Политические партии и общественные организации

СОДЕРЖАНИЕ
“_Hlt22327798” ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..3
“_Hlt22327820″ГЛАВА I ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………..8
“_Hlt22327823” § 1. Понятие общественных организаций ……………………………………………. 8
“_Hlt22327950” § 2. Виды общественных организаций ………………………………………………. 17
“_Hlt22328105″§ 3. Сравнительный анализ Гражданского Кодекса РСФСР 1964 года Гражданского Кодекса Российской Федерации 1994 года относительно правового статуса общественных организаций …………………………………. 22
“_Hlt22328182” § 4. Предпринимательская деятельность общественных организаций 31

“_Hlt22328183” ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ …………………………………………………… 39
“_Hlt22328283” § 1. Политические партии как субъект гражданского права ………………. 39
“_Hlt22328284” § 2. Имущественные отношения политических партий ……………………… 45

“_Hlt22328391” ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 51
“_Hlt22328400” НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………. 56
“_Hlt22328500” НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ………………………………………………………………………… 59
“_Hlt22328541” ПРАКТИКА …………………………………………………………………………………………… 60

ВВЕДЕНИЕ
Право граждан на объединение провозглашено и гарантировано Конституцией Российской Федерации и является одной из составляющих правового статуса личности России. Оно включает в себя право создавать на добровольной основе общественные, религиозные и иные некоммерческие объединения, беспрепятственно входить в них, а также воздерживаться от вступления в эти объединения.
Правовое положение общественных объединений регулируется Федеральным законом « Об общественных объединениях »
· 82-ФЗ от 19 мая 1995 года. Однако 15 февраля 2002 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» правового положения политических партий. В соответствии с данным Федеральным законом в ст. 7 внесены изменения, где говорится о том, что политическая партия является организационно-правовой формой общественных объединений наряду с общественной организацией, органом общественной самодеятельности.
В дипломной работе были рассмотрены, на мой взгляд, две наиболее яркие, распространенные и актуальные на сегодняшний день организационно-правовые формы общественных объединений: общественные организации и политические партии. Они играют важнейшую роль в отношениях по поводу государственной власти, а также обеспечения свободы личности.
Как юридические лица общественные организации и политические партии представляют собой корпоративные объединения граждан, создаваемые с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных потребностей. Их юридическая личность, дающая возможность участия в гражданском обороте, составляет лишь одну из сторон их правового статуса, причем не основную. А сами эти организации попадают в сферу гражданско-правового регулирования только в этом своем качестве юридических лиц.
По состоянию на 1 января 2002 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области было зарегистрировано 2725 общественных организаций, из них:
межрегиональных общественных организаций
· 20;
региональных общественных организаций
· 209;
местных общественных организаций
· 2076;
региональных и местных отделений общероссийских общественных организаций
· 420.
Что касается политических партий, то состоянию на 3 июня 2002 г. Отделом по регистрации общественных и религиозных отделений Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области зарегистрировано 7 региональных отделений политических партий. Из них:
Пермское региональное отделение политической партии «Народная партия Российской Федерации»
· 3007 от 05.02.2002.
Пермское региональное отделение политической партии «Демократическая партия России»
·3017 от 13.03.2002.
Пермское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»
·3029 от 04.04.2002.
Пермское региональное отделение Всероссийской партии «Единство и Отечество
· Единая Россия»
·3030 от 26.04.2002.
Региональное отделение Пермской области политической партии «Консервативная партия России»
·3039 от 26.04.2002.
Пермское региональное отделение политической партии «Союз правых сил»
·3049 от 03.06.2002.
Пермское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)»
·3047 от 03.06.2002.
