Законы функции механизмы микроэкономических рынков

Содержание

“” Введение

“” . Сущность микроэкономических рынков
“” .1. Понятие рынка и его функции
“” .2. Характерные черты идеального свободного рынка
“” .3. Условия существования рынка как системы конкуренции

“” . Функции, законы, механизмы и эффекты микроэкономического рынка
“” .1. Функции рынка
“” .2. Законы, механизмы, эффекты микроэкономических рынков.

“” Заключение
“” Список литературы
Введение

Рынок
· это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.
На рынке выступают полностью независимые агенты, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес. Вступая в отношения обмена, каждый агент рынка, уступая то или иное благо, стремится получить взамен другое благо. Реализация экономических интересов совершается в актах купли-продажи благ, которые приобретают форму товара. Поэтому товаром является любое благо, предназначенное для удовлетворения той или иной потребности и имеющее меновую стоимость. Последняя характеризует такое свойство блага, как способность обмениваться в определенных пропорциях на другие блага.
На рынке встречаются два контрагента, один из которых стремится продать товар подороже (продавец), а другой желает приобрести его подешевле (покупатель). Свободное проявление воли контрагентов и есть не что иное, как реализация экономических интересов, которые сводятся к максимизации извлекаемой выгоды.
Главная движущая сила рынка
· конкуренция. В то же время рынок не может функционировать без рыночной инфраструктуры.
Рынок весьма сложное и многообразное экономическое и социальное понятие. Если выделить лишь экономический аспект понятия «рынок», то можно сказать, что он представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу купли-продажи, товаров.
Рынок выступает как одно из важнейших связующих звеньев между товаропроизводителями и потребителями. На рынке происходит формирование и движение спроса и предложения. Объективной основой колебаний цен под влиянием соотношения спроса и предложения является стоимость товаров. Формой стоимости, наиболее полно отражающей проявление общественного характера труда, являются деньги. Именно в процессе обмена своего товара на деньги каждый частный товаропроизводитель узнает, насколько его труд необходим обществу, включился в систему общественного разделения труда. Если продукт труда обменивается на деньги, то тем самым признается общественный характер труда производителя. Если же нет, то это будет означать, что труд носит лишь частный характер, а продукт по существу не является товаром.
Формирование рынка базируется на развития, общественного разделения труда, товарного производства и обмена. Вместе с тем его границы, функции и роль в системе хозяйственных связей, воспроизводстве материальных благ во многом зависит от господствующего экономического уклада. При этом координация индивидуальных решений и действий товаропроизводителей осуществляется через хозяйственный механизм, действующий посредством системы спроса и предложения, цен, конкуренции и других экономических категорий рынка.
Итак, целью представленной курсовой работы является изучение механизмов, функций, законов и эффектов микроэкономических рынков.
1. Сущность микроэкономических рынков
1.1. Понятие рынка и его функции

Рынок – это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе
·О природе и причине богатства народа
· в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса
·Капитал
·, Ленина
·По поводу так называемого вопроса о рынке
· и австрийца Ф. Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка. Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
Рынок
· это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают:
а) местный (в пределах села, города, региона);
б) национальный (внутренний);
в) мировой рынки.
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы
· товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем:
а) товарного «производства;
б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы
· производство товаров
· оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;
б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок;
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
Другая функция: рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов
· доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей
· разорительно или выгодно их приобретать?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.
Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования
· в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом
· в слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.
Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, ему трудно понять, как преобразился известный ему рынок в начале XXI века. Поэтому, говоря о современном высокоразвитом рынке, а точнее о рыночной системе, можно выделить шесть основных взаимосвязанных функций, которые он выполняет.
1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3. Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены
·сообщают
· бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
4. Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых
· растет.
5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены
·вознаграждают
· дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6. Оздоравливающая функция жестока, но экономически оправдана. Рынок
·очищает
· экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной
·борьбе
· и
·наказываются
· банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

