Состязательность в уголовном процессе

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение принципа состязательности в уголовном процессе 6
Понятие принципов уголовного процесса 6
Состязательность как принцип уголовного процесса . Эволюция принципа состязательности 13
Глава 2. Состязательность во взаимодействии обвинения и защиты 30
2.1. Равное процессуальное положение обвинения и защиты 30
2.2. Параллельное расследование защитой обстоятельств дела 35
Глава 3. Реализация принципа состязательности на стадиях уголовного процесса 42
3.1. Состязательность при производстве предварительного
расследования 42
3.2. Состязательность в судебном производстве 49
Заключение 60
Список литературы 63

Введение

В данной работе будет рассмотрена актуальная в современных условиях тема
· состязательность сторон в уголовном процессе. Актуальность ее обусловлена вступлением с 1 июля 2002 года в силу нового УПК РФ. В этом Кодексе содержатся принципиально иные подходы к соотношению объема процессуальных прав обвинения и защиты. Признана важность и равенство защиты с обвинением.
Предоставление лицу возможности обратиться за помощью к адвокату обеспечит условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, а выдвигаемом против него обвинении и, следовательно, эффективно защищаться.
Процессуальная деятельность защитника на предварительном следствии направлена на оказание правовой помощи обвиняемому, охрану его прав и законных интересов и участие в доказывании по установлению обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого или смягчающих их ответственность. Практика показывает, что участие адвокатов в качестве защитников на предварительном следствии имеет исключительно положительное значение для реального осуществления прав обвиняемого на защиту и для повышения качества предварительного следствия.
В этой связи нельзя не упомянуть о существеннейшей новелле, введенной в уголовный процесс статьей 86 УПК РФ. Часть 2 этой статьи гласит, что подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Это позволит уравновесить возможности государства и гражданина в уголовном процессе и существенно повышает объективность следствия.
Осуществление адвокатом защитительной функции в большинстве зависит от реализации им тех прав, которые ему представлены законом. Однако дело в том, что предоставленные законом права на предварительном следствии, как правило, адвокат может реализовать только через следователя, поэтому эффективность предварительного следствия во многом определяется характером взаимоотношений между адвокатом и следователем.
К сожалению, иногда добросовестная и энергичная работа защитника вызывает негативное отношение некоторых работников правоохранительных органов, которые рассматривают его деятельность, как помеху следствию, что, конечно же, не соответствует действительности и не должно иметь места. Однако такие настроения явно усилились после введения в действие нового УПК по которому у защитника появляется больше процессуальных прав.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение принципа состязательности в российском уголовном процессе.
Для достижения указанной цели дипломного исследования поставлены следующие задачи:
рассмотреть законодательные основы полномочий сторон защиты и обвинения, равная величина которых и реализует на практике принцип состязательности в уголовном процессе;
изучить эволюцию принципа состязательности с древних времен по наши дни;
исследовать реализация принципа состязательности на стадиях уголовного процесса, судебные прения;
проанализировать состязательность во взаимодействии обвинения и защиты.

Глава 1. Понятие и значение принципа состязательности в уголовном процессе

1.1.Понятие принципов уголовного процесса

Принципами уголовного процесса называются основные правовые положения (нормы общего и руководящего значения), определяющие построение всех его стадий, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы выражают сущность и содержание уголовного процесса, характеризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования.
Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, не выводимые друг из друга и обнимающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Нормы-принципы носят императивный, властно-повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств. Своим адресатом они имеют человека и гражданина и соответствующие государственные органы. Органы государства, ведущие процесс, должны действовать на основе установленных принципов и несут все последствия, связанные с их нарушением.
Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, которые, выражая природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Эти принципы исходят из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
· обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Сознавая себя частью мирового сообщества, народ РФ принял Конституцию РФ, в которой записаны общепризнанные и отраженные в ряде международно-правовых документов права человека и гражданина, принципы правосудия.
В соответствии с конституционными принципами в отраслевом законодательстве
· УПК содержатся нормы, имеющие основное, определяющее значение для всего судопроизводства и отдельных его стадий.