Видно, что создание общественных организаций и политических партий в условиях нынешней российской действительности получило широкое распространение, что, с одной стороны, приводит к появлению множества «лженекоммерческих» организаций, т.е. организаций зарегистрированных в качестве юридического лица
· некоммерческой организации, но сосредоточившей всю или основную часть своей деятельности на осуществление предпринимательской деятельности, что вообще несовместимо с их целями. Более всего этим грешат инвалидные и общественные организации, общественные объединения юристов и др. Привлекательность осуществления предпринимательской деятельности под «прикрытием» общественного объединения вызвано некоторыми льготами, предоставленными им законодательством, особенностями их правового и иного положения. В качестве таковых можно указать, например, следующие: увеличенные периоды подачи бухгалтерской отчетности в налоговые органы (за один год); налоговые льготы инвалидным общественным объединениям, благотворительным организациям и т.д.; отсутствие налогообложения членских, вступительных и иных взносов (часть которых на практике оказывается завуалированным прибылью); отсутствие контроля со стороны финансовых и налоговых органов за расходованием таких взносов; вообще более лояльное внимание налоговых и иных государственных органов к деятельности общественных объединений; фактически отсутствие ответственности (кроме уголовной) учредителей (участников и членов) общественного объединения и особенно их руководителей за свои действия (бездействия); более дешевый порядок создания общественных объединений (например, до 01.07.2002., т.е. до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» регистрационный взнос за государственную регистрацию общественных объединений составляет от 30 коп. до 2 руб., отсутствие для общественных объединений обязанности формировать уставной капитал) и т.д. Получаемая подобными организациями прибыль, в нарушение ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации, перераспределяется между ее учредителями (участниками) и (или) руководителями путем расходования полученной прибыли на выплату заработной платы и оказанием материальной помощи, льготное получение в пользование (аренду) дорогостоящего имущества, заключения явно убыточных для данной организации контрактов (в пользу подконтрольных юридических и физических лиц), перевод долгов с коммерческих структур на данную организацию и т.д.
Итак, общественные организации и политические партии как участники гражданского оборота и выступление их в роли самостоятельных юридических лиц имеют свои особенности, о которых и пойдет речь далее.

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
§ 1. Понятие общественных организаций
Как юридические лица общественные организации представляют собой, одну из разновидностей (организационно-правовых форм) общественных объединений. Общественная организация
· это добровольное, закрепленное формальным членством объединение граждан, которое, будучи построено на основе демократических принципов самоуправления и, самостоятельности, имеет своей задачей в соответствии с законными интересами и правами объединившихся лиц осуществление деятельности, направленной да достижение целей организации.
Общественные организации
· это целевые организации. Любая организация представляет собой объединение людей ради такой цели, которая не может быть достигнута никем из них порознь, хотя и важна для каждого.
Для достижения цели необходимо организационное единство, т.е. устойчивость состава структуры и связи между членами. Применительно к общественным организациям эти общие для всех общественных объединений черты раскрываются следующим образом: членство, хотя и обязательно добровольное, но соответствующим образом оформленное (индивидуальное или коллективное) является обязательным условием существования организации. Обязательным признаком общественной организации является и материальное участие членов организации в создании имущественной основы организации (для одних организаций – это членские взносы; для других
· добровольные целевые взносы, поступления от лекционной работы общества и тому подобное). Третий признак общественных организаций составляет участие членов в управление делами организации, в выборке основных направлений работы, выбор руководящих органов организации, а также контроль со стороны членов за деятельностью руководящих органов организации.
Статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации говорит о том, что общественной организацией признается основанное на началах членства объединение граждан, созданное или на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов.
Однако, закон «Об общественных объединениях» (ч.4 ст.3 и ч.1 ст.21) допускает существование общественных организаций без государственной регистрации и без прав юридического лица. Надо сказать, что такие организации не становятся, следовательно, субъектами гражданских правоотношений.
Порядок деятельности и статус общественных организаций, создаваемых без образования юридического лица, непосредственно действующим законодательством не определен. По мнению А. Алиева, это обусловлено тем, что закон не предусматривает информирования регистрирующего органа юстиции о создании организации без образования юридического лица. Также закон четко не обозначает права регистрирующего органа юстиции по осуществлению контроля и надзора за деятельностью организаций без образования юридического лица. Но, по-моему мнению, необходимо обозначить в законе обязанность руководящих органов общественной организации, создаваемой без образования юридического лица, направлять регистрирующему органу уведомление о создании такой общественной организации с приложением принятых учредительных документов. Эти меры повысили бы эффективность деятельности контрольных и надзорных органов по обеспечению законности в деятельности общественных организаций.
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение, в частности общественная организация, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного Федеральным законом «О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».
