Правовые основы деятельности государства в международном суде ООН

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Государства в системе ООН
“” .1. Правовое положение государств-членов ООН
“” .2. Порядок приема новых государств в члены ООН
“” Глава 2. Деятельность государств, связанная с решением Международного Суда ООН
“” .1. Процесс разбирательства в Международном Суде
“” .2. Исполнение решений Международного Суда
“” .3. Границы применения принципов исполнения решений суда
“” Глава 3. Международный Суд и его место в современном миропорядке
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Международный суд
· учреждение, существующее на постоянной основе, состоящее из независимых судей, призванное решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. Действующий на постоянной основе суд выносит более последовательные решения, чем арбитраж, в процессе толкования норм международного права.
Впервые суверенные государства рискнули учредить международный суд лишь в 1922 г. на основе Статута Лиги Наций. Речь идет о Постоянной палате международного правосудия. Почти за 20-летнюю историю ею было рассмотрено 37 споров и принято 28 консультативных заключений по запросам Совета Лиги Наций.
Палату в 1945 г. сменил Международный суд ООН, в основу Статута которого положен Статут Постоянной палаты международного правосудия.
Международный Суд, согласно пункту 1 статьи 7 Устава ООН, является одним из главных судебных органов ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.
Дипломатические трения между государствами могут возникнуть из-за неурегулированности спора, что чревато политической напряженностью. Достижение окончательного урегулирования спора на основе права и справедливости – это в любом случае практически целесообразнее, нежели оставлять спор юридически неразрешенным. Тем более что международное право предоставляет суду все возможности для нахождения решения в оптимально допустимые временные сроки. Здесь наиболее важно, чтобы согласие государств признать юрисдикцию суда не носило характера формальной готовности содействовать судебному урегулированию спора и соответственно не повлекло за собой выдвижение заведомо необоснованных предварительных возражений против подсудности спора суду, а реализовывало себя должным образом в добросовестном поведении государств в ходе всего судебного процесса. Вот почему столь важным представляется изучение вопроса о поведении государств в Международном суде в аспекте исследования всей его деятельности.

Глава 1. Государства в системе ООН

1.1. Правовое положение государств-членов ООН

Международный Суд был создан в качестве главного судебного органа ООН. Его предшественницей считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922
·1940 гг.
Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда, образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы:
I
· Организация Суда;
II
· Компетенция Суда;
III
· Судопроизводство;
IV
· Консультативные заключения.
Согласно ст. 93 Устава, все члены Организации являются ipso facto (в силу членства) участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в Статуте и других государств, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Таков, например, был статус Швейцарии до ее вступления в ООН в 2002 г.
Если участниками Статута как международно-правового акта являются государства, то членами Суда являются индивиды
· судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута). При этом, как сказано в ст. 9, «весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира».
Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Российская Федерация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда
· девять лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям.
Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.
Судопроизводство состоит из двух элементов
· письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение, и стороны могут потребовать недопуска публики.
Особенность компетенции Суда состоит в том, что сторонами в споре могут быть только государства и что он обладает обязательной юрисдикцией лишь в отношении государств, которые ее признали. Такое признание может быть сделано в двух формах:
согласно ст. 36 Статута Суда, государство
· участник Статута может сделать заявление о том, что оно заранее, без особого о том соглашения признает обязательную юрисдикцию Суда по всем правовым вопросам относительно толкования договора; по любому иному вопросу международного права; по вопросу о наличии факта, который, если будет установлен, явится нарушением международного обязательства; по вопросу о характере и размере возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Такие заявления сделаны небольшим числом государств и зачастую содержат оговорки об исключении из юрисдикции Суда споров, касающихся, например, территориальных вопросов, военных действий и др. Сегодня из постоянных членов Совета Безопасности ООН лишь Великобритания признает обязательную юрисдикцию Суда по ст. 36, да и то с изъятием целого ряда категорий споров;
юрисдикция Суда может быть также признана каким-либо договором специально для споров, могущих возникнуть в связи с применением и толкованием этого договора. Например, в ст. XI Договора об Антарктике 1959 г. предусмотрено, что если государства
· участники Договора не смогут разрешить возникший спор средствами, выбранными ими добровольно, то спор, с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре, передается на разрешение в Международный суд. В международных договорах получили распространение специальные нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных договорных положений. В качестве примера можно привести положение ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации: любой спор между государствами-участниками, который не разрешен путем переговоров или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из сторон в споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования.
СССР относился скептически к возможности беспристрастного рассмотрения споров с его участием международной инстанцией. От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого рода нормами традиционно делались оговорки о необязательности соответствующих положений и о том, что для передачи спора Международному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обязательность юрисдикции Международного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Применительно к ряду конвенций подобные оговорки сохраняются (такова, например, оговорка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве международных договоров в связи с текстом ст. 66 этой Конвенции). Однако Российская Федерация, как и СССР, пока еще не была стороной разбирательства в Международном суде ООН.
При рассмотрении межгосударственных споров к судебному производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства
· участники Статута Суда, включая Российскую Федерацию (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам (ч. 2 ст. 36), признаваемое государствами, сделавшими по этому поводу специальные заявления. В таких случаях для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.
Государства
· участники Статута Суда могут сделать одностороннее заявление о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство. Благодаря этой так называемой системе «факультативной оговорки» сформировалась группа государств, которые на взаимной основе наделили Суд юрисдикцией решать споры между ними, которые могут возникнуть в будущем. Каждое государство, принадлежащее к этой группе, имеет в принципе право возбуждать в Суде дело против любого другого государства, входящего в эту группу. Заявления могут быть ограниченными по времени и содержать оговорки или исключать определенные категории споров. Они передаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Следует отметить, что из пяти постоянных членов Совета Безопасности лишь один (Соединенное Королевство) сделал такое заявление, которое в настоящее время действует. Ранее это сделали Франция и Соединенные Штаты, однако они отозвали его, в то время как Китай и Россия никогда не делали таких заявлений.

