Типы и виды рыночных экономик

содержание

“” Введение

“” . Многообразие рыночных экономик: причины и условия

“” . Модели «экономического либерализма», «экономического дирижизма», «экономического администрирования» и их особенности в различных государствах
“” .1. Модель «экономического либерализма»
“” .2. Модель «экономического дирижизма»
“” .3. Модель «экономического администрирования»

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Рынок
· это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.
На рынке выступают полностью независимые агенты, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес. Вступая в отношения обмена, каждый агент рынка, уступая то или иное благо, стремится получить взамен другое благо. Реализация экономических интересов совершается в актах купли-продажи благ, которые приобретают форму товара. Поэтому товаром является любое благо, предназначенное для удовлетворения той или иной потребности и имеющее меновую стоимость. Последняя характеризует такое свойство блага, как способность обмениваться в определенных пропорциях на другие блага.
На рынке встречаются два контрагента, один из которых стремится продать товар подороже (продавец), а другой желает приобрести его подешевле (покупатель). Свободное проявление воли контрагентов и есть не что иное, как реализация экономических интересов, которые сводятся к максимизации извлекаемой выгоды.
При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.
Целью представленной работы является изучение видов рыночных моделей и перспектив их развития.
1. Многообразие рыночных экономик: причины и условия

В настоящее время в России создается рыночная модель функционирования всей экономической системы хозяйствования.
В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах с развитой рыночной экономикой. Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

· от географического положения;

· от наличия природных ресурсов;

· от исторических условий развития;

· от традиций населения и его обычаев;

· от уровня развития производительных сил;

· от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

· наличие многообразных форм собственности;

· преобладание свободных цен на товары и услуги;

· развитая система свободной конкуренции;

· распространение предпринимательской деятельности;

· определенная система государственного регулирования экономики.
Рассмотрим влияние этих факторов применительно к странам с переходной экономикой.
Теоретическая и прикладная экономика разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако они касаются проблем тех стран, которые переходит от традиционной к современной рыночной экономике, т.е. развивающихся стран. Для перехода от административно-командной экономики к современной рыночной эти рецепты пригодны лишь частично, а так необходимое для постсодиологических стран новое направление теоретической и прикладной экономики-закономерности трансформации экономических систем
· находится только на стадии становления. Одно из центральных мест в теории переходного периода занимают проблема государственного регулирования экономики на стадии ее переходного состояния, ее специфика, масштабы участия в управлении экономикой.
Тотальное огосударствление экономики привело к неподвижности экономической системы и, в последующем к острому кризису. Симптомами назревающего кризиса были: нерациональное распределение и использование ресурсов, отсутствие конкуренции, медленная стагнация, ухудшение условий жизни, всевозможные дефициты при одновременном разбазаривании и расточительном использовании ресурсов, Предпринимавшиеся меры по стабилизации экономики терпели неудачу, что привело к крушению системы. Переход к рынку должен был, по замыслу, стабилизировать экономику с последующим ростом.
Однако состояние народного хозяйства Содружества, начиная с 2005 года, определялось двумя главными процессами
· превращением их в самостоятельные государства и освоением нового политико-экономического статуса, а также активизацией реформ, направленных на переход от централизованно планируемой к рыночной экономике. Характерной чертой указанных реформ являлся демонтаж прежней системы централизованного государственного планирования народного хозяйства. Подобно тому, как ранее план противопоставлялся рынку (последний с его неорганизованностью и проявлением неуправляемых сил считали несовместимым с системой хозяйствования, основанной на обобществлении средств производства), так теперь отказ от общегосударственного планирования выдавался в качестве единственно возможного пути организации эффективной экономической системы. Предлагаемые меры по формированию системы государственного регулирования экономики, адекватной современным условиям и потребностям развития страны, нередко трактовались как откат назад, к так называемой административно-приказной системе.