Менеджмент в малом бизнесе

Содержание

Введение 3

1. Теоретико – методологические основы системы менеджмента на малом предприятии 6
Специфика российской практики управления предприятиями 6
Особенности системы менеджмента на малом предприятии 9

2. Анализ и совершенствование системы управления малым предприятием ЗАО «СИАН Лтд» 15
2.1. История создания, организационная структура и специфика управления предприятием 15
2.2. Анализ воздействия факторов внешней и внутренней среды на деятельность ЗАО «СИАН Лтд» 19
2.3. Классификация и специфика проблем и задач ЗАО «СИАН Лтд» по совершенствованию системы управления 28
2.4. Пути повышения эффективности функционирования системы управления ЗАО «СИАН Лтд» 31

Заключение 36
Список литературы 39
Введение

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Грамотная организация управленческой деятельности позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов.
Возможности современного менеджмента нацелены на то, чтобы человек труда использовал весь свой потенциал для повышения производительности труда и прибыльности фирмы. Зарубежный опыт стимулирования и мотивации этого процесса можно принять на вооружение, но только после необходимой адаптации к российской практике.
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства?
Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию, такой атмосферы в малой фирме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственникаи управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т, е. велика степень риска. Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействия внешней среды. Поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами.
Другим слабым местом малого бизнеса является низкая возможность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточных средств для выплаты высокого процента.
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм (менеджеров) – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
В рамках настоящей работы предполагается рассмотреть один из наиболее актуальных вопросов функционирования малого предпринимательства и предприятий вообще
· а именно вопросы предпринимательской деятельности и эффективной формы организации предприятия малого бизнеса.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с развитием рыночных отношений в России идет постоянное усиление конкурентной борьбы, и для того, чтобы малым предприятиям выжить и развиваться в условиях когда внешняя среда в лице конкурентов ведет себя все более жестко и агрессивно, а потребители требуют продукцию более высокого качества с соответствующим уровнем сервисного обслуживания, необходимо использовать все свои конкурентные преимущества и внутренние резервы.
Малое предприятие в силу специфики своей организационно правовой формы с одной стороны имеет ряд преимуществ, что будет показано ниже, а с другой стороны ее финансовые возможности весьма ограничены.
Поэтому проблема управления предприятием и выбор эффективной формы организации для малых предприятий весьма актуальна.
Кроме практического значения данная тема имеет и большое научное значение, поскольку позволяет выявить особенности организации прежде всего малых предприятий.
Основная цель курсовой работы – изучить применяемый сегодня в России опыт организации системы менеджмента на малом предприятии, провести анализ состояния управления и методов, применяемых в управлении на предприятии ЗАО «СИАН Лтд».
Для достижения поставленной цели, в настоящей курсовой работе были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
– изучены теоретические и методологические аспекты стратегии управления малым предприятием и его специфика в нашей стране;
– рассмотрена характеристика предприятия , история его создания и сферы деятельности;
– на практике проведен анализ стратегии управления малым предприятием ЗАО «СИАН Лтд» с целью повышения эффективности управления его деятельностью.
Объектом исследования является малое предприятие ЗАО «СИАН Лтд», занимающееся торговлей автомобилями «BMW» и предоставляющее услуги по их ремонту и обслуживанию.
Предметом исследования является сама система управления малым предприятием и практика применения управленческих методов в деятельности предприятия.

1. Теоретико – методологические основы системы менеджмента на малом предприятии
1.1. Специфика российской практики управления предприятиями