1.2. Порядок приема новых государств в члены ООН

В Уставе ООН закреплены такие демократические принципы международного сотрудничества, как суверенное равенство всех членов ООН; разрешение международных споров исключительно мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН; невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и др. Членство в ООН открыто для всех миролюбивых государств, способных и желающих выполнять обязательства, содержащиеся в её Уставе. Приём государств в члены ООН производится Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. На 1 ноября 1974 членами ООН являлись 138 государств, в том числе 51 государство, входящее в число первоначальных членов.
Согласно п.1 ст. 4 Устава ООН “прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять”. Основываясь на этом положении, Международный Суд ООН в своем консультативном заключении о приеме новых членов от 28 мая 1948 г. выделил пять условий, по которым приему подлежат:
1) государства,
2) если они являются миролюбивыми,
3) принимают на себя обязательства, изложенные в Уставе,
4) могут выполнять эти обязательства,
5) желают их выполнять.
Первым условием является требование о приеме в ООН лишь государств. Вопрос о том, является ли то или иное территориальное образование государством или нет, следует решать на основе положений международного права о суверенитете. Проблемы, связанные с понятием государства при его приеме, возникают в практике международных организаций. Например, представитель Гватемалы в ООН протестовал в 1981 г. против принятия Белиза, поскольку, по его мнению, Белиз являлся составной частью Гватемалы. Несмотря на это, Белиз был принят в члены ООН.
Иногда случаются отказы, но они основываются не на юридических, а на политических основаниях. Например, несколько лет назад в приеме в ООН было отказано отторгнутым территориям с прокоммунистическими режимами: Восточной Германии (ГДР), Северной Корее (КНДР) и Вьетнаму (СРВ).
В Уставе ООН говорится о “миролюбивых” государствах. Четких критериев понятия “миролюбие” нет, но на практике в современных условиях критерием “миролюбия” является соответствие политики вступающего в ООН государства принципам и целям ее Устава.
При принятии в члены ООН государство должно взять на себя обязательства, вытекающие из Устава ООН. Безусловно, это требование имеет большое значение, ибо для повышения роли и эффективности ООН важно, чтобы вступающее в нее государство взяло на себя обязательство бороться за цели и принципы Организации.
Более сложным является вопрос о способности кандидата в члены ООН выполнять обязательства. До настоящего времени в практике ООН не было случая отказа в приеме в зависимости от размеров территории и населения.
Хотя Устав ООН и не предусматривает никаких других условий для членства в ООН и не накладывает иных ограничений при приеме члена, кроме перечисленных в п.1 ст. 4, Устав ООН, тем не менее, не обязывает безоговорочно принимать в члены любое государство, подавшее заявку. П. 2 ст. 4 гласит: “Прием любого такого государства в члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности”. Следовательно, даже при наличии перечисленных в предыдущем пункте Устава условий окончательное решение о приеме остается за Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей.
Критерии приема в ООН, будучи взаимосвязанными, направлены на регулирование очень сложного момента, то есть всестороннюю оценку кандидата в члены ООН. В этом случае необходимо учитывать политические действия государства на международной арене, давать оценку практике государства. В резолюции 506 (VI) Генеральной Ассамблеи говорилось: “…суждение Организации относительно того, могут ли и желают ли эти государства выполнять указанные обязательства, а также достойны ли они приема в Организацию со всех иных точек зрения, должно быть основано на таких фактах, как, например, поддержание ими дружественных отношений с другими государствами, выполнение международных обязательств и доказанное желание этих государств и их нынешняя готовность применять при рассмотрении международных притязаний или разрешении международных споров мирные средства, предусмотренные международным правом”. В то же время в этой резолюции указывалось: “Суждение Организации по вопросу о приеме новых членов должно основываться исключительно на условиях, содержащихся в ст. 4 Устава”.