1.2. Характерные черты идеального свободного рынка

Одним из признаков свободного рынка является прежде всего свободный до ступ на рынок любого товаропроизводителя и выход из него, что предполагает безграничность числа его участников. Благодаря такой открытости влияние отдельно взятого товаропроизводителя на рыночную ситуацию в целом оказывается столь незначительным, что им можно пренебречь. Данное состояние рынка характеризуется полным отсутствием проявления монополии
· господства одного продавца, или монопсонии
· господства одного покупателя.
Однако для обеспечения свободного входа и выхода необходимо, чтобы все агенты рынка принимали эти решения на основе полной свободы доступа к исчерпывающей информации о рыночной ситуации (уровень цен и процента, состояние спроса и предложения и т.п.). Это открывает каждому участнику рынка возможность рационального поведения: свободу выбора с целью максимизации выгоды и минимизации затрат.
Другим признаком свободного рынка является абсолютная мобильность факторов производства, под которой понимается наличие возможности в случае необходимости осуществить перелив капитала, перемещение материальных и трудовых ресурсов из одних отраслей и сфер хозяйственной деятельности в другие.
Важным условием функционирования свободного рынка является недопущение вмешательства государства в экономические отношения субъектов рынка и отказ от проведения той или иной экономической политики.
В реальной действительности полное выполнение вышеперечисленных условий представляется невероятным. Ели говорить о полной свободе конкуренции, то совершенно очевидно, что именно в результате нее одни товаропроизводители разоряются, другие укрепляют свои рыночные позиции, расширяют свой сегмент рынка и в конечном счете могут его монополизировать. Кроме того, монополия может развиться и на основе выпуска принципиально нового продукта, использования новой технологии производства, которыми обладает только один товаропроизводитель, так как его права как пионера защищает патентное право.
Если говорить о свободном и равном доступе к информации, то это также нереально, ибо информация обладает стоимостью, и она также выступает в качестве товара. Поэтому более исчерпывающую информацию о том или ином рынке, перспективах его развития получит тот, кто в состоянии оплатить информационные услуги.
Условие свободной миграции капитала и ресурсов также трудновыполнимо. Во-первых, имеются естественные ограничения, связанные с несовместимостью, разнородностью многих производств. Поэтому весьма сложной становится проблема перепрофилирования производственной деятельности в силу различного характера используемых средств производства и рабочей силы.
Во-вторых, различные отрасли и виды производств порой существенно отличаются друг от друга по величине капитала, необходимого для инвестирования с целью первоначальной организации производства. В связи с этим для перелива капитала, например, в капиталоемкие производства и отрасли (судостроение, металлургия, авиастроение) для многих фирм требуются весьма длительные сроки с целью накопления необходимой величины капитала.
Кроме вышеуказанных причин, ограничивающих возможности функционирования свободного рынка, следует назвать еще целый ряд. Рынок не может обеспечить потребности, которые имеют общественный характер: социальное обеспечение, оборона страны, нормальное функционирование денежного обращения, справедливое распределение благ, развитие стратегических направлений науки и техники.
Свободный рынок
· это абстракция, идеал, которого нет и нельзя достичь. Конкретный рынок
· это в большей или меньшей |степени регулируемый рынок. Тем не менее, он обладает собственным механизмом саморегуляции. [2, c. 43]

1.3. Условия существования рынка как системы конкуренции

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие условия:
1) наличие самостоятельных экономических субъектов, их правомочность в заключении сделок и распоряжении своими доходами. То есть возможность каждого заниматься любой не запрещенной законом предпринимательской деятельностью;
2) многосекторная экономика, иначе говоря, многообразие форм собственности и соответственно видов предприятий Основа рыночной экономики
· частная собственность, особое значение для современной экономики имеет акционерная (корпоративная) собственность.
3) конкуренция Конкуренция
· душа рынка. Есть конкуренция
· значит, есть и рынок Условием конкуренции является наличие хотя бы нескольких продавцов (производителей), а также нескольких покупателей,
4) свободные рыночные цены, которые устанавливаются в процессе конкуренции. Допускается государственное регулирование цен на определенные виды товаров и услуг. Цены передают информацию об изменениях рыночной ситуации, стимулируют применение наиболее экономичных методов производства, распределяют и перераспределяют доходы,
5) устойчивые денежная и финансовая системы Устойчивость денежной системы предполагает отсутствие инфляции (или ее минимальный уровень), а устойчивая финансовая система предполагает прежде всего стабильность налогов,
6) наличие развитой инфраструктуры рынка;
7) дополнение чисто рыночного механизма государственным регулированием экономики Вопрос состоит только в том, как регулировать, в какой форме и дозе Важно отметить, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимизировано, оно не должно подавлять и разрушать рынок;
8) открытость национального рынка, его связь с мировым рынком;
9) стабильность политической ситуации;
10) умение всех участников приспосабливаться к требованиям рынка, соблюдать «правила игры».[12, c. 142]
Тесную связь с частной собственностью имеет свобода предпринимательства и выбора.
Свобода предпринимательства означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товара или услуги по собственному выбору и продавать этот товар или услугу на рынках по выбору самой фирмы. Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством или другими производителями, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.