Участие прокурора в кассационной инстанции

Содержание
Введение.
Глава 1. Прокурор как субъект уголовного процесса 5
Сущность и задачи кассационной инстации 5
Роль прокурора в кассационной инстации 10

Глава 2. Порядок кассационного опротестования 16
2.1 Законодательная регламентация порядка кассационного опротестования 16
2.2. Сроки кассационного опротестования приговора 21
2.3 Дополнительный кассационный протест 25
2.4 Отзыв кассационного протеста 29
2.5 Дополнительные материалы 30

Глава 3. основания кассационного опротестования приговоров 32
3.1 Формы содержания кассационного опротестования 32
3.2. Протест в связи с односторонностью или неполнотой дознания, предварительного или судебного следствия 35
3.3. Протест в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела 38
3.4. Протест в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона 40
3.5 Протест в связи с неправильным применением уголовного закона 44
3.6. Протест в связи с несоответствием назначенным судом наказанием тяжести преступления и личности осужденного 47

Заключение 50
Список литературы 52

Введение

Необходимость проверки законности и обоснованности судебных решений обусловлена задачами уголовного судопроизводства и очевидной потребностью по возможности предотвратить судебные ошибки и несправедливость приговора, тяжело ложащиеся на отдельных лиц и противоречащие общественным и государственным интересам.
Вместе с тем с учетом того, что в судебном разбирательстве, в суде первой инстанции, суд действует как орган судебной власти, в рамках предоставленных ему полномочий и в условиях установленной судебной процедуры, необходимо создание порядка проверки судебных решений вышестоящим судом, которые бы не вторгались в прерогативы суда первой инстанции, не нарушали бы принципа независимости судей и подчинения их только закону, а также обеспечивая права и интересы участников процесса на проверку состоявшихся решений вышестоящим судом.
В п. 3 ст. 50 Конституции РФ записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом…».
Порядок пересмотра приговоров должен обеспечивать указанные выше цели и вместе с тем предотвращать затягивание исполнения судебного решения, неосновательные жалобы, обращение в различные судебные инстанции и неоднократный пересмотр привода.
Виды обжалования и пересмотра приговоров имеют свои особенности, различия по существу и наименованию, но их целевое назначение и характерные черты дают возможность, несмотря на эти различия, выделить то, что характеризует обычные и исключительные порядки обжалования.
К обычным относятся апелляционное, кассационное обжалование приговора и пересмотр по частной жалобе (частное обжалование). Это обжалование распространяется на решения, не вступившие в законную силу.
К исключительным относятся пересмотр в порядке надзора, возобновление уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Целью моей дипломной работы является рассмотрение участия прокурора в кассационной инстанции .
Исходя из цели работы в ней будут решены следующие задачи :
– изучено значение кассационной инстанции и роль прокурора в ней ;
-рассмотрены основные положения относительно опротестования прокурором в кассационном порядке приговора суда по уголовному делу, а также основания такого опротестования;
– проанализирована практика Салехардского городского суда и Ямало
· Ненецкого окружного суда по вопросам , касающихся круга проблем , очерченных в представленной дипломной работе .
При этом будет использоваться УПК РСФСР 1960 года, так как он пока еще действует. Однако, учитывая то, что УПК РФ 2001 года уже принят, работе будут ссылки и на него. В тексте работы под аббревиатурой «УПК» будет пониматься именно УПК 1960 года.
Кроме того, так как ныне действующий УПК называет акт, которым прокурор обжалует приговор протестом, а УПК РФ
· представлением, я буду придерживаться терминологии ныне действующего закона.

Глава 1. Прокурор как субъект уголовного процесса
1.1. Сущность и задачи кассационной инстанции

