Организация управления малым предприятием

Содержание

Введение 3

1. Теоретико – методологические основы стратегического управления малым предприятием 5
Специфика российской практики управления предприятиями 5
Стратегическое управление малым предприятием 11

2. Стратегия управления малым предприятием ЗАО «СИАН Лтд» 22
2.1. История создания, организационная структура и специфика управления предприятием 22
2.2. Анализ воздействия факторов внешней и внутренней среды на деятельность ЗАО «СИАН Лтд» 29

Заключение 41
Список литературы 44
Введение

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Управление в условиях рынка подучило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
В отечественной литературе и практике понятие менеджмента вместо управления стало широко использоваться в 90-е годы в связи с переходом от административно-командной системы управления к формированию системы управления, основанной на рыночных отношениях. С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась ориентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение наивысшей эффективности их деятельности (рост прибыли, увеличение доли рынка и др.). На это направлены современные принципы, методы, средства и формы управления.
Важными задачами современного российского предприятия являются изучение и прогнозирование емкости региональных и товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности, координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей.
Грамотная организация управленческой деятельности позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов.
Возможности современного менеджмента нацелены на то, чтобы человек труда использовал весь свой потенциал для повышения производительности труда и прибыльности фирмы. Зарубежный опыт стимулирования и мотивации этого процесса можно принять на вооружение, но только после необходимой адаптации к российской практике.
Основная цель курсовой работы – изучить применяемый сегодня в России опыт стратегического управления малым предприятием, провести анализ состояния управления и методов, применяемых в управлении на предприятии ЗАО «СИАН Лтд».
Для достижения поставленной цели, в настоящей курсовой работе были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
– изучены теоретические и методологические аспекты стратегии управления предприятием и его специфика в нашей стране;
– рассмотрена характеристика предприятия , история его создания и сферы деятельности;
– на практике проведен анализ стратегии управления малым предприятием ЗАО «СИАН Лтд» с целью повышения эффективности управления его деятельностью.
Объектом исследования является малое предприятие ЗАО «СИАН Лтд», занимающееся торговлей автомобилями «BMW» и предоставляющее услуги по их ремонту и обслуживанию.
Предметом исследования является сама стратегия управления малым предприятием и практика применения управленческих методов в деятельности предприятия.

1. Теоретико – методологические основы управления малым предприятием
Специфика российской практики управления предприятиями

