Опыт и проблемы создания свободных экономических зон.

.3

1. Экономические предпосылки создания СЭЗ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..5
2. Опыт создания свободных экономических зон в России
·
·
·
·
·10
3. Основные проблемы функционирования СЭЗ в России
·
·
·.
·
·.17

Заключение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·22

Введение.

Преуспевание в социально-экономической сфере возможно лишь путем осуществления целого комплекса мер, определяемых в мировой практике понятием «экономическая политика», которая должна в первую очередь обеспечить управляемое внедрение рыночных отношений в хозяйстве страны, а также ее регионов.
Экономическая политика включает разнообразные меры структурного, денежно-кредитного, налогово-бюджетного инвестиционного и организационного характера, которые должны осуществляться комплексно, дополняя друг друга.
Одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики являются свободные экономические зоны, которые десятки лет успешно функционируют за рубежом, но только в годы перестройки стали формироваться в нашей стране. Правда, идеи об их создании высказывались и до перестройки.
Идея создания свободных экономических зон типа свободного порта возникла и реализована в 1547 году в Италии в городе Ливорно. В XVIII веке некоторые европейские торговые страны постепенно объявили отдельные портовые города в своих странах свободными портами или выделили часть своей территории и создали зоны свободной торговли. До второй мировой войны в 26 странах и районах мира было создано 75 свободных портов и зон свободной торговли. Такие зоны были однофункциональными
· в них были снижены экспортные и импортные пошлины, или они вообще были свободны от пошлин.
После второй мировой войны происходит оживленный этап создания свободных экономических зон (СЭЗ). Стало модным создавать СЭЗ нового типа
· районы экспортной обрабатывающей промышленности. В 1959 г. появилась первая в мире СЭЗ нового типа в г. Шенон (Ирландия). В 1966 г. на Тайване тоже создано СЭЗ этого типа. После этих двух удачных примеров быстрыми темпами стали создаваться такие СЭЗ в странах Азии, Африки и Латинской Америки. до Конца 70-х годов общее число СЭЗ в мире выросло уже до 328. Переход от трудоемкого к наукоемкому типу производства вызвал к жизни научно-промышленные парки.
Число СЭЗ в мире постоянно увеличивается, расширяются географические рамки их создания, как и функции от простого торгового типа к промышленному торговому и смешанному типу, комплексному типу. Содержание хозяйственной деятельности в СЭЗ идет от обмена товарами к производству товаров, к изучению и изобретению новых товаров. Происходит процесс регулирования производственной структуры к наукоемкому типу.
Сегодня СЭЗ существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Они есть в промышленно развитых странах, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Их распределение по планете весьма неравномерно. Наибольшим динамизмом процесс создания СЭЗ характеризуется в развивающихся странах. Так, если в 1960 г. в этой группе стран их было две, в 1975 г.
· 79, 1981 г.
· 96, 1985 г.
· 264, то к середине 90-х годов уже насчитывалось более 900 зон. Через СЭЗ проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки. По оценкам специалистов Центра ООН по транснациональным корпорациям, к середине 90-х годов численность занятых в СЭЗ превысила 3 млн. человек.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются “свободными экономическими зонами”, не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии.
Тема данной работы подразумевает под собой попытку рассмотреть мировой опыт создания СЭЗ и выявить проблемы, возникающие на пути создания и функционирования СЭЗ. В процессе ответов на эти вопросы будет изложена теоретическая основа СЭЗ (ее сущность, виды, структура, способы управления и права), конкретные примеры реализации зон и анализ накопленного (в том числе – и отрицательного) опыта. Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон.

