Организация бухучета и аудита на предприятии

2.Организация учета и аудита на примере предприятия ООО «Компания Кассовых Машин»
Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью “Компания кассовых машин” создано в соответствии с действующим законодательством и действует на основании Устава, зарегистрированного 17 февраля 2000 г. рег.
·3157110 (см. Приложение
·1) в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах и услугах. Предметом деятельности общества является комплексная автоматизация розничной торговли. Каждое предприятие розничной торговли сталкивается с тем, что для нормального и бесперебойного функционирования магазина необходимо его правильно оснастить: установить и настроить рабочие станции (персональные компьютеры), сервер, протянуть и настроить сеть, подключить офисное оборудование (терминалы сбора данных, принтеры, сканеры), установить ККМ (контрольно-кассовые машины), при необходимости произвести работы по установке систем защиты от краж. В дальнейшем предприятие розничной торговли будет сталкиваться с необходимостью приобретения расходных материалов (например, чековой ленты, магнитных бирок, картриджей и т.п.). Направления деятельности нашей организации можно схематично подразделить на следующие:

Продажа и настройка оборудования

Продажа программного обеспечения и его дальнейшее поддержание (имеется в виду программное обеспечение предназначенное для автоматизации торговых процессов, так называемый back office);

Продажа расходных материалов.

Во второй части своей работе я постараюсь описать учет, который осуществлен на предприятии оптовой торговли ООО «ККМ», дать действующую схему организации аудита, выявить недостатки учета.

Учетная политика предприятия
Под учетной политикой предприятия понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимость измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Основной целью учетной политики является формирование полной, объективной и достоверной информации о деятельности организации. При разработке учетной политики предприятие выбирает способы учета хозяйственных операций, по которым нормативными документами предусмотрены альтернативные варианты.
В условиях рыночной экономики многие положения нормативной базы носят рекомендательный характер, при этом существуют различные варианты действий в зависимости от многих конкретных факторов работы предприятия и внешних условий. Кроме того, каждый руководитель и бухгалтер – это личность с определенными знаниями и представлениями о бухгалтерском учете. Поэтому, если бы можно было поставить эксперимент, в котором на одном и том же предприятии бухгалтерский учет вели бы два бухгалтера, то он наверняка был бы разным.
Учетная политика, являющаяся реализаций одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться в разных организациях.
От того, насколько рационально будет организован бухгалтерский учет и правильно выбран способ учета операций, зависит успех деятельности организации в целях достижения наилучших финансовых результатов, разработки оптимальной системы налогообложения.
Приказ об учетной политики ООО “Компания кассовых машин” находится в Приложениях к данной работе (Приложение
·2). Остановится более подробно целесообразно только на тех пунктах учетной политики, которые имеют прямое отношение к выбранной теме.
Синтетический учет товаров ведется по покупной стоимости без НДС.
С целью определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, используется вариант оценки материалов по себестоимости единицы приобретения материалов. Товарооборот предприятия не велик, поэтому отследить по какой цене мы приобрели оборудование (расходные материалы) не составляет особого труда.
Аналитический учет товаров ведется в разрезе складов в рублевом эквиваленте.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг определяется по моменту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов или иному моменту возникновения права собственности у приобретателя по договору.
Далее будет более подробно описано, как реализуется выполнение данных пунктов учетной политики на практике.
Бухгалтерский учет товарных операций
Учет поступления товаров
Документальное оформление поступления товаров
Документальное оформление поступления товаров и его учет осуществляется организациями торговли в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96
·1-794/32-5.
При поступлении товара от поставщиков по долгосрочным или краткосрочным контрактам на поставку товаров необходимо оформить следующие документы:
Договор купли-продажи (поставки) или счет. Счет выписывается поставщиком обычно при разовых закупках. Договор должен быть корректно оформлен. Попытаемся проанализировать правильность оформления договора на поставку расходных материалов для контрольно-кассовых машин, а также посмотреть, как отражается приобретение товаров на счетах бухгалтерского учета. Пример договора дан в Приложениях к данной работе (Приложение
·3). Существенные условия договора
Существенными условиями договора поставки являются предмет договора и срок поставки. Анализируя приведенный договор, можно сделать вывод о том, что существенные условия в нем содержатся. Предметом договора являются расходные материалы для ККМ. Срок поставки определен сроком действия настоящего договора. В соответствии с условиями договора поставка осуществляется в течение всего срока его действия отдельными партиями.
Момент перехода права собственности на товар
Право собственности на товар в соответствии с п.2.4 договора переходит к покупателю с момента доставки товара на склад покупателя. Поэтому поступление товара отражается в бухгалтерском учете в общепринятом порядке на основании товаросопроводительных документов поставщика следующей проводкой:
Д60 К51-40 000=
(оплата происходит после получения товара)
или
Д61 К51-40 000=
Д60 К61 -40 000=
(в случае предварительной оплаты товара)
Цена договора
Цена договора в момент его заключения жестко не определена сторонами, что не противоречит требованиям гражданского законодательства. Согласно п.2.2 договора сумма конкретной партии не должна быть менее 40 000 рублей
Спецификацию к договору. В спецификации к договору даны попозиционные цены на каждую единицу продукции (см. Приложение
·3).
Копию лицензии на право осуществлять торговлю отдельными видами товаров. В нашем случае лицензии не требуется. Лицензия необходима при торговле, например алкоголем.
Товаросопроводительные документы (товарная накладная). При доставке товара автомобильным транспортом выписывается товарно-транспортная накладная. Пример товарно-транспортной накладной дан в Приложениях (Приложение
·4). В накладной указывается:
номер и дата выписки;
наименование поставщика и покупателя;
наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара.