Термин “менеджмент” по-разному трактуется у нас и за рубежом. Можно дать следующее общее его определение: менеджмент – это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организация производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворение потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
В современной России в экономике происходят глубокие изменения, вызванные НТР. Это относится к взаимоотношениям производителей и покупателей, к конкуренции между производителями. На взаимодействие производителя и потребителя влияет компьютеризация производства. По существу потребитель становится участником процесса разработки и выведения на рынок новых наукоемких товаров. Прямые производственные и научно-технические связи, усиление специализации, кооперации и комбинирования производства меняют акценты в политике, проводимой менеджерами.
На сегодняшний день в нашей стране только каждое третье предприятие способно обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собственных накоплений. Вместе с тем, резервы улучшения огромны, особенно в области снижения затрат. На их раскрытие должны быть направлены особые усилия менеджера. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в постоянном повышении производительности своего труда и общей прибыльности фирмы. Большое значение имеет предоставление права участия в управлении предприятием рядовым сотрудникам.
Основными задачами, стоящими сейчас перед менеджером в России, являются:
1. Обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка.
2. Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка.
3. Разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива фирмы, включая его социальные проблемы, учитывая при этом необходимость содействия в разрешении социальных вопросов всего общества.
4. Постоянно оптимальным образом совершенствовать всю работу фирмы на основе применения современных методов управления, заблаговременно готовить нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы.
5. Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые отрасли.
6. Определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя.
7. Уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным элиминировать его воздействие на положение фирмы.
Любая самая хорошо разработанная программа деятельности ничего не значит без ежедневных огромных усилий по ее претворению в жизнь. Долгосрочные цели только тогда станут достижимыми, когда они будут материализованы в совокупности конкретных текущих задач. Исходной основой планирования в бизнесе выступает анализ сложившейся хозяйственной ситуации и факторов, на нее влияющих. Этот анализ является базой для того, чтобы были сделаны все необходимые выводы, устранены выявленные в ходе изучения недостатки и определены конструктивные действия по повышению эффективности хозяйственного функционирования фирмы. Первое место в этом процессе занимает, естественно, стратегическое планирование.
С точки зрения внутренних и внешних аспектов можно оценить среду российской экономической организации следующим образом.
С одной стороны, чем меньше развит рынок, чем менее насыщен он товарами, тем больше степень его монополизации, тем слабее учёт действующими на этом рынке фирмами факторов внешней среды. Для огромного числа небольших, преимущественно коммерческих российских фирм проблема насыщенного, остроконкурентного рынка уже сегодня является актуальной, и эти организации должны весьма внимательно учитывать факторы внешней среды ( ее микро
· и макроуровня).
С другой стороны, для любой российской фирмы, как крупного монополиста, так и мелкого предприятия, проблема внешней среды очень актуальна из-за воздействия трёх глобальных факторов:
политического
· в стране не создана устойчивая, эффективно действующая структура власти. Политическая обстановка постоянно чревата серьёзными потрясениями. У различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к власти, разное отношение к бизнесу
· не только в частностях, но и в основном подходе, определяющем соотношение государственного и частного бизнеса, сферы предпринимательской деятельности, возможность прямого контроля над фирмами;
социального
· резкое расслоение населения по уровням доходов приводит к постоянному сжатию первичного, потребительского спроса на рынках конечных продуктов. Это влечёт за собой сокращение вторичного спроса, то есть спроса фирм, предприятий на рынках экономических ресурсов
· средств производства, сырья и т.д. Кроме того, социальное расслоение означает создание различных сегментов потребительского рынка
· рынка для богатых и рынка для бедных, что ставит проблему выбора предприятием своей товарной политики;
экономического, когда ситуация спада в российской экономике существенно ухудшила перспективы роста российских предприятий, снизила возможности накопления капитала, необходимого для новых вложений.
Если говорить о значении рабочей среды (микроуровня внешней среды предприятия) в практике планирования российских экономических организаций, то в период перехода к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осуществлялись при активном участии государства, которое самостоятельно, без учёта интересов организации устанавливало ей поставщиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского типа практически отсутствовал. Влияние контактных аудиторий было очень мало.
После того как анализ внутренней и внешней среды завершён, фирма определяет основные ориентиры своей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды. Такая практика имеет свой смысл: само существование экономической организации предполагает, что у неё есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности.
В настоящее время на результаты деятельности организаций оказывают влияние многие факторы как внешней, так и внутренней среды.
Одним из негативных факторов, отрицательно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, является инфляция. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, препятствует становлению оптимальных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы предприятий, обесценивает выручку и основные фонды.
Нестабильность налоговой системы, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
Кроме того, непредсказуемость экономической обстановки влечет за собой неупорядоченность контроля деятельности предприятий со стороны государственных органов.
Наконец, управленческая деятельность в России, как и вся национальная экономика, находится в стадии становления, постепенно приобретает рыночный характер.
Только эффективная управленческая деятельность на уровне предприятия может способствовать успешной и стабильной деятельности организации в РФ, и не только оградить ее от влияния неблагоприятных факторов воздействия внешней среды, связанных, например, с частым изменением арендной платы за помещения, слабой договорной дисциплиной, но и дать предприятию преимущества перед конкурентами.
При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель – хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.
Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми
·коллегами
·, изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов.
Бесспорно, что путем взаимодействия людей можно добиться неизмеримо более высоких результатов. Результативность сотрудничества прямо пропорциональна уровню его организации.
Любое положение, возникающее в процессе управления требует от менеджера принятия конкретных решений по коррекции программ и планов. Каждое управленческое решение является результатом обратной связи с внешней и внутренней средой фирмы. Эти решения принимаются на основе получаемой и обрабатываемой информации, анализ которой происходит в рамках технологии менеджмента. Иерархия в системе управления дает возможность передачи ответственности в этой области на более низкие уровни управления.
Нужно в полной мере осознавать, что регламентация и правильная организация работы не являются только личным делом менеджера, но и примером для других и гарантией наиболее эффективного управления.

Стратегическое управление малым предприятием
Определение малых предприятий дано в Федеральном законе от 14 июня 1995 года ” О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
Малыми предприятиями признаются следующие коммерческие организации – юридические лица:
1. в уставном капитале которых дол государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются);
2. средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Развитие государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в 90-х годах не являлось непрерывным процессом. Вслед за периодом политического равнодушия к развитию малых частных фирм в начале 90-х годов, делались отдельные попытки поддержать их путем налоговых привилегий, которые были избирательно направлены на малые предприятия производственного сектора. Вслед за этим появилась первая национальная программа поддержки малых и средних предприятий (на 1994-95 годы), которая была окончательно принята в 1995 году.