1. Экономические предпосылки создания СЭЗ

Сложность экономической ситуации, в которой оказалась Россия на рубеже 90-х годов, определила необходимость проведения реформ. Общенациональные проблемы включают: низкий технический уровень, медленные темпы научно-технического прогресса, структурные диспропорции, дефицит бюджета, падение экспортного потенциала, усиление спада производства, катастрофически нарастающая взаимная задолженность предприятий, дефицит платежных средств. Падение жизненного уровня народа, рост преступности, а также национальные конфликты еще более осложняют кризис страны, ведут к потере веры народа в возможность выхода из сложившегося положения.
В настоящее время прямые иностранные инвестиции выступают в качестве одного из наиболее эффективных способов включения национальной экономики в мировое хозяйство.
Мировой опыт показал, что иностранные инвестиции, по сравнению с другими формами импорта капитала, имеют ряд преимуществ:
– иностранные инвестиции служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, а также получения новейших технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
– в отличие от иностранных займов и кредитов инвестиции не увеличивают внешний долг, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения;
– они обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации.
Объем прямых иностранных капиталовложений в мире в начале 1993 г. достиг 2 трлн. долл. Потребности России в иностранном капитале довольно значительны. Только модернизация основного капитала промышленности России потребует ежегодного (в течение 10 лет) привлечения иностранных вложений в размере 15-18 млрд. долл. По заявлению бывшего министра экономики РФ Е.Ясина, Россия в ближайшие 10-15 лет могла бы освоить до 300 млрд. долл.
Благодаря иностранным инвестициям Россия могла бы в какой-то степени компенсировать нехватку собственных финансовых средств, получить опыт современного рыночного хозяйствования, повысить уровень отечественной техники и технологии, расширить и усовершенствовать экспортную базу, преодолеть недостаток управленческого опыта и тем самым способствовать включению российской экономики в мировое хозяйство.
Для успешного решения вопроса о привлечении иностранных капиталовложений России необходимы законы, однозначно регулирующие инвестиционную деятельность.
Правовой базой иностранного инвестирования в России является Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, принятый 4 июля 1991 г. Он был направлен на конструктивное взаимодействие с бывшим союзным центром. Валютное регулирование предполагалось решать на основе союзного законодательства (Указ Президента СССР “Об иностранных инвестициях в СССР” от 26 октября 1990 г.). Исходя из условий современной экономической ситуации Закон во многом устарел, хотя по ряду ключевых положений он прогрессивнее по сравнению с союзным аналогом. Так, отличительной его чертой была минимизация всякого рода ограничений и запретов на деятельность иностранных инвесторов в приватизации, приобретении паев и акций предприятий или на создание предприятий с иностранными инвестициями. Если льготы для иностранных инвесторов должны иметь различия с режимом функционирования в стране, то ограничения одинаковы как для национальных, так и для иностранных инвесторов. Положительным моментом закона “Об иностранных инвестициях в РСФСР” является раздел о СЭЗ как форме привлечения иностранного капитала. В то же время следует подчеркнуть, что принятые в ряде стран СНГ правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвестиций, во многих аспектах более прогрессивны, чем российский закон об иностранных инвестициях.
Современная экономическая ситуация, необходимость углубления проводимых экономических реформ, требования формирующегося рынка, а также вступление России в международные финансовые организации ставят вопрос о совершенствовании всего хозяйственного законодательства, а также принятии нового закона об иностранных инвестициях в России.
Законопроект “Об иностранных инвестициях” находится в Государственной думе с середины 1995 г. Но ни старый, ни новый состав депутатского корпуса не торопится поставить его даже в планы текущего рассмотрения. В итоге законные и подзаконные акты, касающиеся иностранных инвестиций на территории России, распылены по отдельным разделам нового Гражданского кодекса, налогового, валютного и административного законодательства. Причем они, изменяясь по несколько раз в год, только запутывают ситуацию.
За прошедшие несколько лет рыночных реформ политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России не раз доказала свою несостоятельность. Первый и самый очевидный ее провал – это попытка создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных вложений путем предоставления многочисленных налоговых льгот и освобождений. Иностранным компаниям были предоставлены освобождения от уплаты НДС (при ввозе технологического оборудования, переводе средств под государственные и межфирменные кредиты), льготы по налогу на прибыль в 25-30% от действующих ставок для совместных предприятий в течение первых трех лет, 50% -ные льготы по таможенной пошлине при ввозе неподакцизных товаров, основных производственных фондов или товаров, вносимых в качестве вклада в уставной фонд предприятия.