Вообще, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения (организации). Причем решение о государственной регистрации общероссийской общественной организации принимается федеральным органом юстиции; решение о государственной регистрации межрегиональной общественной организации принимается территориальным органом федерального органа юстиции по месту нахождения постоянно-действующего руководящего органа общественной организации; решение о государственной регистрации региональной или местной общественной организации принимает территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Принятие Федерального закона от 08.08.2001 г.,
· 129
· ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и сопутствующего ему Федерального закона от 21.03.2002 г.,
· 31
· ФЗ «О приведение законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» не изменило правовой статус общественных организаций кардинальным образом.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г.,
· 129 – ФЗ для отдельных видов юридических лиц федеральными законами может устанавливаться специальный порядок их регистрации. Такой порядок установлен, в том числе, и для общественных объединений и религиозных организаций.
Федеральным законом от 21.03.2002 г.,
· 31
· ФЗ внесены, в том числе, изменения и дополнения в федеральные законы, регулирующие порядок создания, регистрации и деятельности общественных объединений и религиозных организаций.
В целом, в соответствии с этими изменениями органы юстиции принимают документы для государственной регистрации общественных организаций и других общественных объединений, осуществляют правовую экспертизу учредительных документов и принимают решение либо о государственной регистрации, либо об отказе в государственной регистрации.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» говорит, что общественные организации создаются по инициативе не менее чем 3 граждан. Также допускается в число учредителей и участников общественных организаций юридические лица, но только те, которые сами являются общественными объединениями. Учредительным документом общественной организации является устав, утвержденный учредителями. В уставе общественной организации помимо сведений общих для всех юридических лиц, должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция) и источники образования ее имущества. К числу указанных источников также относятся вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности (издательской, проведение выставок, лотерей и других общественно-полезных мероприятий).
Общественные организации обладают целевой правоспособностью, а из участия в имущественном обороте носит строго целевой характер. Поэтому они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей (исключающих распределение доходов между их участниками или работниками) и соответствующую этим целям. Но вместе с тем, они вправе выступать учредителями или участниками коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. По смыслу закона они, однако, должны выступать учредителями или участниками таких коммерческих организаций, деятельность которых тоже соответствует уставным задачам соответствующей общественной организации, а не только служит укреплению материальной базы ее деятельности. В соответствии с п.6 ст.24 Закона «О профессиональных союзах», профсоюзы наряду с фондами, соответствующими их уставным целям, вправе также учреждать коммерческие банки. Полученные в результате этого доходы должны идти на цели, предусмотренные уставом общественной организации, и не могут распределяться между ее участниками или работниками. Для достижения своих задач общественные организации могут создавать и другие некоммерческие организации.
Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, либо обеспечивать свободный допуск к таким сведениям, т.е., обязаны к публичному ведению своих дел.
Поскольку общественные организации являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества, а их участники (члены) не получают в этом отношении никаких имущественных прав, складывающиеся внутри них членские (корпоративные) правоотношения носят чисто организационный, то есть неимущественный характер. Никакой взаимной имущественной ответственности этих организаций и их членов не существует. Выход участника из организации не влечет для них никаких имущественных последствий (обязанностей) и поэтому осуществляется беспрепятственно.
Закон дает возможность крупным общественным организациям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридических лиц, сами решить в своих уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Им может быть признано каждое правосубъектное звено организации в отношении имеющегося у него имущества, это в частности, имеет место в профсоюзах; либо сама организация в целом которая в этом случае наделяет свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ним имущество.
Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами, иначе говоря, каждый участник располагает одним голосом при решении вопросов их деятельности. Они несут и равные обязанности, в том числе по оплате членских взносов, за нарушение которых могут быть, исключены из организации в порядке, предусмотренным ее уставом. Высшим (волеобразующим) органом общественной организации является ее съезд (конференция) или общее собрание участников, который избирает ее исполнительные (волеизъявляющие) органы и имеет исключительную компетенцию, определенную законом и уставом.
В общественных организациях из числа их членов обязательно избирается коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом организации.
К компетенции исполнительных органов общественной организации относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени, такая сделка подлежит предварительному одобрению ее коллегиального органа, под страхом признания ее недействительной.
Общественные организации реорганизуются и ликвидируют по общим правилам реорганизации ликвидации юридических лиц (за исключением невозможного для них банкротства). Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную (по решению суда) ликвидацию общественных организаций. Остаток имущества организации, образующийся в результате ее ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии
· на цели, определенные решением суда. При этом ни при каких условиях он не может распределять между участниками организации, ибо последние не вправе получать какие-либо доходы от своего участия в такой организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что общественными организациями признаются добровольные объединения граждан в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Рассматривая данное определение можно сделать вывод, что признаками общественной организации являются:
Во-первых
· цель создания для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей;
Во-вторых
· общность интересов объединяющихся граждан. Объединение граждан в общественные организации добровольное, а следовательно, добровольность объединения предполагает свободное волеизъявление.