Счета-фактуры, введенные Постановлением РФ
·914 . Пример счета-фактуры дан в Приложениях к данной работе (Приложение
·5).
Способы оплаты
При расчетах с поставщиками товаров наиболее часто используются следующие способы оплаты:
Предварительная оплата;
Частичная предоплата товара;
Оплата товара сразу после его получения.
Существуют и другие способы оплаты, такие, как выдача векселя, мена, взаимозачеты, расчеты с привлечением третьих лиц, оплата товара по мере его реализации. Рассматриваться подробно будут только первые три способа оплаты. Другие способы оплаты Общество с ограниченной ответственность «Компания кассовых машин» не использует.
Если по условиям договора оплату товара предприятие производит путем перечисления на расчетный счет поставщика предоплаты в размере 100% стоимости товара, то в бухгалтерском учете покупателя хозяйственные операции по перечислению поставщику предоплаты и оприходованию товара отражаются следующие записи:
Д61 К51-40 000=
Перечислена поставщику предоплата за расходные материалы для ККМ (23.03.00)

Д60 К61-40 000=
Зачтена предоплата

Д41 К60-33 333,33=
Отражено поступление расходных материалов (25.03.00)

Д19 К60-6 666,67=
Отражен НДС

Д68 К19-6 666,67
Отнесен НДС в зачет Бюджета

Если условиями договора оговорено, что покупатель сначала оплачивает какую-то часть товара (до получения товара), а остальную часть стоимости договора после получения товара (частичная предоплата), то такие операции отражаются на счетах следующими проводками:
Д60 К51-10 000=
Перечислена поставщику предоплата за расходные материалы для ККМ (23.03.00)

Д41 К60-33 333,33=
Отражено поступление расходных материалов (25.03.00)

Д19 К60-6 666,67=
Отражен НДС

Д60 К61-10 000=
Зачтена предоплата

Д68 К19-1 666,67
Отнесен НДС в зачет Бюджета (за оплаченную часть)

Д60 К51 -30 000=
Перечислена оставшаяся часть по договору за расходные материалы для ККМ

Д68 К19 -5 000=
Отнесен НДС в зачет Бюджета (за оплаченную часть)

Если по условиям договора организация-покупатель оплачивает стоимость партии товара сразу после ее получения, то в его учете такие операции отражаются следующими записями:
Д60 К51-40 000=
Перечислена поставщику стоимость расходных материалов для ККМ (22.03.00)

Д41 К60-33 333,33=
Отражено поступление расходных материалов (22.03.00)