Однако ожидаемого притока иностранных инвестиций в экономику нашей страны так и не произошло. Напротив, западные предприниматели предпочли вкладывать свои средства в экономику тех развивающихся стран, где четкий законодательный механизм гарантировал им права собственника на производство и его продукцию. Российские льготы, наоборот, отпугнули многих инвесторов, которые правильно предсказали их недолгосрочный характер. В действительности уже в 1995-1996 гг. в Россию на льготных условиях уже можно было ввозить товары, не имеющие к инвестициям никакого отношения, а разразившийся во второй половине 1996 г. кризис собираемости налогов заставил правительство России “закручивать гайки”. В итоге указами Президента РФ, изданными осенью 1996 г., многие налоговые льготы для иностранных компаний были отменены.
Необходимо отметить, что правовая неурегулированность отношений между иностранным инвестором и государством является основной причиной, создающей, по мнению иностранцев, высокий инвестиционный риск в России. При отсутствии нового закона об иностранных инвестициях в РФ отношения между иностранным предпринимателем и российским государством определяются только недавно принятыми двумя частями Гражданского кодекса. Этот кодекс определяет общие правила взаимоотношений любых собственников с государством и между собой. Он закладывает основу формирования надежных гарантий прав, в том числе иностранных собственников, в России, однако он не может заменить специального законодательства для зарубежных инвестиций. В итоге при детальном рассмотрении вопросов, связанных с их работой на территории России, западные фирмы сталкиваются с отсутствием необходимых федеральных законодательных норм. Как правило, деятельность иностранных фирм регламентируется подзаконными актами: письмами и разъяснениями Минфина, инструкциями других ведомств. В результате нормативное регулирование правового вопроса разрастается для юристов западных фирм до чрезвычайно громоздких и сложных механизмов, не имеющих аналогов ни в одной из стран Запада, что, естественно, не способствует притоку иностранных капиталов в нашу страну.
В качестве другого сдерживающего фактора привлечения иностранных инвестиций выступает неконвертируемость российского рубля, что обостряет проблему валютной окупаемости, сокращает экспорт товаров и услуг, снижает возможности развития экономических связей.
Следует помнить, что введение внутренней конвертируемости рубля не означает внешней конвертируемости. Под внутренней конвертируемостью понимается только обмен резидентами данной страны национальных денежных единиц на любую иностранную валюту. Внешняя конвертируемость предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам возможность использовать заработанные в данной стране денежные средства на внутреннем рынке, а также за ее пределами. При этом нерезидентам гарантируется перевод сумм в местной валюте в другие валюты, а гражданские и юридические лица данной страны такими возможностями не располагают. При введении внутренней конвертируемости валюты для всех юридических и физических лиц отменяются ограничения обмена валюты при выезде за границу, разрешается покупка акций иностранных предприятий как на своей территории, так и в зарубежных странах. В то же время рост конкуренции ведет к сокращению, закрытию части национальных предприятий, росту безработицы.
Во внешней конвертируемости национальных денежных средств прежде всего заинтересованы предприниматели, банки и другие держатели иностранной валюты, намеревающиеся вложить свои средства в экономику другой страны. Отсутствие гарантий на перевод дохода за границу сдерживает поток иностранных инвестиций в страну с неконвертируемой валютой. В то же время свободный обмен на конвертируемые валюты содействует расширению экспорта товаров и услуг. Значительно возрастают возможности развития экономических связей.
Помимо вышеперечисленных факторов, препятствиями, мешающими притоку зарубежных капиталовложений в российскую экономику, являются политическая и экономическая нестабильность в стране, нестабильность и неопределенность нормативных актов и законодательства, проблемы, обусловленные низкой культурой российского бизнеса, а также преступность.
Все это приводит к тому, что объем прямых зарубежных капиталовложений в экономику России крайне невелик: в январе 1997 г. он составил 5,1 млрд. долл. По размерам иностранных инвестиций на одного жителя Россия сильно уступала Китаю и странам Восточной Европы: в марте 1993 г. они составили в России 10 долл., в Китае – почти 50 долл., а в Венгрии превышали 300 долл.
В связи с отсутствием на территории России благоприятного инвестиционного климата, медленным развитием экономических реформ, отличающихся к тому же непоследовательностью, неподкрепленностью их рыночными преобразованиями народного хозяйства страны, отработка элементов реформ на небольших полигонах, роль которых могут выполнять свободные экономические зоны, представляется и сегодня актуальной. СЭЗ при умелом подходе к их созданию и функционированию могут служить целям ускорения перевода страны и ее отдельных регионов на современные, рыночные методы хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, тем самым способствуя интеграции страны в мировую экономику.
Основными преимуществами российских СЭЗ для потенциальных иностранных инвесторов выступают емкий российский рынок, обилие сравнительно дешевых и разнообразных природных и энергетических ресурсов. Привлекательны для зарубежных предпринимателей также наличие в стране квалифицированной и пока еще недорогой рабочей силы, которая может быть использована в сравнительно сложных производствах, мощный научный потенциал, современные производственные мощности огромного ВПК. К этому можно добавить выгоды геополитического положения России на кратчайшем пути между атлантической и тихоокеанской цивилизациями – двумя основными центрами мирового и технологического развития, что сулит большие потенциальные возможности трансконтинентальной кооперации, в которую могут быть вовлечены огромные ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Разумеется, для этого потребуются немалые капиталовложения, прежде всего в недостающую для такой крупномасштабной кооперации инфраструктуру.
