определенных ограничений (ДМС) .
II . Порядок осуществления выплат .
Надо четко разузнать о механизме оповещения страховой компании о наступлении страхового случая и максимальные сроки выплат после поступления заявления в страховую компанию ; рекомендации клиентов компании , уже получивших реальное возмещение убытков .
надежность страховой компании
Факторы надежности можно можно разделить на 2 группы :
а) финансовые ;
б) нефинансовые .
Финансовые факторы надежности характеризуются следующими показателями :
Уставный капитал .
Для страховых компаний , не занимающихся страхованием жизни он составляет 25 тыс. МРОТ , для занимающихся
· 35 тыс. МРОТ.
Не менее важным фактором является отсутствие задолжности учредителей по взносам в УК (т.е. должен быть полностью оплаченный УК и его оплата должна быть произведена реальными денежными средствами , а не какими
· то другими активами ) .