Добросовестная и недобросовестная конкуренция

11. Добросовестная и недобросовестная конкуренция

Конкуренция (Competition)
· наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов.
Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах -внутриотраслевой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.
Межотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую – с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен.

Добросовестные методы конкуренции

Дифференциация продукта:

КАЧЕСТВО ПРОДУКТА. Продукты могут различаться по своим физическим или качественным параметрам. Реальное различие, включающее функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их «ориентированности на потребителя». Существуют, к примеру, множество конкурирующих учебников по основам курса экономикс, которые отличаются с точки зрения содержания, структуры, изложения и доступности, методических советов, графиков, рисунков и т.д.
УСЛУГИ. Условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют ваши покупки и отнесут их к вашей машине. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить покупки, но продавать их по более низким ценам. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта.
РАЗМЕЩЕНИЕ. Продукты также могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки. Так, например, близкое соседство бензозаправочной станции к связывающим штаты автомагистралям позволяет ей продавать бензин по цене более высокой, чем это могла бы делать бензоколонка, расположенная в городе.
СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА И УПАКОВКА. Дифференциация продукта может также являться результатов мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольный баллончик, является более предпочтительней, чем та же самая зубная паста в обычном зубном тюбике. Хотя существует ряд медикаментов подобных аспирину, создание благоприятных условий и яркая реклама могут убедить многих потребителей, что байер и анацин являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их более известный заменитель.

Неценовая конкуренция

Как явствует из вышеприведенного обсуждения, в условиях конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается на цене, но также на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированные, моно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продуктов каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средства убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

Недобросовестные методы конкуренции

Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестких действий. Обычными приемами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов недобросовестной конкуренции теперь являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше, чем исторический интерес. Например, хотя федеральное законодательство запрещает снижение цен, направленное на ослабленное конкуренции, как можно на практике провести различия между законной ценовой конкуренции, основанной на преимуществах в издержках и ценовой конкуренции, предназначенной для того, чтобы сделать банкротами соперников?
Это осуществляется на основании 2-х условий:
Относительно редкие. Барьеры для вступления редко являются абсолютно непреодолимыми, действительно.