Д19 К60-6 666,67
Отражен НДС

Д68 К19-6 666,67
Отнесен НДС в зачет Бюджета

Денежные расчеты за приобретенные товары осуществляются, как правило, в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета покупателя на счет поставщика.
В отдельных случаях расчеты за товары осуществляются наличными деньгами. Однако широкое распространение расчетов наличными деньгами сдерживается их предельным размером (предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу установлен в сумме 10 000рублей). Кроме того, еще менее привлекательным стал данный вид оплаты в связи с введение налога с продаж.
Учет Реализации товаров
Многие поставщики в настоящее время устанавливают цену товара в иностранной валюте (условных денежных единицах), тем самым они рассчитывают избежать финансовых потерь, связанных с инфляцией.
Право оценивать свои обязательства по договору в условных денежных единицах в качестве эквивалента определенной суммы в рублях предоставлено организациям ст. 317 «Валюта денежных обязательств» части первой ГК РФ. При этом оплата таких обязательств может производиться в рублях, как по официальному курсу, так и по курсу, определенному соглашением сторон.
ООО «Компания Кассовых Машин» составляет все свои договора в условных единицах. Пример договора и товаросопроводительные документы даны в Приложениях к данной работе (Приложение
· 6). Все товаросопроводительные документы составлены в долларах США, что не противоречит Постановлению
·914 от 02 декабря 2000 г (в нем не сказано, что счета-фактуры должны быть обязательно составлены в рублях).
При осуществлении расчетов в соответствии с такими договорами на счетах бухгалтерского учета организации возникает разница между стоимостью товаров, определенной на дату перехода права собственности, и стоимостью товаров, определенной на дату осуществления расчетов. Такую разницу называю суммовой разницей.
Рассмотрим пример учета по вышеуказанному договору. Курс доллара на дату отгрузки составляет 28,39. Курс доллара на дату платежа составляет 28,49. Общая стоимость договора 3 126 долларов США.
Д62 К46=88 747,14
Отгружено оборудование в т.ч. НДС (курс 28,39) 27.10.00

Д46 К41=83 750,50
Списано оборудование по себестоимости единицы приобретения

Д46 К68=14 791,19
Отражен НДС к уплате

Д51 К62=89 059,74
Поступили денежные средства на Р/с за оборудование (курс 28,49) 29.10.00

Д62 К46=312,60
Начисление положительной суммовой разницы

Д46 К68=52,1
Начислен НДС с положительной суммовой разницы

Д46 К80=9 534,00
Определен финансовый результат от реализации

Учет Возвратов поставщику
В процессе работы любого торгового предприятия возникают ситуации, связанные с необходимостью возврата ранее купленных товаров. Такими ситуациями могут быть:
Обнаружение брака (несоответствие качества, ассортимента, комплектности, упаковки или нарушения других условий поставки);
Невозможность (затруднение) реализации товаров, оприходованных по договору поставки и другие.
Покупатель вправе принять решение об отказе от исполнения договора и вернуть товар поставщику. Согласно ст. 476 ГК РФ, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
При возврате товара поставщику ООО «ККМ» делает на счетах бухгалтерского учета следующие записи:
Д41 К60= (сторно)
Д19 К60= (сторно)
Если товар уже был оплачен, то будет составлена следующая проводка:
Д51 К60=
В книге покупок будет сделана запись красным (с минусом). Пример заполнения Книги продаж см. в Приложении
·7.
Ведение книги покупок и книги продаж
Плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам, утвержденным Постановлением Правительства от 02 декабря 2000 г
·914. Наглядно заполнение Книги покупок и Книги продаж дано в Приложениях к данной работе на основании цифровых примеров, которые были рассмотрены ранее (покупка расходных материалов, реализация оборудования) (Приложение
· 7). Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок.
Книга покупок:
Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, представляемых поставщиками, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей зачету (возмещению) в порядке, установленном федеральным законом. Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.
Счета-фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (работ, услуг).

Книга продаж
Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых аппаратов), составляемых поставщиком, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость по реализованным товарам (работам, услугам).
Отражение счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг) или получения предоплаты (аванса) в том отчетном периоде, в котором в целях налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), но не позднее 10-дневного срока.
Получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов-фактур и соответствующими записями в книге продаж. Покупатели, перечисляющие указанные денежные средства, записи по этим средствам в книге покупок не производят.