Принципы правосудия записаны в Конституции Российской Федерации, а часть – в отраслевом законодательстве
· УПК и некоторых других законодательных актах. Все принципы неразрывно связаны между собой и образуют единую совокупность правовых начал, одинаково значимых для достижения целей уголовного процесса. Каждый из них определяет такую сторону судопроизводства, без которой невозможно правильное осуществление его задач.
Большинство принципов закреплено в Конституции РФ, в отдельных статьях закона в виде особых правовых правил (ст. 22, 25, 48, 49 Конституции РФ). Конституционные принципы включены и в основные положения уголовно-процессуального кодекса. В других нормах определяется механизм их действия применительно к той или иной стадии производства по делу (сравни, например, ст. 48 Конституции РФ и ст. 47-51 УПК). Какой бы, однако, ни была юридическая форма закрепления принципов, они всегда выступают в качестве норм общего и руководящего значения, имеющих трехчленную структуру, – гипотезу, диспозицию и санкцию. Иначе в правоприменительной деятельности соблюдались бы не сами принципы, а только конкретизирующие их нормы. Конституционные принципы являются нормами прямого и непосредственного действия. Это означает право на применение этих норм непосредственно, без внесения соответствующих изменений и дополнений в УПК.
Принципы действуют в рамках целостной системы, где сущность и значение каждого принципа обусловливаются не только собственным содержанием, но и функционированием всей системы, где нарушение любого принципа приводит обычно к нарушению других принципов и тем самым к нарушению законности при производстве по делу. Конституция РФ и внесенные в последние годы изменения и дополнения в уголовно-процессуальное законодательство значительно углубили и обогатили демократическое содержание принципов, расширили диапазон их применения, усовершенствовали формулировку отдельных начал, укрепили гарантийную обеспеченность принципов. Проведение судебной реформы в Российской Федерации включает в себя дальнейшее совершенствование нормативного закрепления принципов судопроизводства и определения механизма их действия, в частности, обеспечения права потерпевшего на судебную защиту, гарантий прав обвиняемого, подозреваемого на защиту, принципа состязательности, гарантий независимости судей и др.
Не все принципы реализуются на всех стадиях производства по делу. Пределы осуществления того или иного принципа определяются общими задачами уголовного судопроизводства и непосредственными задачами конкретной стадии. Во всяком случае к принципам процесса относятся те правовые положения, которые определяют права и свободы человека и гражданина в уголовном процессе, определяющие построение судебного разбирательства как центральной стадии процесса и находят свое выражение (хотя бы ограниченное) в одной или нескольких стадиях, предшествующих судебному разбирательству или следующих за ним. В этом случае все принципы уголовного процесса являются одновременно и принципами правосудия.
Исходя из вышеизложенного система принципов уголовного процесса может быть представлена следующим образом:
1.Принципы уголовного процесса, источником которых являются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в гл. 1 и 2 Конституции РФ.
2.Принципы уголовного процесса, источником которых являются нормы Конституции о судебной власти
· гл. 5 Конституции РФ.
3.Собственно процессуальные принципы, закрепленные только в нормах УПК.
Эти нормы обусловлены общеправовыми конституционными принципами, но имеют специфическое для данного вида деятельности содержание. К ним можно отнести:
принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению суда (судьи), прокурора, следователя, дознавателя;
непосредственность, устность судебного разбирательства.
Поиск наиболее рациональных, гуманных и нравственных форм осуществления правосудия привел к формированию общепризнанной мировым сообществом системы демократических основ (принципов) отправления уголовного судопроизводства. Представляя собой закрепленные в законодательстве правовые идеи руководящего значения, эти принципы определяют построение всех институтов процессуального права.
С принятием Конституции РФ существенно расширен круг демократических установлений, непосредственно влияющих на отправление уголовного судопроизводства (расширение гарантий неприкосновенности личности, жилища, личной жизни, собственности, право на защиту, введение суда присяжных и судебный контроль за предварительным расследованием, состязательность и равноправие сторон).