В соответствии с п. 3 ст. 34 ныне пока еще действующего УПК РСФСР (п.14 ст. 5 УК РФ ) кассационная инстанция” или “вторая инстанция” – суд, рассматривающий в кассационном порядке дела по жалобам и протестам на приговоры и определения суда первой инстанции и постановления судьи, не вступившие в законную силу.
Термин «кассация» происходит от французского casser
· ломать, отменять. Кассационный суд рассматривает дело не по существу решения (т.е. не с точки зрения доказанности или недоказанности фактических обстоятельств дела), а с точки зрения соблюдения процедуры форм судопроизводства и правильного применения к установленным судом фактам закона.
Поэтому, если основания апелляционного обжалования могут быть как фактические, так и юридические, то кассационное обжалование допускается только по юридическим основаниям. Эти основания указываются в законе либо в виде исчерпывающего перечня, нарушение которых влекут отмену приговора, или путем указания общих признаков тех нарушений, которые должны считаться поводами кассации. Последствия кассационного обжалования могут быть следующие:
приговор оставлен без изменения, изменен;
приговор отменен полностью или в части.
Запрет поворота к худшему служит также интересам правосудия, ибо принесение кассационной жалобы способствует выявлению судом второй инстанции нарушений закона, ошибок, допущенных по данному делу, и тем предотвращает вступление в законную силу и исполнение незаконных и необоснованных приговоров.
Кассационная инстанция не постановляет нового приговора, а своим решением вносит изменение в приговор или, отменяя приговор, предписывает другому суду (или в другом составе судей) первой инстанции рассмотреть вновь дело.
Кассационное производство по уголовным делам является одной из важнейших гарантий осуществления правосудия в строгом соответствии с законом.
Рассмотрение дела в суде второй инстанции является стадией уголовного процесса, в которой проверяется законность и обоснованность приговоров и определений суда, а также постановлений судьи, не вступивших в законную силу. Особенностью кассационного производства является то, что предмет его проверки составляют важнейшие акты правосудия
· приговор, определение и постановление суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Это производство дает возможность устранять допущенные по уголовному делу ошибки и нарушения закона еще до того, как приговор и другие судебные решения вступят в законную силу.
Кассационное производство служит решению важных задач, что и определяет его значение:
оно содействует достижению законности и обоснованности приговоров (а также определений суда, постановлений судьи), в том числе и тех, которые не были обжалованы и опротестованы, поскольку сама возможность обжалования, опротестования судебного решения, рассмотрения дела судом второй инстанции оказывает превентивное воздействие, побуждая суд, прокурора, органы расследования соблюдать закон;
способствует тому, чтобы не допускалось обращение к исполнению незаконных и необоснованных приговоров (определений суда, постановлений судьи);
оно служит осуществлению надзора за судебной деятельностью со стороны вышестоящих судов, о котором говорится в ст.126 Конституции РФ. Направляя судебную, а на этой основе- и следственную практику по пути строжайшего соблюдения закона, оно служит обеспечению законности, соблюдению прав и законных интересов личности в уголовном процессе (осужденного, оправданного, потерпевшего, гражданского истца и ответчика);
служит укреплению правопорядка в государстве.
Они выполняются путем проверки судами кассационной инстанции законности и обоснованности приговоров, отмены и изменения тех из них, которые противоречат или не соответствуют закону.
Кассационному производству России присущи начала, которые принято именовать характерными чертами кассации. В этих чертах находят специфическое- определяемое особенностями задач данной стадии процесса- проявление принципов, присущих уголовному процессу в целом, включая и кассационное производство.
Свобода обжалования приговоров. Право на кассационное обжалование предоставлено всем субъектам , защита прав и законных интересов которых связана с решениями, принимаемыми в приговоре: осужденному, оправданному, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, защитнику и представителям указанных лиц.
Отражая положения международного пакта о гражданских и политических правах Конституция РФ установила: «Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом» (ч.3 ст.50).
Ревизионный характер кассационной проверки. Суд второй инстанции обязан рассмотреть каждое уголовное дело в полном объеме: не ограничиваясь теми доводами, которые приведены в кассационной жалобе или кассационном протесте (представлении), а также теми из осужденных, кто принес кассационную жалобу или в отношении которых принесен кассационный протест (представление). Это способствует выявлению всех нарушений закона, ошибок, допущенных по делу, рассматриваемому судом второй инстанции. Лишь при этом условии кассационное производство может содействовать обеспечению законности и обоснованности приговоров.
Проверка законности и обоснованности приговора: в кассационном порядке проверяется, соблюдены ли при производстве по данному уголовному делу требования закона, а также
· правильно ли установлены фактические обстоятельства дела, соответствуют ли выводы суда объективной действительности, установил ли суд в приговоре истину. Всесторонняя проверка необходима доя решения задач, которым служит кассационное производство.
Представление (истребование) новых материалов. Суд второй инстанции
проверяет законность и обоснованность приговора как по имеющимся в деле, так и по материалам, дополнительно предоставленным лицами, пользующимися правом на кассационное обжалование и кассационное опротестование. Такие материалы могут быть представлены как до, так и во время рассмотрения дела судом второй инстанции, но до дачи заключения прокурором.
Запрет (недопустимость) поворота решения к худшему
· недопустимость отягчения положения осужденного, оправданного (по сравнению с приговором) в результате принесения кассационной жалобы осужденным, оправданным, их защитником, законным представителем. Это одна из наиболее важных гарантий права осужденного, оправданного на кассационное обжалование, поскольку угроза отягчить свое положение в результате обжалования приговора могла бы вынудить этих лиц отказаться от обращения в суд второй инстанции, даже если постановленным приговором их права и законные интересы нарушены.
Таким образом , основная черта кассационного производства
· проверка законности и обоснованности приговора суда первой инстанции и приговора (постановления) суда апелляционной инстанции.
Кассационная инстанций должна проверить не только законность приговора суда первой инстанции и приговора (постановления) суда апелляционной инстанции, т.е. соблюдение при производстве по делу норм уголовно-процессуального и уголовного права, но и его обоснованность, т.е. соответствие выводов суда, изложенных в приговоре (постановлении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции, а также справедливость судебного решения.
Кассационная инстанция вправе проверять законность, обоснованность и справедливость приговора суда первой инстанции и приговора (постановления) суда апелляционной инстанции лишь в части обжалуемых положений.
Содержащиеся в кассационных жалобах и протестах (представлениях) доводы должны быть тщательно изучены, проанализированы и сопоставлены с имеющимися в деле дополнительно представленными материалами, с тем, чтобы указанные доводы не остались без ответа в определении.
Проверяя законность и обоснованность приговора, определения или постановления, кассационные инстанции обязаны в пределах своих прав, предусмотренных законом, устранить допущенные судом первой (апелляционной) инстанции нарушения материального или процессуального закона, если о них указано в жалобе или протесте (представлении).