Термин “менеджмент” по-разному трактуется у нас и за рубежом. Можно дать следующее общее его определение: менеджмент – это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организация производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворение потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
В современной России в экономике происходят глубокие изменения, вызванные НТР. Это относится к взаимоотношениям производителей и покупателей, к конкуренции между производителями. На взаимодействие производителя и потребителя влияет компьютеризация производства. По существу потребитель становится участником процесса разработки и выведения на рынок новых наукоемких товаров. Прямые производственные и научно-технические связи, усиление специализации, кооперации и комбинирования производства меняют акценты в политике, проводимой менеджерами.
На сегодняшний день в нашей стране только каждое третье предприятие способно обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собственных накоплений. Вместе с тем, резервы улучшения огромны, особенно в области снижения затрат. На их раскрытие должны быть направлены особые усилия менеджера. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в постоянном повышении производительности своего труда и общей прибыльности фирмы. Большое значение имеет предоставление права участия в управлении предприятием рядовым сотрудникам.
Основными задачами, стоящими сейчас перед менеджером в России, являются:
1. Обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка.
2. Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка.
3. Разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива фирмы, включая его социальные проблемы, учитывая при этом необходимость содействия в разрешении социальных вопросов всего общества.
4. Постоянно оптимальным образом совершенствовать всю работу фирмы на основе применения современных методов управления, заблаговременно готовить нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы.
5. Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые отрасли.
6. Определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя.
7. Уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным элиминировать его воздействие на положение фирмы.
Любая самая хорошо разработанная программа деятельности ничего не значит без ежедневных огромных усилий по ее претворению в жизнь. Долгосрочные цели только тогда станут достижимыми, когда они будут материализованы в совокупности конкретных текущих задач. Исходной основой планирования в бизнесе выступает анализ сложившейся хозяйственной ситуации и факторов, на нее влияющих. Этот анализ является базой для того, чтобы были сделаны все необходимые выводы, устранены выявленные в ходе изучения недостатки и определены конструктивные действия по повышению эффективности хозяйственного функционирования фирмы. Первое место в этом процессе занимает, естественно, стратегическое планирование.
С точки зрения внутренних и внешних аспектов можно оценить среду российской экономической организации следующим образом.
С одной стороны, чем меньше развит рынок, чем менее насыщен он товарами, тем больше степень его монополизации, тем слабее учёт действующими на этом рынке фирмами факторов внешней среды. Для огромного числа небольших, преимущественно коммерческих российских фирм проблема насыщенного, остроконкурентного рынка уже сегодня является актуальной, и эти организации должны весьма внимательно учитывать факторы внешней среды ( ее микро
· и макроуровня).
С другой стороны, для любой российской фирмы, как крупного монополиста, так и мелкого предприятия, проблема внешней среды очень актуальна из-за воздействия трёх глобальных факторов:
политического
· в стране не создана устойчивая, эффективно действующая структура власти. Политическая обстановка постоянно чревата серьёзными потрясениями. У различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к власти, разное отношение к бизнесу
· не только в частностях, но и в основном подходе, определяющем соотношение государственного и частного бизнеса, сферы предпринимательской деятельности, возможность прямого контроля над фирмами;
социального
· резкое расслоение населения по уровням доходов приводит к постоянному сжатию первичного, потребительского спроса на рынках конечных продуктов. Это влечёт за собой сокращение вторичного спроса, то есть спроса фирм, предприятий на рынках экономических ресурсов
· средств производства, сырья и т.д. Кроме того, социальное расслоение означает создание различных сегментов потребительского рынка
· рынка для богатых и рынка для бедных, что ставит проблему выбора предприятием своей товарной политики;
экономического, когда ситуация спада в российской экономике существенно ухудшила перспективы роста российских предприятий, снизила возможности накопления капитала, необходимого для новых вложений.
Если говорить о значении рабочей среды (микроуровня внешней среды предприятия) в практике планирования российских экономических организаций, то в период перехода к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осуществлялись при активном участии государства, которое самостоятельно, без учёта интересов организации устанавливало ей поставщиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского типа практически отсутствовал. Влияние контактных аудиторий было очень мало.
После того как анализ внутренней и внешней среды завершён, фирма определяет основные ориентиры своей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды. Такая практика имеет свой смысл: само существование экономической организации предполагает, что у неё есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности.

1.2. Особенности системы менеджмента на малом предприятии

Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости, общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.
Что же называют малым бизнесом? Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий: крупное
· предприятие с численностью работающих более 500 человек; среднее – от 100 до 500 человек; малое – до 100 человек. В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 3), приведены в табл. 1.

В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает.