Преступления в сфере предпринимательской деятельности

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Глава 2. Основные виды преступлений против общего порядка предпринимательской деятельности
2.1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК)
2.2. Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК)
2.3. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК)
2.4. Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК)
2.5. Лжепредпринимательство (ст. 173 УК)
2.6. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК)
2.7. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК)

Заключение

Список литературы

Введение

В России теневая экономика первоначально возникла и выросла еще в условиях планового хозяйства как ее вторая, скрытая часть. Фундаментом теневой экономики было превращение части менеджеров в фактических собственников государственных предприятий в условиях ослабленного контроля со стороны соответствующих государственных органов и использования ими чужой, государственной собственности для личного обогащения. Возникнув первоначально в сфере товарного обращения (оптовая и розничная торговля), а также в строительстве, теневая экономика постепенно проникла в промышленность, в том числе, и в тяжелую. Сращивание теневой экономики с коррумпированным государствен-ным аппаратом было одно из главных движущих сил разложения и гибели государственной плановой системы. К концу существования социализма в России около 20% ее ВВП приходилось на чистый продукт теневой экономики.
При переходе к рынку истинные масштабы и роль теневого сектора не были учтены ни в политике реформ, ни в государственном регулировании. Это привело сначала к «дикой приватизации» государственных предприятий, а затем к их вырождению на основе формальной приватизации.
На современном этапе, преступления в сфере предпринимательской деятельности приняли значительные масштабы, а потому, тема, данной работы является актуальной.
Цель работы
· изучить основные виды преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Задачи работы: 1. изучить литературу по теме работы; 2. рассмотреть общую характеристику преступлений в сфере экономики; 3. охарактеризовать преступления в сфере предпринимательства; 4. сделать выводы.
Глава 1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Основная группа преступлений в сфере экономической деятельности регламентирована в гл. 22 УК РФ, входящей в разделе VIII Кодекса «Преступления в сфере экономики».
Родовым объектом этих преступлений и одновременно объектом уголовно-правовой охраны является установленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающий соблюдение согласованных интересов личности, общества, государства.
Непосредственные объекты рассматриваемых преступлений весьма разнообразны. Их специфика с юридико-технической точки зрения наиболее полно проявляется в предмете преступления. Кроме того, характер экономических отношений таков, что некоторые преступления, основным объектом которых экономические отношения, казалось бы, не являются, на практике посягают именно на экономические блага и интересы. Поэтому изучать преступления в сфере экономической деятельности, регламентированные в гл. 22 УК, следует с учетом:
а) преступлений против собственности;
б) преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
в) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
г) ряда иных преступлений, в особенности нарушений авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, наносящих огромный ущерб экономике (ст. 146, 147 УК); выпуска или продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, приносящих вред не только здоровью населения, но и подрывающих правила поведения на рынке, т.е. посягающих на экономические отношения (ст. 238 УК), и др.
Нормы гл. 22 УК отражают структурные перемены, произошедшие в экономике страны, и обусловленные ими изменения в социальных отношениях. Они охраняют установленные ст. 8 и другими статьями Конституции Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, законную конкуренцию, свободу экономической деятельности. Глава 22 УК, так же как и гл. 21, охраняет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Вместе с тем в Уголовном кодексе РФ 1996 г. сохранены или изменены лишь в юридико-техническом плане многие нормы, содержавшиеся в последней редакции УК РСФСР. К ним относятся: незаконное предпринимательство (ст. 171), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), контрабанда (ст. 188), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194), уклонение гражданина от уплаты налогов (ст. 198), уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199), обман потребителей (ст. 200).
Как эти, так и вновь введенные составы преступлений имеют «предшественников» в российском уголовном законодательстве. Наглядным примером являются уголовно-правовые предписания о банкротстве.
Один из авторитетнейших русских юристов И. Я. Фойницкий отмечал, что уже Судебники различают торговую несостоятельность на «безхитростную» и «без напрасньства», т.е. не случайную, если «виновный пропиет или иным каким безумием тот товар погубит». Российское уголовное право до 1917 г. знало «банкротство в обширном смысле слова как наказуемое неисполнение должником, впавшим в несостоятельность, своих по отношению к кредиторам обязательств по имуществу». К составу так называемого банкротства в узком смысле примыкали деяния, создающие опасность уклонения от исполнения обязательств.
Не менее важны для понимания традиций уголовно-правовой охраны экономической деятельности также составы вовлечения в невыгодную сделку (ч. 3 ст. 1688 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., с последующими изменениями), в недозволенную сделку (ст. 1689 Уложения) и др. В сущности, большая часть норм гл. 22 УК РФ, считающихся новыми, так или иначе, была известна дореволюционному российскому уголовному законодательству.
В итоге нормы гл. 22 УК, находясь в русле длительного развития отечественного уголовного права, охраняют конституционно признанные социально-экономические ценности современного общества и должны применяться на основе и в рамках действующего конституционного, гражданского, административного и иного законодательства. Эффективная уголовно-правовая охрана экономической деятельности
· в целом экономики
· трансформирующегося общества была одним из важнейших стимулов уголовно-правовой реформы.
Во всех проектах и предпроектных разработках нового уголовного законодательства именно экономические (ранее
· хозяйственные) преступления вызывали едва ли не наиболее острые споры. Это объяснялось сменой предпосылок, обусловленной реальными процессами развития экономики. Юристу, пусть самому прогрессивному, но все же выросшему в условиях плановой экономики, объективно трудно отказаться от идеи всевластия государства в экономике.
По многим параметрам рассматриваемая группа уголовно-правовых норм и сейчас подвергается серьезной критике. Указывают на низкий технический уровень соответствующих текстов, их противоречивость, неполноту и непоследовательность. Говорят об излишней новизне закона, якобы недоступного для понимания практиков. Жалуются на излишнюю мягкость санкций (сразу отметим, что данная точка зрения представляется неверной). Предлагают восполнить имеющиеся пробелы. Все эти мнения имеют право на существование в рамках сдержанного и корректного обсуждения уголовно-правовой проблематики. Однако Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу, и он подлежит исполнению как действующее право, которое должны уважать все законопослушные граждане.
Общими признаками преступлений в сфере экономической деятельности являются противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.
1. Противоправность. Все преступления в сфере экономической деятельности, будучи запрещены уголовным законом, одновременно нарушают Конституцию Российской Федерации и нормативно-правовые акты, устанавливающие соответствующий порядок экономической деятельности, права и обязанности ее участников, которые подразделяются на:
а) взаимные, устанавливаемые на началах диспозитивности (частноправовых норм);
б) перед третьими лицами (публично-правовые и частноправовые нормы);
в) перед публичной властью, государством в целом, его органами, муниципальными органами.
Установление противоправности деяния в сфере экономики предполагает также вывод об отсутствии обстоятельств, исключающих преступность деяния, особенно крайней необходимости, физического или психического принуждения, обоснованного риска.
2. Общественная опасность. Она состоит либо в причиненном вреде, либо в способности причинять вред (в поставлении в опасность) и существует также и там, где УК РФ не требует наступления преступных последствий.
При совершении этих преступлений общественная опасность проявляется:
а) в нанесении ущерба граждан, организациям, государству;
б) в неохватываемых предписаниями статей вредных последствиях
· потере рабочих мест, снижении зарплаты работников, уменьшении облагаемой налогами прибыли, ухудшении условий труда и т.п.;
в) в утрате доверия к государственному аппарату и управленческим структурам коммерческих организаций, подрыве экономического порядка как условия социальной стабильности.
Весь вред, отражающий общественную опасность преступлений в сфере экономической деятельности, должен быть противоправным. На практике трудно устанавливать общественную опасность, но без этого деяние ни в коем случае нельзя считать преступлением.
3. Виновность. Все рассматриваемые преступления являются умышленными и, как правило, совершаются с косвенным умыслом по отношению к преступным последствиям.
4. Наказуемость. За совершение преступлений в сфере экономической деятельности законодателем с учетом личности возможного преступника, общественной опасности деяний установлены различные виды наказания: от штрафа до лишения свободы. Они позволяют стремиться к достижению целей наказания, а их критика без особо убедительных аргументов не является продуктивной.
Все преступления в сфере экономической деятельности по УК РФ можно подразделить на следующие группы:
1) против общего порядка предпринимательской деятельности
· ст. 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175;
2) против правил кредитных отношений
· ст. 176, 177;
3) против порядка законной конкуренции на рынке
· ст. 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184;
4) против финансовой системы
· ст. 185, 186, 187;
5) против порядка внешнеторговой деятельности
· ст. 188, 189, 190;
6) против порядка оборота валютных ценностей
· ст. 191, 192, 193;
7) против порядка уплаты таможенных платежей и налогов
· ст. 194, 198,199;
8) против порядка осуществления банкротства
· ст. 195, 196, 197;
9) против прав потребителей
· ст. 200.
Рассмотрим более подробно преступления против общего порядка предпринимательской деятельности
· ст. 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175 УК РФ.
Глава 2. Основные виды преступлений против общего порядка предпринимательской деятельности