1.2. Роль прокурора в кассационной инстанции

Роль, место и полномочия прокуратуры в правоохранительной системе вообще и в уголовном процессе в частности определяется ныне федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции федерального закона от 02.01.2000
· 19-ФЗ (далее
· Закон прокуратуре).
Осуществляя свои функции в кассационном производстве, прокуроры обеспечивают надзор за правильным и единообразным применением законов судебными органами, за соблюдением и обоснованностью приговоров и других судебных решений по конкретным делам.
Независимо от того, дает ли прокурор заключение по жалобе осужденного или его защитника или поддерживает протест, он выступает в качестве представителя органа, осуществляющего надзор за соблюдением законности при рассмотрении судом уголовных дел. При этом заключение прокурора и поддержание протеста есть лишь различные формы осуществления этого надзора.
Проверяя законность и обоснованность приговоров и выявляя те или иные нарушения, прокурор принимает меры к их немедленному устранению как путем принесения кассационного протеста, так и дачей заключения по делу, рассматриваемому судом второй инстанции по протесту или жалобе.
Прокурорский надзор за соблюдением законности в рассмотрении судами уголовных дел состоит в активном участии прокурора при судебном разбирательстве в ходе самого процесса, в даче заключений в связи с возникающими на суде вопросами, в обращении внимания суда на нарушения закона со стороны любого из участников процесса, а также в устранении этих нарушений, с тем чтобы не допустить постановления незаконного и необоснованного приговора.
В случае необходимости прокурор требует устранения этих нарушений путем принесения протеста (кассационного или частного).
Процессуальное положение прокурора зависит от возложенных на него функций, от его полномочий и правовых средств, которые он использует в соответствии с законодательством для осуществления надзора за законностью. К правовым средствам прокурорского надзора относятся протесты, представления, а также выступления в суде с заявлениями, ходатайствами, дача заключения о законности и обоснованности приговора.
Надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел есть важнейшая процессуальная обязанность и право прокурора. Именно эти права и обязанности и обуславливают его процессуальное положение. В стадии кассационного производства процессуальное положение прокурора определяется его обязанностью опротестования им незаконных и необоснованных приговоров, не вступивших в законную силу, и дачей заключения о законности и обоснованности приговора по делам, которые рассматриваются второй инстанцией.
Процессуальное положение прокурора в кассационном производстве четко определено нормами уголовно-процессуального права.
В соответствии с этими нормами прокурор в стадии кассационного производства полномочен:
принимать меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили;
опротестовать каждый незаконный и необоснованный приговор;
ходатайствовать перед судом, постановившим приговор, о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на опротестование приговора в кассационном порядке;
отозвать свой кассационный протест;
отозвать протест, принесенный нижестоящим прокурором;
опротестовать при наличии к тому законных оснований определения суда первой инстанции и постановления судьи;
внести дополнительный протест и подать в кассационную инстанцию до начала рассмотрения письменное возражение на дополнительные жалобы;
представлять как до, так и во время рассмотрения дела, но до дачи им заключения, дополнительные материалы;
знакомиться в суде с производством по делу, поступившими жалобами и подавать на них свои возражения;
давать заключение о законности и обоснованности приговора при рассмотрении дела в кассационной инстанции (если дело слушается по кассационному протесту, прокурор обязан обосновать этот протест).
Кассационное производство является самостоятельной стадией уголовного судопроизводства, призванной к тому, чтобы своевременно и оперативно исправлять ошибки и нарушения закона, допущенные судом первой инстанции. Проверка законности и обоснованности приговоров, осуществляемая кассационной инстанцией, служит гарантией соблюдения законности в уголовном судопроизводстве, средством защиты прав и охраняемых законом интересов участников процесса.
Поскольку правосудность приговора находится в зависимости от законности действий, совершаемых не только судом, но и органами расследования, кассационная проверка не ограничивается материалами судебного разбирательства: она охватывает все производство по делу, включая предварительное расследование. Следовательно, кассация является одной из важных гарантией соблюдения законности в уголовном процессе.
Условием и обязательной предпосылкой деятельности кассационной инстанции является инициатива прокурора, защитника, обвиняемого и других участников процесса. Приговор может быть проверен второй инстанцией только при условии, если принесена кассационная жалоба или он опротестован прокурором.
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются общими задачами судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК РФ .
Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.
Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель – сторона в процессе.
В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела, независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.
Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства и, как ответственный перед ним, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом, в пределах закона и в той мере, в какой оно находит подтверждение на судебном следствии. Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от него.
От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель. Государственное обвинение окажется не реализованным, если останутся не устраненными допущенные нарушения закона.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства.
В тех случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест. Полномочный прокурор вправе также опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. При этом принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений.
Таким образом, прокурор играет в кассационном производстве двоякую роль
· он может являться субъектом возбуждения кассационного производства и он, в силу общепрокурорских задач, является лицом, надзирающим за соблюдением законности в процессе. Оба этих полномочия весьма важны. В настоящей работе мы рассмотрим не только сами процессуальные действия прокурора, но и мотивы, которыми он руководствуется, принося кассационный протест (в терминологии УПК РФ
· представление).
Глава 2. Порядок кассационного опротестования
2.1. Законодательный порядок кассационного опротестования

