Внешнеэкономический договор перевозки

Содержание

Введение 3

Глава 1. Перевозка как транспортное обязательство 5
1.1. Понятие и признаки транспортных обязательств 5
1.2. Договор перевозки в системе транспортных обязательств 14

Глава 2. Договор перевозки по российскому законодательству 20
2.1. Заключение и оформление договора перевозки грузов 20
2.2. Порядок исполнения договоров перевозки грузов 28

Глава 3. Договор перевозки с перемещением через государственную
границу 31

Заключение 40
Список литературы 41

Введение

Обязательственное право является наиболее крупной подотраслью гражданского законодательства. Содержащиеся в нем правовые нормы регулируют обширный круг общественных отношений, связанных с приобретением товаров в собственность, сдачей имущества в аренду, удовлетворением потребностей граждан в жилье, сооружением производственных и социально-культурных объектов, перевозкой грузов, пассажиров и багажа, оказанием услуг, кредитованием и расчетами, страхованием, совместной деятельностью, использованием произведений науки, литературы и искусства, охраной жизни, здоровья и имущества граждан и имущества юридических лиц и т. д. При посредстве обязательственного права осуществляется перемещение имущества и других материальных благ из сферы производства в сферу обращения, а из последней
· в сферу производительного или личного потребления.
Все многочисленные отношения, регулируемые обязательственным правом, охватываются понятием отношений экономического оборота. Общим для всех отношений экономического оборота является то, что они так или иначе связаны с перемещением материальных благ в виде вещей, денег, выполнения работ, оказания услуг и т. п. Так, при купле-продаже проданная вещь переходит от продавца к покупателю. По договору подряда результаты выполненной подрядчиком работы переходят к заказчику. При аренде имущество поступает во временное владение и пользование от арендодателя к арендатору. По договору поручения имущественные права и обязанности в результате действий поверенного переходят к доверителю и т. д.
Транспортные обязательства составляют достаточно заметную часть обязательственного права. Сущность транспортных обязательств определяется тем, что общественные отношения возникают вокруг процесса перемещения в пространстве груза, пассажиров или багажа, а также сопутствующих и вытекающих из них процессов. К числу последних можно отнести, например, транспортное экспедирование или буксировку.
Немаловажное значение в системе всех транспортных обязательств имеет договор перевозки. Он, по сущности своей, является ядром всей системы транспортных обязательств. Именно договор перевозки оформляет правовым способом общественные отношения по перемещению в пространстве товаров и людей. Значение договора перевозки для нормального экономического оборота страны и для нашей повседневной жизни трудно переоценить. Мы все ежедневно сталкиваемся с теми или иными видами договора перевозки
· грузов, пассажиров, багажа.
Важнейшее значение для экономики страны имеют внешнеторговые договора перевозки грузов. Процессы перемещения товарно-материальных ценностей через государственную границу
· сырья и готовой продукции
· незаменимы для успешного функционирования экономики. Можно сказать, что без внешнеэкономической перевозки грузов вся система жизнедеятельности страны была бы полностью парализована.
Говоря о перевозке грузов нельзя не упомянуть о железнодорожных перевозках. В Российской Федерации железнодорожный транспорт
· естественная монополия, принадлежащая государству. Объемы грузопотоков на железной дороге позволяют сравнить ее с кровеносной системой экономики.
Поэтому основными целями настоящей работы будут рассмотрение и правовой анализ перевозки, как ядра транспортных обязательств; конкретизирован он будет применительно к такой его разновидности как международный договор перевозки грузов, а в качестве транспорта избран железнодорожный. Таким образом, основное внимание в работе будет уделено внешнеэкономическому договору перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также имущественной ответственности при исполнении такого договора.

Глава 1. Перевозка как транспортное обязательство
1.1. Понятие и признаки транспортных обязательств