Эти подстраховки были направлены прежде всего против приема в ООН потенциально агрессивных государств, а также против тех, власть в которых сменилась в результате войн, аннексий чужих территорий или военных переворотов, или где установились антидемократические террористические режимы.
Кроме требований, которым должно соответствовать государство, вступающее в международную организацию, важными являются положения, определяющие процедуру приема. В зависимости от них процедура может быть простой или сложной.
В Уставах международных организаций системы ООН обращает на себя внимание процедура приема в ООН. В соответствии с п.2 ст. 4 Устава ООН прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Таким образом, в приеме участвуют два главных органа ООН – Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Последний решает эти вопросы на основе принципа единогласия постоянных членов.
Порядок приема новых членов подробно сформулирован в правилах процедуры Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи. В Правиле 60 Временных правил процедуры Совета Безопасности говорится: “Совет Безопасности решает, является ли, по его мнению, подавшее заявление государство миролюбивым и может и желает ли оно выполнять обязательства, содержащиеся в Уставе, и, соответственно, следует ли рекомендовать это государство в члены Организации. Если Совет Безопасности рекомендует принять подавшее заявление государство в члены Организации, он направляет Генеральной Ассамблее эту рекомендацию вместе с отчетом о состоявшейся дискуссии.
Если Совет Безопасности не рекомендует принимать подавшее заявление государство в члены Организации или откладывает рассмотрение заявления, он представляет Генеральной Ассамблее специальный доклад вместе с полным отчетом о состоявшейся дискуссии”.
Согласно Правилу 40 и ст. 27 Устава ООН, голосование в Совете Безопасности проводится в соответствии со статьями Устава ООН или Статута Международного Суда; решения Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, если за них поданы голоса 9 членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов.
Голосование в Генеральной Ассамблее по вопросу приема новых членов, исходя из ст. 18 Устава ООН и Правила 83 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи, относится к важным вопросам, требующим большинства в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.
Однако здесь необходимо внести уточнение. Хотя консенсуальный метод не получил официального закрепления в Правилах процедуры Генеральной Ассамблеи, он широко применяется при выработке и принятии резолюций и решений. В настоящее время в Генеральной Ассамблее уже стало традицией принимать новых членов на основе общего согласия, а не большинством голосов. В этих случаях голосование не проводится.
В случае, если кандидат не соответствует требованиям п. 1 ст. 4 Устава, не способен выполнять обязательства по Уставу ООН, он не может быть принят в члены Организации. Однако у него остается возможность сотрудничества с ООН в самых разнообразных формах, таких как возможное частичное членство, статус наблюдателя и т.д. При этом государство, которое не является членом ООН, может получать от нее помощь по разным каналам. Кроме того, такая страна может быть принята в члены специализированных учреждений ООН. Таким образом, у государств не членов ООН, есть разные возможности находиться в рамках системы Организации Объединенных Наций.