При создании новых законов, изменении и дополнении действующих процессуальных правовых норм законодательные органы должны считаться с существующими демократическими установлениями в сфере уголовного судопроизводства. Не подлежит снижению уже достигнутый уровень охраны прав участников уголовного судопроизводства. Нарушение того или иного принципа уголовного судопроизводства должно влечь признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов не имеющими силы доказательств (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).
Принятие законодательства об уголовном судопроизводстве относится к ведению Российской Федерации. Поэтому правовой базой уголовного процесса является лишь Конституция РФ и федеральное законодательство. В силу прямого действия Конституции РФ (ст. 15) ее правовые нормы, в том числе утверждающие принципы уголовного судопроизводства, могут применяться правоохранительными органами непосредственно. Вместе с тем следует признать, что установления принципиального характера, содержащиеся в Конституции РФ, требуют для своего применения специального правового механизма, детализирующего условия их применения. Принципы правосудия содержатся также в законодательстве о судоустройстве. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г. к числу принципов, положенных в основу организации судебной системы, относит независимость судей, присяжных и народных заседателей, равенство граждан перед судом и законом, гласность и другие положения, включаемые одновременно в систему принципов уголовного процесса.
Многообразие правовых источников системы принципов уголовного судопроизводства свидетельствует об их универсальном значении для организации как уголовного процесса, так и всей системы правосудия. Все принципы уголовного судопроизводства взаимосвязаны и образуют единую систему.
Совершенствование законодательства, насыщение его демократическими и гуманитарными элементами, восприятие многих установлений международного права, а также развитие теории уголовного процесса привели к расширению круга принципиальных основ уголовного судопроизводства.
Но существуют известные различия между ними по содержанию, источнику регламентирования и пределам действия. Общеизвестна, в частности, неравномерность действия принципов процесса в зависимости от стадии прохождения уголовного дела. Если в судебном разбирательстве принципы уголовного судопроизводства действуют в полной мере, то условия предварительного расследования требует ограничения применения таких, например, принципов, как гласность, участие представителей населения. Непосредственность и устность производства не в полной мере могут быть реализованы в кассационной и надзорной инстанциях. Поэтому оправданно деление общего массива принципиальных основ уголовного судопроизводства на общеправовые и отраслевые, на закрепленные в Конституции РФ и регламентированные в УПК, на всеобщие и действующие лишь в некоторых стаях уголовного процесса.
Классификация принципов уголовного судопроизводства должна учитывать основные тенденции развития их системы: укрепление взаимосвязей, расширение сферы проявления демократизма, усиление внимания к гуманитарным качествам правового регламентирования, повышение ответственности за нарушение процессуальных норм, воплощающих конституционные принципы правосудия.
Состязательность как принцип уголовного процесса . Эволюция принципа состязательности

Состязательность – сложное социальное явление, которое оказывает большое влияние как на общественное сознание и мировоззрение в целом, так и на отдельную личность. Изучение принципа состязательности ведет к возрастанию интереса к практической реализации заложенных в нем педагогических возможностей, использованию его не только в сфере физического воспитания, но и в общепедагогической деятельности.
Изучение принципа состязательности как широкомасштабного общественного явления ставит новые теоретические и практические задачи. К ним относятся: выяснение конкретно-исторических условий и причин генезиса принципа состязательности, его социальной сущности, поэтапное прослеживание исторической эволюции принципа состязательности и качественных изменений в нем, всестороннее познание связей и взаимодействий этого принципа с внешними по отношению к нему как к объекту исследования общественными явлениями (религией, образованием, искусством и проч.).
Решение этих проблем требует проведения широкого круга исследований, в том числе исследования исторического прошлого. Изучение этого наследия необходимо для уяснения того, какие причины вызвали к жизни разнообразные формы состязательности, как принцип спортивной состязательности вошел в сферу общественного сознания, почему состязательность стала неотъемлемой составной частью мировой культуры, в чем социальная ценность принципа состязательности.
