Методика аудиторской проверки

Методика аудиторской проверки

Деятельность аудитора детально планируется руководителем аудиторской фирмы. Она включает в себя стратегическое планирование и детальное планирование.
Стратегическое планирование предполагает:
– определение объема работы на основе знания и опыта;
– определение рисков;
– ожидание клиентов (фирм, банков).
Совокупное аудиторское знание и опыт позволяют оценить объем работы аудитора и степень риска аудитора при проверке данного банка.
Различают следующие виды рисков:

1) риск профессиональной способности аудитора. Он определяется строгим подходом к выбору проверяемой фирмы, с учетом ее репутации

(порядочность, честность фирмы, степень риска совершаемых операций данным банком). Берясь за проверку той или иной фирмы, аудиторская компания прежде всего обращает внимание не ее репутацию. Таким образом, проверка данной фирмы не должна нанести ущерб аудиторской компании и ее клиентам;
2) риск ожидания клиента – риск не удовлетворить выводами своего клиента. В случаях, когда клиент не доволен аудиторской проверской, он может в дальнейшем отказаться от услуг этой аудиторской компании;
3) аудиторский риск – аудиторское заключение может быть неверным.
Риски третьей группы проистекают из ошибок, содержащихся в финансовых отчетах.
Аудиторские риски подразделяются на :
– присущие риски;
– контрольные риски;
– риск выявления ошибок.
Присущие риски – это риски, присущие самому характеру деятельности банка или фирмы. Работа банка характеризуется большим количеством операций, совершаемых в течение отчетного периода. Чем больше количество операций, тем больше возможность ошибок. Поэтому, важно выявить существенную ошибку, которая приводит к изменению (искажению) финансовых результатов.
Контрольные риски. Бухгалтерский учет клиента (банка) содержит определенные контрольный системы. При хорошей контрольной системе контрольные риски ниже, при плохой – выше.
Например, оборотно-сальдовую ведомость можно рассматривать как контрольную систему. если обороты подсчитаны правильно, то остатки на конец дня сходятся. Следовательно, все операции отражены по дебету и кредиту правильно.
Риск выявления ошибок означат, что не все ошибки можно обнаружить определенными аудиторскими приемами. если ошибка не будет выявлена, то она пойдет дальше.
Таким образом, при стратегическом планировании изучается действующая система контроля у клиента и определяется риск выявления ошибок.
Если на этой стадии будет установлено, что аудиторский риск высок, аудиторская фирма делает вывод, что у данного клиента при подтверждении отчета предстоит большой объем работы.
Итак, аудитор определил объем работы и теперь приступает к выбору методов или приемов проверок.
Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным аудиторским удовлетворением (т.е. уверенностью в качестве проверки).
Различают:
– контрольные приемы;
– аналитические приемы;
– детальное изучение операций.

К контрольным приемам относятся:

– качество контроля со стороны руководства банка;
– наличие компьютерных контрольных систем;
– физический контроль, т.е. проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т.д.)

К аналитическим приемам относятся:

– рассылка писем клиентам для подтверждения суммы кредита или остатка счета;

– изучение, например, темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предыдущего года.

Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки, однако дают меньшее аудиторское удовлетворению

Детальное изучение включает:
– проверку бухгалтерских документов;
– фактическую проверку операций;
– проверку бухгалтерского учета;
– сопоставление записей в учете с документами (а также записей в учете, документах и фактических данных по взаимно связанным операциям);
– проведение встречных проверок.

В процессе проверки бухгалтерских документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, проверяется подлинность документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских проводок. При этом, не исключается сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможны злоупотребления. например, кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные операции.
Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением поручений клиентов и потому ими не контролируются. К таким документам относятся документы по внутрибанковским операциям по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях целесообразен выборочный метод проверки документов. При его использовании можно избежать снижения достоверности и искажения
реального положения дел, если производить правильный отбор документов. Отбор документов делается за относительно продолжительный период времени, в течение которого возможные нарушения могли повторяться. Не рекомендуется выбирать для проверки для проверки документы за отдельные дни какого-либо периода.
Документы проверяются как с точки зрения законности отраженных в ней операций, так и с точки зрения правильности их оформления, т.е. применения установленных форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей денег, дат совершения операций.

Особенно тщательно проверяются расходные кассовые документы. В порядке выборочной проверки целесообразно сличить отдельные экземпляры комплектов документов, находящихся в банке и у клиентов. При этом, возможно выявление случаев нарушений и злоупотреблений, использование фиктивных экземпляров поручений и их копий.
Для проверки документов используются логический анализ, исследование, направленное на выявление внутренних противоречий в самих документах, характера платежей исходя из реальных кредитных ресурсов банка.