Глава 2. Деятельность государств, связанная с решением Международного Суда ООН

2.1. Процесс разбирательства в Международном Суде

Приблизительно треть государств
· членов ООН (62) сделали действующие в настоящее время односторонние заявления о признании юрисдикции Суда обязательной.
Государство, которое признало юрисдикцию Суда, может, после того как его вызвало в Суд другое государство, счесть, что такая юрисдикция не является применимой, поскольку, но его мнению, спор с этим другим государством отсутствует или поскольку спор не носит правового характера, или поскольку его согласие признать юрисдикцию Суда не применимо к рассматриваемому спору.
Если одна из сторон возражает против юрисдикции Суда в отношении этого спора или его приемлемости к производству, Суд решает этот вопрос в предварительном решении.
Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:
посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним но своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;
посредством заявления: заявление, которое является односторонним но своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы «факультативной оговорки». В документах, сопровождаемых письмом министра иностранных дел соответствующего государства или его посла в Гааге, должен указываться точный предмет спора и названия сторон.
Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: помимо вышеупомянутых элементов, государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда рисдикции. Оно должно также указать точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе эти претензии.
Посредством одностороннего заявления 75 процентов споров были переданы на рассмотрение Суда.
Секретарь немедленно препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю ООН и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд. Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.
Государство, которое представляет заявление, называется заявителем, а другое государство
· ответчиком. В официальном названии дела названия сторон отделяются словом «против» (например, Камерун против Нигерии).
В случае специального соглашения ни «заявителя», ни «ответчика» нет. Поэтому названия сторон разделяются знаком «дробь» (например, Индонезия/Малайзия).
Государства не имеют постоянных представителей, аккредитованных при Суде. Когда их дело передается на рассмотрение Суда, их представляют назначенные представители.
Представитель правительства может быть послом в Нидерландах или старшим гражданским служащим, например юрисконсультом министерства иностранных дел. Представитель получает сообщения от секретаря Суда, касающиеся дела, и направляет состязательные бумаги секретарю. На открытых слушаниях он выдвигает аргументы и делает представления. Он выступает от имени своего правительства и может брать на себя обязательства от его имени.
Представителю порой оказывает помощь сопредставитель и заместитель представителя, и у него всегда есть поверенные или адвокаты для оказания ему помощи в подготовке состязательных бумаг или представлении устных аргументов. Представители, поверенные и адвокаты пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.
Поскольку коллегии адвокатов МС не существует, нет никаких требований, которым должны отвечать поверенные или адвокаты для того, чтобы выступать в Суде, за исключением того, что они должны быть назначены государством-участником для участия в деле.
От поверенных не требуется, чтобы они имели (и часто они не имеют) гражданство государства, от имени которого они выступают. Они избираются из числа практикующих юристов, профессоров международного права и правоведов, которые, по мнению тяжущихся государств, являются наиболее квалифицированными.
В Статуте Суда предусматривается, что судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Сначала судопроизводство является письменным, а затем
· устным.
Письменное производство состоит из представления Суду состязательных бумаг, содержащих подробное изложение спорных вопросов. Каждая состязательная бумага, предъявляемая одной стороной, должна быть препровождена другой.
Продолжительность этапа письменного производства варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности дела, количества и размера состязательных бумаг и сроков их представления, испрошенными сторонами.
Поскольку официальными языками Суда являются французский и английский, все состязательные бумаги, поданные на одном из них, должны переводиться на другой Секретариатом.
Как правило, состязательные бумаги не предаются гласности до открытия устных слушаний. Это происходит по прошествии нескольких месяцев после представления последней состязательной бумага и означает начало устного судопроизводства.
Видами состязательных бумаг, представляемых сторонами в спорах для государства-заявителя является меморандум, а для государства-ответчика контрмеморандум.