Сознание

Западно-уральский институт экономики и права

·Материя и сознание
·

Контрольная работа по философии. Выполнил студент IV курса, экономического факультета

Закоптелков А.С.

Проверил преподаватель:

Д.ф.н. Кайдалов В.А.

Пермь. 2000 г.

Сознание
· функция человеческого мозга
Сознание
· высшая форма психического отражения объективного мира
Эволюция форм отражения
Сознание и речь, их происхождение и взаимосвязь
Сознание и кибернетика
Список литературы

Человек владеет самым прекрасным даром
·сознанием, мыслящим разумом с его способностью устремляться и в отдаленное прошлое, и в грядущее, проникать в область неведомого, с его миром мечты и творческой фантазии. Что же такое сознание, как оно возникло, как оно соотносится с действительностью и мозгом человека?
Сознание
· функция человеческого мозга
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. Лучшие умы человечества в течение многих веков пытались раскрыть природу сознания. Они искали ответ на вопросы о том, как неживая материя на определенном уровне своего развития порождает живую, а последняя
· сознание, какова его структура и функции, каков механизм перехода от ощущений, восприятии к мысли, от чувственно-конкретного
· к отвлеченно-теоретическому, каким образом сознание соотносится с материальными физиологическими процессами, протекающими в коре головного мозга. Эти и многие другие проблемы в течение длительного времени оставались недоступными строго объективному научному исследованию.
В трактовке явлений сознания большое распространение получили различного рода идеалистические и религиозные концепции. Согласно религиозно-идеалистическим представлениям, сознание есть проявление некой нематериальной субстанции
·
·души
·, будто бы не зависящей от матерни вообще, от человеческого мозга в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Не умея объяснить естественными причинами сновидения, обморок, смерть, разного рода познавательные и эмоциональио-волевые процессы, древние приходили к ложным взглядам на эти явления. Так, сновидения трактовались как впечатления
·души
·, покидающей во сне тело и странствующей по различным местам. Смерть представлялась в виде разновидности сна, когда
·душа
· по неведомым причинам не возвращается в покинутое ею тело. Эти наивные, фантастические взгляды получили в дальнейшем свое теоретическое
·обоснование
· и закрепление в различных идеалистических философских и богословских системах. Любая идеалистическая система так или иначе провозглашала сознание (разум, идею, дух) самостоятельной сверхъестественной сущностью, не только не зависящей от материи, но и, более того, созидающей весь мир и управляющей его движением, развитием.
В противоположность различного рода идеалистическим воззрениям материализм исходит из того, что сознание есть функция человеческого мозга, сущность которой заключается в активном, целенаправленном отражении действительности. Вместе с тем проблема сознания оказалась чрезвычайно трудной и для материалистически мыслящих философов и психологов. Некоторые материалисты, оказавшись в затруднении перед проблемой возникновения сознания, стали рассматривать сознание в качестве атрибута материи, как ее вечное свойство, присущее всем
· как высшим, так и низшим
· ее формам. Они объявили всю материю одушевленной. Это воззрение именуется гилозоизмом (от греческого hyle
·материя, zoe
· жизнь).
Диалектический материализм исходит из того, что сознание является свойством не всякой, а лишь высокоорганизованной материи, – оно связано с деятельностью человеческого мозга, со специфически человеческим, социальным образом жизни. Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.
Диалектическая концепция сознания основывается на принципе отражения, т. е. психического воспроизведения объекта в мозгу человека в виде ощущений, восприятии, представлений, понятий, суждений и умозаключений. Содержание сознания определяется в конечном счете окружающей действительностью, а его материальным субстратом, носителем служит головной мозг человека.
У животных в ходе их эволюции появилась способность психического отражения внешних воздействий лишь тогда, когда у них возникла нервная система. Совершенствование психики животных под влиянием изменения образа жизни тесно связано с развитием их мозга. Сознание человека возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием специфически человеческого мозга под влиянием трудовой деятельности, общественных отношений, общения. Мозг есть орган сознания как высшей формы психического отражения действительности. Человеческий мозг – это тончайший нервный аппарат, состоящий из громадного числа нервных клеток. Их насчитывается до 15 миллиардов. Каждая из них находится в контакте с другими, и все они вместе c нервными окончаниями органов чувств образуют сложнейшую сеть с неисчислимым множеством связей.
Мозг человека имеет чрезвычайно сложное
·иерархическое
· строение. Наиболее простые формы отражения, анализа и синтеза внешних воздействий и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы
· спинным, продолговатым, средним и межуточным мозгом, а наиболее сложные формы
· высшими
·этажами
·, и прежде всего большими .полушариями головного мозга. В различные участки коры больших полушарий по нервным волокнам поступают нервные импульсы, вызванные воздействием внешних агентов на органы чувств.
·Подкорковый
· аппарат мозга является органом сложнейших форм передающейся по наследству, врожденной (инстинктивной) деятельности. Он выполняет самостоятельную роль у низших позвоночных животных и теряет свою самостоятельность у высших позвоночных
· млекопитающих, и особенно у человека.