Обязательства и обязательственное право есть, по-видимому, самая крупная составляющая в гражданском праве. Обязательства, в широком смысле этого слова, регулируют многие аспекты нашей жизни. Но те из них, которые являются предметом обязательственного права, относятся исключительно к отношениям экономического оборота.
Далеко не всякое перемещение материальных благ опосредуется отношениями экономического оборота. Например, в сфере домашнего хозяйства также имеет место перемещение материальных благ от одного члена семьи к другому. Однако такое перемещение материальных благ не порождает отношений экономического оборота. Отношениями экономического оборота опосредуется перемещение только таких материальных благ, которые выступают в форме товара. Поэтому под отношениями экономического оборота следует понимать отношения, которые устанавливаются в процессе товарного перемещения материальных благ. Именно эти отношения и составляют предмет обязательственного права.
В результате правового регулирования отношения экономического оборота приобретают правовую форму и становятся обязательственными правоотношениями. В гражданском праве обязательственные правоотношения принято именовать обязательствами.
Обязательства тесно связаны с правоотношениями собственности, и в реальной жизни наблюдается их постоянное взаимодействие. Реализация собственником правомочия распоряжения ведет к возникновению обязательственного правоотношения, а исполнение обязательств нередко вызывает к жизни правоотношение собственности. Так, осуществляя правомочие распоряжения, собственник заключает договор купли-продажи, из которого возникает обязательство между собственником (продавцом) и покупателем.
Вместе с тем между правоотношением собственности и обязательством имеются существенные различия. Правоотношения собственности опосредуют процесс присвоения материальных благ и в силу этого носят абсолютный характер. Обязательства же опосредуют процесс перемещения материальных благ от одного лица к другому и поэтому всегда устанавливаются между строго определенными лицами, т.е. приобретают относительный характер. В качестве одного из признаков обязательства можно указать следующий.
Как и в любом правоотношении, в обязательстве участвуют две стороны: управомоченная и обязанная, поскольку перемещение материальных благ (оказание услуг) невозможно без активных действий. Управомоченная в обязательственном правоотношении сторона наделена правом требовать от обязанной стороны совершения определенных активных действий. В свою очередь, на обязанную сторону в обязательственном правоотношении возлагается обязанность совершить эти активные действия.
Принадлежащее управомоченной в обязательстве стороне субъективное право принято именовать правом требования, а сама управомоченная сторона именуется кредитором. Обязанная сторона в обязательстве называется должником, а лежащая на нем обязанность
· долгом. Если каждая из сторон в обязательстве несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. Так, в обязательстве купли-продажи продавец является должником перед покупателем, поскольку обязан передать ему проданную вещь, и одновременно выступает в качестве кредитора покупателя, поскольку вправе требовать от него уплаты покупной цены за проданную вещь.
Право требования кредитора и долг должника составляют юридическое содержание обязательственного правоотношения. В качестве объекта обязательства выступают действия должника. Так, действия перевозчика при выполнении договора перевозки образуют объект обязательства перевозки.
Таким образом, обязательство
· это относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ (оказание услуг), в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ.
В отличие от приведенного доктринального определения обязательства его легальное определение сформулировано в ст. 307 ГК следующим образом: в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Недостаток этого определения состоит в том, что оно позволяет подвести под понятие «обязательство» практически любое относительное правоотношение. Это послужило поводом для ряда авторов утверждать, что обязательство
· это не гражданско-правовое, а межотраслевое понятие, используемое в различных отраслях права. Отсюда делается вывод о существовании трудовых, финансовых, управленческих, хозяйственных, внутрихозяйственных и других обязательств.
Между тем обязательство, как научное понятие, имеет смысл и значение только тогда, когда оно рассматривается в качестве специфической правовой формы опосредования товарно-денежных отношений. В противном случае обязательство становится тождественным другому научному понятию
· «относительное правоотношение», которое действительно является межотраслевым понятием.
Теперь рассмотрим понятие транспортного обязательства и признаки, характерные именно для данного вида обязательств.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей, иными словами, необходимых признаков транспортного.
Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки.
Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку, как самостоятельный процесс, регулируемый соответствующим обязательством, характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т. д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки.
В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Иными словами, транспортные обязательства регулируют отношения перевозки, могущие быть оказанными неопределенному кругу лиц. Эти функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт
· одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией, такие как железнодорожный транспорт (Ст. 4 федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.95; Ст. 1 федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.95).
Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).
В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).
В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. Некоторые авторы считают неправомерным говорить о транспортной системе по причине отсутствия единого ею управления и единого правового регулирования.
Выделяется также особая разновидность транспорта
· трубопроводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транспорт» имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п. 2 ст. 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Гражданский Кодекс определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами.
Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (например, ст. 784 ГК РФ).
Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.
В настоящее время приняты и действуют три общих транспортных закона:
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. (далее
· ВК);
Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г. (далее
· ТУЖД);
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г.