Принцип состязательности – это биосоциальный феномен, точнее биофеномен, который органически встроен в реальный социальный контекст. Это перманентное качество человеческих сообществ, которое лежит в основе таких явлений как игра, а затем и культура. Возникновение состязательности обусловлено субъективными и объективными причинами общественного развития.
По мнению ряда западных и российских исследователей (Х.Ортега-и-Гассет, Й.Хёйзинга, О.Шпенглер, Л.Винничук, Ф.Х.Кессиди, И.Д.Рожанский, В.Татаркевич и др.), состязательность появилась на заре человечества. Она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность – неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре.
Один из ярчайших всплесков состязательности – в античности, в период перерастания архаической игры в культуру. Состязательность в любых видах человеческой деятельности считают наследием древнегреческой цивилизации, а “АГОН” (слово, которое обозначает и место состязаний и сами состязания) – становится символом продуктивной и цивилизованной конкуренции. Агон стал важнейшей двигательной силой в развитии греческой цивилизации, которая является прародительницей современной

западноевропейской культуры. Поэтому целесообразно проследить становление и развитие принципа состязательности, начиная с античности.
Отличительной чертой древнегреческого быта являлось неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах жизни. Именно эту состязательность считают наследием древнегреческой цивилизации. Истоки возникновения состязательности необходимо искать в ментальности древних греков, которая сформировалась под влиянием различных причин. Среди них выделяются следующие:
– природно-географические условия;
– особенности мироощущения древних греков;
– значение принципа телесности;
– телесно-духовные идеалы древних греков;
– черты, типичные для греческого этноса в целом.
О значении, которое придавалось спортивным состязаниям еще в эпоху Гомера, свидетельствует 23-я песня “Илиады”, в которой рассказывается о ристалищах, устроенных в честь погибшего героя Патрокла. В программу этих ристалищ входили состязания на колесницах, борьба, кулачный бой, бег, метание диска и копья, стрельба из лука – все это виды спорта, которые позднее стали включаться в программу Олимпийских и других периодически проводимых игр. Олимпийские игры считались важнейшими событиями не отдельных греческих государств, а всей Греции в целом. Победители окружались величайшим почетом, в их честь воздвигали статуи в Олимпии и на родине. Впоследствии именно Олимпийские игры послужили основой создания первой общегреческой системы летоисчисления.
Иными словами, спортивные игры явились наиболее ярким выражением соревновательного духа в Древней Греции. Таким образом формировался принцип состязательности, который имеет огромное значение до настоящего времени.
Время шло, один культурно-исторический период сменился другим. По ряду причин, являвшимися исторической закономерностью рабовладельческий строй сменился феодальным. И изменения эти сопровождались серьезными потрясениями в общественной жизни.
Как известно, в средние века принцип состязательности не нашел такого же яркого воплощения как в античности, где, как сказано выше, Олимпийские игры были общегосударственным событием. Более того, с усилением христианства физическая культура стала отвергаться и не была включена ни в одну из церемоний христианских празднеств.
Почему прекратились замечательные общенародные игры? Что случилось с античным идеалом человека, который сформировался под значительным влиянием духа соревновательности? И как, наконец, получилось, что олимпийские идеи, которые , казалось, навсегда ушли в прошлое, появились вновь в эпоху Возрождения?
Категории средневековой культуры, картины мира средневекового человека, двойственность (дуалистичность) и символизм эпохи средневековья – все это нашло отражение в трудах известных медиевистов М.М.Бахтина, В.П.Даркевича, А.Я.Гуревича, Ж. Ле Гоффа, Й.Хёйзинги и др. Опираясь на их исследования мы можем попытаться ответить на поставленные выше вопросы.
Когда мы говорим о развитии принципа состязательности в средних веках мы должны учитывать, что для разных слоев населения он имел разное значение. Например, состязательность и физическая активность вообще среди сельского населения была естественным следствием уклада жизни. Физическая сила расценивалась как необходимое условие существования человека в постоянной борьбе с природой. Среди знати, на которую были возложены воинские обязанности, физическая подготовка и игры имели соответственно более упорядоченный характер. В жизни городского населения физическая сила и ловкость не представляли особой ценности. Характер городского производства оттеснял на задний план физические качества человека. Они никогда не оценивались в городах так высоко как в сельской местности или у рыцарского дворянства. До XIV века развлечения городского населения вообще носили или пассивный зрительский характер или характер деревенских забав. Рыцарские турниры, имевшие целью демонстрацию физических качеств аристократии, были излюбленным зрелищем для всех слоев населения общества городского населения.