Современное состояние экономики России позволяет ей создавать различные типы зон, как самые простые (зоны свободной торговли), так и более сложные (промышленно-производственные и комплексные).
“Точкой отсчета” могли бы стать беспошлинные торговые или складские зоны. Деятельность таких зон, требующих минимальных затрат, способствует накоплению опыта в управлении и других вопросах функционирования СЭЗ, а также определению дальнейших приоритетов и направлений развития данных зон и организации последующих.
Широкое распространение в России могут получить СЭЗ комплексного типа, имеющие производственный характер. По сравнению с беспошлинными торговыми, складскими зонами комплексные предполагают более сложный организационный момент, более детальную организацию в управлении, а также больший объем затрат по организации инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам.
Комплексная зона призвана стимулировать развитие экспортных отраслей. Связь с национальной экономикой и внешним миром осуществляет разветвленная сеть коммуникаций. Инвесторам предоставляется широкий выбор направлений развития предпринимательской деятельности: промышленность, финансы, туризм, складское хозяйство и торговля, обработка информации. Перспективу для зоны комплексного типа обеспечит создание технологического парка. Потенциальным элементом такой зоны должен стать международный аэропорт или морской порт. Кроме того, система преференций должна распространяться как на иностранных, так и на местных инвесторов.
Комплексные зоны производственной направленности базируются не только на совместных предприятиях, здесь могут действовать предприятия, полностью принадлежащие иностранному капиталу. Привлекательным в этом смысле может явиться разрешение на продажу земли в частную собственность иностранным предпринимателям. В этом случае земельное законодательство должно быть четко проработано, включая правовые основы, регулирующие участие иностранных инвестиций.
Данный тип зоны может служить центром освоения и распространения управленческого опыта, новых форм хозяйствования на основе привлечения инвестиций, что окажет положительное влияние на состояние платежного баланса страны. Сотрудничество и конкуренция с зональными фирмами позволит поднять качество продукции, а также будет способствовать развитию внешней торговли благодаря расширению ее объемов, совершенствованию структуры и системы организации.
Большой потенциал имеют также технико-внедренческие зоны, т.е. технопарки и технополисы.
Признанный авторитет России в некоторых приоритетных направлениях теоретических исследований, наличие исследовательских и учебных институтов, крупных предприятий, которые совершенствуют свои технологические процессы на основе их разработок, являются составляющими элементами в организации технологических парков, призванных объединять науку с производством при развитой и интегрирующей их инфраструктуре.
Мировая практика позволяет определить технико-внедренческую зону (технопарк) как место, где сконцентрированы научные и производственные организации, которые на льготных условиях могут быть арендованы внедренческими рисковыми фирмами.
На наш взгляд, имеется возможность создания таких зон в так называемых “закрытых городах”, которые обладают кадровым, научным, производственным потенциалом и не требуют дополнительных крупных финансовых вложений. Привлечение иностранных фирм здесь может быть использовано с целью сотрудничества и содействия выходу создаваемой наукоемкой продукции на мировой рынок.
Технико-внедренческие зоны привлекательны как для России, так и для зарубежных инвесторов. Обустройство территории не потребует больших затрат благодаря наличию учебных и исследовательских институтов, крупных предприятий, высокому научному потенциалу. Но возникает проблема отсутствия таких элементов технологической зоны, как рынок венчурных капиталов, инвестиционные банки, консультационные фирмы (маркетинг и управление), а также совершенной инфраструктуры (лаборатории, коммуникационное обеспечение, лизинг лабораторного оборудования). Решение данного вопроса могли бы взять на себя иностранные инвесторы. При этом в качестве гарантии может служить интеллектуальный потенциал наших ученых, многолетний опыт и накопленные наработки в важнейших отраслях знаний.
Идея технопарка особенно важна для России в связи с постоянным интересом со стороны Запада к нашей науке. Благоприятное решение вопроса о создании свободных экономических зон, включая технологические парки, может способствовать решению проблемы “утечки умов”. С одной стороны, российская наука получает широкий выход для своих достижений на мировой рынок, с другой стороны, технопарк позволяет сблизить российские научные кадры с иностранным капиталом, что может привести к дальнейшему развитию научно-технических разработок.
Современные экономические условия предоставляют возможность создания в России СЭЗ различного типа. Их деятельность может способствовать повышению занятости населения, увеличению доли экспортной продукции, стимулировать новые валютные поступления, содействовать внедрению передовой производственной технологии, подъему экономически отставших регионов. Не являясь универсальным средством решения сложных российских проблем, СЭЗ при умелом подходе к их созданию и функционированию могут облегчить переход России в целом к открытой экономике, ее интеграцию в систему мирохозяйственных связей.