Осужденный или оправданный, их защитники и законные представители, частный обвинитель и его представитель, потерпевший и его представитель вправе обжаловать в кассационном порядке приговор суда первой инстанции или приговор (постановление) суда апелляционной инстанции.
Прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный или необоснованный приговор суда первой инстанции или приговор (постановление) суда апелляционной инстанции.
В соответствии с законом кассационный протест приносится прокурором на приговор, не вступивший в законную силу. Законом определен перечень судебных органов, которые могут осуществлять кассационное производство по уголовным делам (ст.326 УПК РСФСР), а также характер юридических последствий, которые наступают в случае принесения кассационного протеста, а именно:
приостанавливается приведение приговора в исполнение (ст.330 УПК РСФСР)
по истечении кассационного срока суд, постановивший приговор, направляет дело с поступившим протестом в кассационную инстанцию (ст.330 УПК РСФСР)
кассационный протест служит поводом для обязательного рассмотрения кассационной инстанцией дела, поступившего с протестом, в установленные законом сроки (ст.333 УПК РСФСР);
суд обязан известить осужденного, оправданного и других участников процесса, интересов которых касается протест, о поданном протесте (ст.327 УПК РСФСР).
Наконец, в законе дан четкий перечень оснований, при наличии которых приговор может быть отменен или изменен кассационной инстанцией по протесту или жалобе. К числу этих оснований в соответствии со ст. 342 УПК РСФСР относятся следующие:
односторонность или неполнота дознания, предварительного или судебного следствия;
несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела;
существенное нарушение уголовно-процессуального закона;

неправильное применение уголовного закона;
несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности осужденного.
Долгое время оставался спорным вопрос о круге лиц, имеющих право принести протест. Он имеет принципиальное значение, так как, если прокурор приносит протест, нарушив пределы своей компетенции, такой протест нельзя признать законным и суд не может принять его к рассмотрению. В настоящее время субъекты кассационного опротестования перечислены в ст. 36 Закона «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с этой нормой право принесение кассационного протеста принадлежит прокурору, возглавляющему прокуратуру, и его заместителю в пределах их компетенции, независимо от их участия в разбирательстве дела в суде первой инстанции.