Каковы же мотивы, побуждавшие к состязанию каждую из перечисленных социальных групп, и каковы факторы, сформировавшие условия для возрождения позднее олимпийских идей.
Состязательность ради первенства, несомненно является для культуры формирующим и облагораживающим фактором. В постоянно возобновляемых освещенных ритуалами боевых игрищах развивается структура общественной жизни. В античности аристократический быт принял форму возвышающей игры, игры чести и доблести.
В определенной степени античные идеалы существовали и в средневековом рыцарстве. Однако, рыцарские турниры не имели да и не могли иметь ничего схожего с античными агонами. Основная цель турниров – подготовка и демонстрация сил участников перед военным походом. Не надо забывать, что сражения составляли основное содержание жизни рыцарей со второй половины XI по XIII вв. В Европе снаряжались крестовые походы, оставившие след в истории. Захватнические цели крестоносцев прикрывались религиозными лозунгами против неверных. И физическая культура, и состязательность в частности, только в этой ипостаси одобрялись церковью. Поэтому состязания рыцарей не могли нести в себе идей олимпизма.
Следующая социальная категория которую мы рассмотрим, – сельское население. Развлечения сельских жителей, сопряженные с физическими упражнениями, в большинстве своем носили неорганизованный характер. Часто демонстрация физической силы являлась кульминацией празднеств в деревнях. Юноши мерялись силой в борьбе, состязались в метании камней, поднятии тяжестей, соревновались в беге и прыжках. Деревенские жители использовали праздники и различные торжества для того, чтобы показать свою силу и ловкость, которая являлась в их жизни важнейшим критерием в оценке достоинств человека. Но, разумеется, такого рода соревнования имели развлекательный утилитарный характер. По выражению Ласло Куна ,”за традициями народной игры и показной удали повсюду скрываются стихийно преследовавшиеся физические упражнения, придававшие силу, воспитывавшие гибкость, скорость, смелость”.
В раннем Средневековье физическая культура в городах испытывала на себе воздействие тех же факторов, что и сельская местность. Но по мере укрепления феодальных городов наряду с более пассивными видами развлечений городское население приняло участие в играх, подобных деревенским. Сначала такие игры проводились в городах, а затем для этой цели стали выделять специальное место, обычно перед городскими воротами. Широко были распространены: борьба, бег, стрельба из лука, метание камней. Со временем цеховая организация в городах дала возможность для упорядоченных тренировок и состязаний. Горожане для тренировки, например, во владении оружием образовали общество стрелков из лука и фехтования. Стали появляться первые специализированные школы, проводиться организованные соревнования. Например, в 1399 г. в Турнуа союзом фландрских земель были представлены 30 городов и 16 деревень на состязаниях лучников (Л.Кун). Именно в этой социальной среде стало возможным позднее возрождение гуманистических идеалов античности. Вновь актуализируется проведение крупных соревнований по типу Олимпийских игр, чему является подтверждением проведение в Англии в середине XV в. ряда состязаний, носивших название “Олимпийские игры”.
Таким образом, в эпоху Средневековья принцип состязательности приобретает новые формы, сохраняя при этом свою суть, а именно: сравнение приобретенных знаний, умений, навыков, характерных для каждой определенной эпохи. 
В современной жизни принцип состязательности – демократическое и процессуальное начало, создающее максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого судебного решения. Конституция установила, что судопроизводство всех видов в Российской федерации осуществляется на основе состязательности. Это означает, что:
– судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований
– истец и ответчик, орган или должностное лицо, оспаривающие конституционность нормативного акта, и орган или должностное лицо, издавшее этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е.