2. Опыт создания свободных экономических зон в России

Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х годов. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразности, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией.
Будучи привнесенной в реалии Советского Союза конца 80-х годов, идея создания СЭЗ в России в самом начале столкнулась с глубоким конфликтом интересов центрального союзного правительства, с одной стороны, и местными органами власти – с другой. Она стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках так называемой суверенизации бывших союзных республик. В России лозунг суверенизации был активно использован как руководством республик, так и влиятельными региональными лидерами. Российские власти, находясь в остром противостоянии союзным властям, заявили о своем суверенитете и начали борьбу за его воплощение в жизнь. Схватка “в верхах”, сопровождавшаяся нарастающим экономическим и политическим кризисом, порождала стремление автономий и регионов России также заявлять о своем суверенитете и требовать для себя дополнительных экономических льгот и привилегий. Амбиции регионов особенно подогревались тем, что само российское руководство призывало их брать столько суверенитета, сколько они способны переварить. Неудивительно, что более 150 административных единиц разного уровня выступили с ходатайством об образовании на своей территории свободных экономических зон, стремясь, отгородившись от центра, быстрее решить свои местные проблемы.
Принимая решения о создании СЭЗ, правительство и Верховный Совет России делегировали на уровень местных властей широкий круг ранее централизованных управленческих функций и экономических прав. Решения на этот счет принимались с беспрецедентной скоростью и касались преимущественно крупных административных единиц (область и край). При этом явно недостаточное внимание уделялось выявлению сравнительных экономических преимуществ избираемых территорий. За неполный год (июль 1990 г. – июнь 1991 г.) Верховный Совет России официально закрепил статус свободной экономической зоны за 11 территориями – Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградская, Кемеровская, Читинская, Новгородская области. Еврейская автономная область. Общая площадь этих территорий составила более 1 млн. кв. км (7% территории России) и население – 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся в мире СЭЗ, вместе взятых.
В 1992 г. регистрация зон была временно прекращена. Более того, в январе 1992 г. Правительством РФ из-за низкой эффективности функционирования СЭЗ была предпринята попытка инициировать президентский указ, отменяющий все решения об их создании. Однако столь решительная мера не прошла.