Подготовка лекций для преподавателя – это одно из тех направлений его профессиональной деятельности, которое требует сформированности определенных навыков для обеспечения качественного, назовем условно, исполнительства. В специальной (экспертной) терминологии они называются «самонавыками» (англ. self-skills); согласно ФГОС и современным руководствам о том, как стать «специалистом будущего», им должны учиться студенты, ими должны обладать педагоги (учителя, тренеры, коучи и проч.). В их комплекс входит довольно широкий перечень позиций (список постоянно пополняется экспертами и авторитетными организациями), однако какие именно из них нужны преподавателю для разработки курса лекций – вопрос риторический.
Многое, конечно, зависит от того, какие цели он предполагает достичь по итогу его прочтения. Так, например (из «классики»), для формирования новых знаний у слушателей по теме конкретной лекции – будет вполне достаточно навыка управления временем, постановки профессиональных целей и инициирования задач. Если целью является мотивация студентов к учению и побуждение интереса к предмету и (или) будущей профессии – также будут полезны навыки принятия решений (например, в подборе учебной информации, применении методов и инструментов преподавания, способов получения обратной связи и проч.), адаптивности под запрос аудитории и, вероятно, неплохое чувство юмора. В свою очередь, план на расширение кругозора и формирование устойчивых профессиональных компетенций у обучающихся потребует от преподавателя («плюс») навыка решения проблем (например, изучения педагогических фреймворков), самомотивации и самодисциплины, управления стрессом (куда же без него) и эмоциональной регуляции. Однако, все эти навыки могут оказаться бесполезными, если лекционный материал не соответствует критериям качества.
В заголовок к этой статье мы поместили два, на наш взгляд, важнейших из них – это оригинальность и уникальность. Эти две позиции не имеют никакого отношения к проверке текстов лекций на Антиплагиат. Оригинальная (от лат. – первоначальный, первичный) лекция – это лекция, в которую заключена емкая и, одновременно, покрывающая все имеющиеся запросы информация – в актуальности, достоверности, практической значимости, ретро- и проспективности, самобытности и доступности для восприятия слушателем. В свою очередь, уникальная (от лат. unicus – единственный) лекция – это лекция, в которую заключены знаний и опыт, которые накоплены преподавателем, которыми обладает только он и только он может и способен передать своим студентам. Лишь материал, обладающий этими двумя критериями будет, в купе с имеющимися в «ассортименте» педагога самонавыками (их может быть всего несколько или даже один, но «функциональный») позволит достичь одновременно всех образовательных целей (предметных и мета-предметных результатов) по конкретной дисциплине.
Разработка лекций для преподавателей – одно из приоритетных направлений деятельности нашего Научно-консультационного центра DIP. В течение последних 23 лет мы тщательно подбирали и отбирали лучших авторов, не только обладающих достаточной квалификацией, но и способных понять задачи, которые ставит, в первую очередь, перед собой современный преподаватель. В нашей компетенции – подготовка качественного – оригинального и уникального – учебного контента – от разработки плана курса лекций до его производства «под ключ». Кроме того, мы оказываем помощь и консультируем по вопросам:
коррекции (доработки), актуализации, расширения или сокращения имеющегося у Вас лекционного материала;
подготовки проектов визуального сопровождения лекций, независимо от их объема и содержания (интерактивные презентации и проч.);
разработки учебных планов и программ, с опорой на Ваш персональный (авторский) курс лекций;
адаптация готового лекционного материала под другую аудиторию и (или) другие условия организации образовательного процесса;
создания учебных лекций (от 1 ед.) для ВУЗов, организаций дополнительного профессионального образования (ДПО), корпоративных учебных центров, других организаций, в перечень видов деятельности которых входит образование, а также театров и музеев, которые проводят для своих гостей просветительские мероприятия;
и многим другим.
Мы создаем уникальный и оригинальный образовательный контент, а новое Сотрудничество позволяет нам развивать свои self-skills!