Понятие «духовные потребности» охватывает широкий круг явлений, перечень которых дать невозможно. Довольно часто термином «духовные потребности» обозначают религиозные потребности граждан, хотя это является неоправданным сужением его содержания. В широком смысле «духовное» противопоставляется «телесному». Духовные потребности
· это потребности из мира идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Насколько разнообразны духовные потребности, насколько разнообразны и общественные организации, создаваемые для их удовлетворения. Но об этом речь пойдет в следующем параграфе.

§ 2. Виды общественных организаций
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает единый правовой режим для общественных организаций, но вместе с тем допускает возможность издания законов, устанавливающих особенности юридического статуса организации отдельных видов.
Общественные организации группируются по различным признакам: по признаку масштабов деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные и местные), по возрастному признаку (организации молодежные, ветеранские, открытые для граждан независимо от возраста) и т.п. Главным, качеством признаком классификации общественных организаций является цель, ради которой создана общественная организация. В соответствии с этим можно выделить профессиональные союзы, творческие союзы, добровольные общества, инвалидные общественные организации, молодежные, женские и другие организации.
Особое место среди общественных организаций занимают профессиональные союзы.
Профессиональные союзы
· это наиболее массовые организации, создаваемые для защиты социально-экономических прав и законных интересов работников, охраны и улучшений условий труда. Вместе с тем никакой профсоюз не должен обладать исключительным правом на представительство всех работников предприятия, отрасли или иного рода деятельности. Профсоюзы представляют своих членов при заключении коллективных договоров. Они независимы в своей деятельности от государственных органов и общественных объединений. Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы и организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.
Творческие союзы
· это общественные организации, объединяющие по профессиональному признаку писателей, художников, композиторов, журналистов, кинематографов, деятелей театра. Основная цель этих организаций совершенствование профессионально-художественного мастерства творческой интеллигенции, содействие творческой работе, творчеству.
Творческие союзы объединяют своих членов не по производственному принципу, как это было свойственно до недавнего времени для всех профсоюзов, а по профессиональному, т.е. вне зависимости от места работы. Для них свойственна функция создания условий, необходимы для реализации авторских прав союза на создаваемые ими произведения и охраны этих прав. Творческие союзы осуществляют заботу об организации труда творческих работников, об их культурном и материально-бытовом обслуживании, о материальном обеспечении в случае нетрудоспособности и т.п. В этом проявляется их сходство с профсоюзами.
Видное место среди общественных организаций занимают добровольное общества. Назначение это весьма условленно и не отражает содержания данного вида общественных организаций. Любое общественное объединение может быть названо добровольным обществом. Однако исторически сложились применение данного названия к конкретной группе общественных организаций. Критерием для выделения общественных организаций в качестве самостоятельного вида является то, что цели добровольных обществ лежат в сфере дополнительных человеческих интересов, например, интеллектуальных или эстетических. Среди добровольных обществ различают:
культурно-просветительские (например, общество «Знание», общества любителей книги, общества филателистов, общества охраны памятников истории и культуры, хоровые общества, общества кинолюбителей) и др.;
научные и научно-технические
· Добровольное общество содействия армии, авиации и флота (ДОСААФ), ведомственные и профсоюзные спортивные общества, общества охотников и рыболовов и др.;
социальной помощи
· Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общества спасения на водах, общества слепых и общества глухих, благотворительные общества и др.;
любителей природы
· общества охраны природы, общества любителей собаководства и др.;
дружбы с народами зарубежных стран
· Союз обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и др.
Общественные организации отделяются от массовых общественных движений. Связь, существующая между участниками общественного движения, часто бывает политической, идейной, но в отличие от общественных организаций она не дополняет постоянной, длящейся организационной связью. Движение не имеет ни формального членства, ни четких численных границ, в нем могут участвовать сотни и тысячи человек, но никогда нельзя с точностью до единицы установить число участников.
Организационными формами появления движений являются митинги, демонстрации, обращения и т.п. Они носят эпизодический характер.
Движения могут быть длительными и кратковременными. Они самоликвидируются, свертываются после достижения цели, ради которой возникли.
Общественные движения создают, как правило, свои руководящие органы.