Правовое государство

СОДЕРЖАНИЕ

“1-2” Введение
История развития теории правового государства
Важнейшие особенности правового государства
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития
Взаимная ответственность государства и личности
Принцип разделения властей
Реализация теории правового государства на практике
Теория правового государства в конституционном праве зарубежных стран
Российская Федерация как правовое государство
Заключение
Список использованных источников и литературы
#G0
Введение
В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходимо развивать идею правового государства и целью данной работы является исследование истории зарождения и развития концепции правового государства, а также реализация теории правового государства в современном мире.
История развития теории правового государства
Правовое государство#S – одна из центральных категорий #M12291 841500553теории государства и права#S, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и #M12291 841500600закона#S прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней #M12291 841502016Греции#S, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием “Государство”, “Политик”, “Законы” и др. древнегреческого философа-идеалиста #M12291 841502570Платона#S проводилась мысль о том, что там, где “закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью” неизбежна “близкая гибель государства”. “Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о #M12291 841501621государственном устройстве#S, а только о внутренних распрях”.
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену #M12291 841502075демократии#S, опьяненной “свободой в неразбавленном виде”, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным #M12291 841501102рабством#S, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, “где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах “величайшего мыслителя древности”, как назвал его #M12291 841502210Маркс#S, #M12291 841501249Аристотеля#S. Именно ему, стоявшему на позициях #M12291 841500642защитника#S права индивида, #M12291 841501821частной собственности#S как проявления в каждом человеке “естественной любви к самому себе” и развои вашего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что “Платон мне друг, но больший друг – истина”.
Выражая свое отношение к #M12291 841501618государственной власти, праву#S и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что “не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права”. Там, где отсутствует “власть закона”, делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме #M12291 841501640государственного строя#S. Закон должен властвовать над всем”.
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, Государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как “О государстве”, “О законах”, “Об #M12291 841502718обязанностях#S”, а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи #M12291 841500723империи#S.
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? – спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием #M12291 841502472народа#S, понимаемым не как “любое соединение людей, собранных вместе с каким бы то ни было образом”, а как “соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов”. Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом, есть ничто иное, как “общий #M12291 841500114правопорядок#S”. В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще разум и справедливость.