Под­го­тов­ка лек­ций для пре­по­да­ва­те­ля – это одно из тех направ­ле­ний его про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, кото­рое тре­бу­ет сфор­ми­ро­ван­но­сти опре­де­лен­ных навы­ков для обес­пе­че­ния каче­ствен­но­го, назо­вем услов­но, испол­ни­тель­ства. В спе­ци­аль­ной (экс­перт­ной) тер­ми­но­ло­гии они назы­ва­ют­ся «само­на­вы­ка­ми» (англ. self-skills); соглас­но ФГОС и совре­мен­ным руко­вод­ствам о том, как стать «спе­ци­а­ли­стом буду­ще­го», им долж­ны учить­ся сту­ден­ты, ими долж­ны обла­дать педа­го­ги (учи­те­ля, тре­не­ры, коучи и проч.). В их ком­плекс вхо­дит доволь­но широ­кий пере­чень пози­ций (спи­сок посто­ян­но попол­ня­ет­ся экс­пер­та­ми и авто­ри­тет­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми), одна­ко какие имен­но из них нуж­ны пре­по­да­ва­те­лю для раз­ра­бот­ки кур­са лек­ций – вопрос риторический.

Мно­гое, конеч­но, зави­сит от того, какие цели он пред­по­ла­га­ет достичь по ито­гу его про­чте­ния. Так, напри­мер (из «клас­си­ки»), для фор­ми­ро­ва­ния новых зна­ний у слу­ша­те­лей по теме кон­крет­ной лек­ции – будет вполне доста­точ­но навы­ка управ­ле­ния вре­ме­нем, поста­нов­ки про­фес­си­о­наль­ных целей и ини­ци­и­ро­ва­ния задач. Если целью явля­ет­ся моти­ва­ция сту­ден­тов к уче­нию и побуж­де­ние инте­ре­са к пред­ме­ту и (или) буду­щей про­фес­сии – так­же будут полез­ны навы­ки при­ня­тия реше­ний (напри­мер, в под­бо­ре учеб­ной инфор­ма­ции, при­ме­не­нии мето­дов и инстру­мен­тов пре­по­да­ва­ния, спо­со­бов полу­че­ния обрат­ной свя­зи и проч.), адап­тив­но­сти под запрос ауди­то­рии и, веро­ят­но, непло­хое чув­ство юмо­ра. В свою оче­редь, план на рас­ши­ре­ние кру­го­зо­ра и фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вых про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций у обу­ча­ю­щих­ся потре­бу­ет от пре­по­да­ва­те­ля («плюс») навы­ка реше­ния про­блем (напри­мер, изу­че­ния педа­го­ги­че­ских фрейм­вор­ков), само­мо­ти­ва­ции и само­дис­ци­пли­ны, управ­ле­ния стрес­сом (куда же без него) и эмо­ци­о­наль­ной регу­ля­ции. Одна­ко, все эти навы­ки могут ока­зать­ся бес­по­лез­ны­ми, если лек­ци­он­ный мате­ри­ал не соот­вет­ству­ет кри­те­ри­ям качества.

В заго­ло­вок к этой ста­тье мы поме­сти­ли два, на наш взгляд, важ­ней­ших из них – это ори­ги­наль­ность и уни­каль­ность. Эти две пози­ции не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния к про­вер­ке тек­стов лек­ций на Анти­пла­ги­ат. Ори­ги­наль­ная (от лат. – пер­во­на­чаль­ный, пер­вич­ный) лек­ция – это лек­ция, в кото­рую заклю­че­на емкая и, одно­вре­мен­но, покры­ва­ю­щая все име­ю­щи­е­ся запро­сы инфор­ма­ция – в акту­аль­но­сти, досто­вер­но­сти, прак­ти­че­ской зна­чи­мо­сти, ретро- и про­спек­тив­но­сти, само­быт­но­сти и доступ­но­сти для вос­при­я­тия слу­ша­те­лем. В свою оче­редь, уни­каль­ная (от лат. unicus – един­ствен­ный) лек­ция – это лек­ция, в кото­рую заклю­че­ны зна­ний и опыт, кото­рые накоп­ле­ны пре­по­да­ва­те­лем, кото­ры­ми обла­да­ет толь­ко он и толь­ко он может и спо­со­бен пере­дать сво­им сту­ден­там. Лишь мате­ри­ал, обла­да­ю­щий эти­ми дву­мя кри­те­ри­я­ми будет, в купе с име­ю­щи­ми­ся в «ассор­ти­мен­те» педа­го­га само­на­вы­ка­ми (их может быть все­го несколь­ко или даже один, но «функ­ци­о­наль­ный») поз­во­лит достичь одно­вре­мен­но всех обра­зо­ва­тель­ных целей (пред­мет­ных и мета-пред­мет­ных резуль­та­тов) по кон­крет­ной дисциплине.

Раз­ра­бот­ка лек­ций для пре­по­да­ва­те­лей – одно из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний дея­тель­но­сти наше­го Науч­но-кон­суль­та­ци­он­но­го цен­тра DIP. В тече­ние послед­них 23 лет мы тща­тель­но под­би­ра­ли и отби­ра­ли луч­ших авто­ров, не толь­ко обла­да­ю­щих доста­точ­ной ква­ли­фи­ка­ци­ей, но и спо­соб­ных понять зада­чи, кото­рые ста­вит, в первую оче­редь, перед собой совре­мен­ный пре­по­да­ва­тель. В нашей ком­пе­тен­ции – под­го­тов­ка каче­ствен­но­го – ори­ги­наль­но­го и уни­каль­но­го – учеб­но­го кон­тен­та – от раз­ра­бот­ки пла­на кур­са лек­ций до его про­из­вод­ства «под ключ». Кро­ме того, мы ока­зы­ва­ем помощь и кон­суль­ти­ру­ем по вопросам:

кор­рек­ции (дора­бот­ки), акту­а­ли­за­ции, рас­ши­ре­ния или сокра­ще­ния име­ю­ще­го­ся у Вас лек­ци­он­но­го материала;
под­го­тов­ки про­ек­тов визу­аль­но­го сопро­вож­де­ния лек­ций, неза­ви­си­мо от их объ­е­ма и содер­жа­ния (интер­ак­тив­ные пре­зен­та­ции и проч.);
раз­ра­бот­ки учеб­ных пла­нов и про­грамм, с опо­рой на Ваш пер­со­наль­ный (автор­ский) курс лекций;
адап­та­ция гото­во­го лек­ци­он­но­го мате­ри­а­ла под дру­гую ауди­то­рию и (или) дру­гие усло­вия орга­ни­за­ции обра­зо­ва­тель­но­го процесса;
созда­ния учеб­ных лек­ций (от 1 ед.) для ВУЗов, орга­ни­за­ций допол­ни­тель­но­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния (ДПО), кор­по­ра­тив­ных учеб­ных цен­тров, дру­гих орга­ни­за­ций, в пере­чень видов дея­тель­но­сти кото­рых вхо­дит обра­зо­ва­ние, а так­же теат­ров и музеев, кото­рые про­во­дят для сво­их гостей про­све­ти­тель­ские мероприятия;
и мно­гим другим.

Мы созда­ем уни­каль­ный и ори­ги­наль­ный обра­зо­ва­тель­ный кон­тент, а новое Сотруд­ни­че­ство поз­во­ля­ет нам раз­ви­вать свои self-skills!