Экономика Ближнего Востока

Содержание
Введение
1. Вопрос экономической логики
2. Экономика Ближнего Востока
· главная жертва конфликта
3. Вопрос экономического и оборонного бремени
4. Вопрос регионального предвидения
Заключение
Список использованных источников

Введение
Арабский мир – это более ста миллионов человек, это богатейшие запасы полезных ископаемых, это колоссальные возможности капиталовложений.
Подписание соглашений, известных как “соглашения Осло” – соглашения о принципах урегулирования и “соглашения Осло-1” в сентябре 1993 г., и особенно “соглашения Осло-2” о промежуточном урегулировании в сентябре 1995 г. – значительно повысили вероятность создания на Ближнем Востоке еще одного арабского государства – к западу от реки Иордан. Подписание этих соглашений было с волнением встречено во всем мире и пробудило надежду на розовое будущее, связанное со стабильностью и экономическим процветанием. В сфере безопасности архитекторы соглашений обещали приход “дней без забот и ночей без тревоги”, когда “палец больше не спустит курок”.
В экономической сфере те же провозвестники мира обещали начало эпохи беспрецедентного развития и прогресса, которая станет залогом создания “Нового Ближнего Востока”. Однако, несмотря на славу, которую они себе снискали, трудно распознать в действительности признаки воплощения в жизнь данных ими обещаний, как в отношении стабильности, так и в смысле процветания.
Данная работа посвящена, в основном, экономическим аспектам Ближнего Востока. В ней мы представим аргументы сторонников той точки зрения, которые полагают, что крайне низка вероятность того, что создание еще одного государства на территории Иудеи, Самарии и сектора Газа будет способствовать улучшению экономического положения жителей этих территорий, Государства Израиль или других стран региона, а так же научного анализа указывающего на наличие серьезных опасений того, что осуществление “политического процесса” приведет к резкому ухудшению экономической ситуации Израиля и палестинцев.
1. Вопрос экономической логики
Следует отметить, что постоянное употребление термина “еще одно арабское государство” вместо “палестинского государства” не случайно в данном контексте. Оно призвано определить заранее основу для пессимизма в отношении будущего этого государства. Ведь необходимы далеко идущие аргументы для обоснования утверждения, что экономический характер этого “дополнительного арабского государства”, лишенного месторождений нефти, будет значительно отличаться от остальных лишенных нефти арабских стран, разве что предполагается, что окажется возможным навязать этому новому политическому образованию свойства, абсолютно не характерные для прочих арабских стран. Если же это не так, то нет никакой причины полагать, что ВНП на душу населения в год в этом образовании будет сильно отличаться от показателей в других арабских странах, лишенных запасов нефти, – т.е. 990-1500 долларов. Практически, экономика Иордании, в которой палестинцы составляют большинство населения, может служить моделью экономических показателей в еще одном арабском государстве, где палестинцы также составляют большинство населения. Рами Хури так описывает настоящую экономическую ситуацию в арабских странах:
«Уровень жизни большинства населения в арабском мире в целом снизился за последние полтора десятилетия в результате несбалансированного увеличения населения по сравнению с ростом экономических и природных ресурсов. Наиболее современные доступные на сегодня данные можно почерпнуть из “Объединенного арабского экономического отчета” за 1997 г. (United Arab Economic Report, 1997), и они указывают на то, что если население арабских стран выросло в период 1980-1996 гг. с 165 до 257 млн. чел., т.е. на 56 %, то валовой местный продукт в текущих ценах вырос за тот же период с 437 до 576 млрд. долларов, то есть на 32 %. Таким образом, ВМП на душу населения снизился за этот период на 14 %, и это в то время, когда весь мир был склонен видеть в арабах богачей.
Данная общая тенденция скрывает еще более суровую действительность в отдельных арабских странах, поскольку высокий уровень доходов и относительно небольшое население в странах-производителях нефти искажают показатели для большинства остальных арабских стран. Иордания, например, представляет страны с низким уровнем доходов, столь распространенные в регионе. В период 1985-1995 гг. ВМП на душу населения в Иордании вырос на 103 % в текущих ценах в динарах, однако снизился на 16 % в фиксированных ценах в динарах и упал на 59 % в фиксированных долларовых ценах (с 2144 до 908 долларов).»

Государство
ВНП на душу населения*
(в долл на 1995 г.)

Иран
2.449

Иордания
1.532

Израиль
17.079**

Египет
746

Ливан
3.020

Сирия
3.285***

Ирак
907

Саудовская Аравия
6.815****

*Все данные относятся к ВНП на 1995 г., за исключением Ирака, по которому есть информация только за 1992 г. **Рост с 12.870 долларов в 1985 г. (т.е. рост почти на 33 % в постоянных долларовых ценах за десятилетие). ***Практически никакого изменения по сравнению с уровнем ВНП в 3.256 долларов на душу населения в 1985 г. Интересно отметить, что Мировой Банк оценивает ВНП на душу населения в Сирии в 1.120 долларов (См. World Development Report, 1997) ****Снижение с уровня в 9.769 долларов, то есть на 45 % за десятилетие. Источник: WHEAT US Arms Control and Disarmament Agency, 1996

Однако всякие попытки превратить палестинское образование в неарабскую страну противоречит букве и духу палестинских требований независимости, выраженных в Палестинской хартии. Параграф 1 Хартии однозначно постановляет, что палестинский народ представляет собой часть арабской нации.