2.1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК)

Закон предусматривает уголовную ответственность за неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения. Квалифицирующими признаками являются совершение тех же деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинивших крупный ущерб.
Эта статья является новой по содержанию защищаемых ею социальных ценностей, а также по описанию действий (бездействия), образующих объективную сторону преступления. Она содержит ряд составов преступлений, различающихся между собой как по характеру действий (бездействия), так и по квалифицирующим признакам. Субъект преступления
· должностное лицо, которое использует свое служебное положение, и субъективная сторона, характеризуемая умыслом, являются общими для всех составов.
Эти преступления считаются оконченными в момент создания должностным лицом условий, препятствующих предпринимателю (коммерческой организации) использовать законные возможности ведения предпринимательской деятельности. Наступления вредных последствий не требуется.
Поскольку субъект преступления является должностным лицом, возможна конкуренция ст. 169 УК и ст. 285, 286 УК, а в ряде случаев и с иными нормами о должностных преступлениях.
Социально-поведенчески воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляет собой умышленное совершение должностными лицами различных неправомерных действий (бездействия) для создания таких условий, при которых предприниматель (физическое или юридическое лицо) не может полностью или частично осуществлять предпринимательскую деятельность в порядке и в границах, установленных для него законом, и поэтому оказывается ограниченным в своих правах и лишенным возможностей, предоставленных ему законом или подзаконным актом.
В данной статье реализуется начало равной защиты всех видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в законных организационно-правовых формах, от произвола либо небрежения должностных лиц. Она содействует борьбе с коррупцией и укреплению порядка и дисциплины в управленческих структурах.
Общественная опасность преступлений состоит в разрушении единого правопорядка в сфере экономики, ослаблении установленной государством дисциплины должностных лиц, что может привести к использованию государственной власти в частных интересах, в нарушении экономических интересов общества, государства, отдельных участников экономического оборота.
При этом предпринимательской является осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг, которую могут выполнять лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Фактически и юридически предпринимательская деятельность имеет место при совершении действий по сдаче имущества в аренду, принятию имущества на хранение, по возмездному оказанию медицинских, транспортных, ветеринарных, аудиторских, консультационных услуг, услуг связи, услуг по туристическому обслуживанию, услуг в области образования и т.д. (ст. 779 ГК РФ), а также других аналогичных действий, не противоречащих закону.
Правомерность, т.е. законность деятельности должностных лиц в сфере экономики, а также самой предпринимательской деятельности, определяется Конституцией РФ, ГК РФ, многочисленными законами и подзаконными актами, в которых регламентируются: а) основания и порядок получения статуса предпринимателя и обеспечения правомерности предпринимательской деятельности (удостоверительный или разрешительный порядок); б) обязанности предпринимателя по отношению к государству и иным участникам правовых отношений; в) ответственность предпринимателя; г) компетенция (права и обязанности) должностного лица; д) порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий; е) возможности судебного и иного обжалования действий должностных лиц.
Общая неправомерность действий (бездействия) должностных лиц и предпринимателей должна доказываться особо. В ряде случаев она может устанавливаться судами в гражданском и арбитражном процессах.
Рассмотрим признаки объективной стороны составов преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ.
Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в смысле данной статьи имеет место, если при поступлении надлежаще оформленного материала, порождающего обязанности должностного лица осуществить действия по регистрации, им было принято влекущее юридические и фактические последствия неправомерное решение об отказе в регистрации и это решение доведено до сведения зарегистрированных лиц.
Неправомерным является любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в регистрации, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.
Общие положения о регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц содержатся в ст. 2, 51, 52 ГК РФ.
Статья 51 ГК предусматривает введение в действие закона о регистрации юридических лиц, который пока не вступил в действие. В соответствии со ст. 2 ГК все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Согласно ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции (что пока не реализуется ввиду отсутствия специального закона).
Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Уклонение от регистрации при наличии правовых и фактических оснований для осуществления регистрации представляет собой либо бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя, которое может выражаться в нерассмотрении поступивших материалов, непринятии необходимого решения, либо действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей, которые могут выражаться в неправомерной передаче материалов некомпетентному лицу, запросе ненужной документации и т.д.
Уклонение имеет место, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности после истечения срока, установленного законом для принятия решения о регистрации в течение времени, заведомо в сложившихся условиях достаточного для принятия соответствующего решения, и при отсутствии извинительных обстоятельств для конкретного должностного лица (болезнь, командировка, иные обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должностных обязанностей).
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности имеет место, если надлежащий, т.е. прошедший государственную регистрацию, заявитель представил в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, необходимые документы, а данный орган вынес без оснований, предусмотренных нормативно-правовыми актами, решение об отказе и принятое решение направил заявителю.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие заявки условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности, и условиям безопасности.
Недопустим отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления данного вида деятельности или иным, не предусмотренным в нормативно-правовых актах мотивам.
Уклонение от выдачи лицензии представляет собой непринятие соответствующего решения в течение длительного периода после истечения срока, предусмотренного как для принятия решения о выдаче, так и для выдачи лицензии.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности
· это совершение должностным лицом юридических либо фактических действий, ограничивающих дееспособность индивидуального предпринимателя или правоспособность коммерческой организации на основании предпочтений, которые должностное лицо отдает, в частности, субъекту предпринимательской деятельности, исходя из его организационно-правовой формы или формы собственности, в обосновании этих решений и действий негосударственной формой собственности данной организации, в сужении возможностей предпринимательской деятельности.
Права и законные интересы индивидуального предпринимателя, определяющие их равенство в сфере предпринимательства, установлены Конституцией, ст. 212 ГК РФ. Они могут быть ограничены только законом, соответствующим Конституции, но не нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, противоречащими Конституции.
Статья 8 Конституции и ст. 212 ГК устанавливают равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) могут иметь гражданские права и нести любые гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; отдельные виды деятельности нуждаются в лицензировании (п. 1 ст. 49 ГК). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК).
Действия по ограничению прав и законных интересов могут, в частности, выражаться в запрещении или в незаконном воздействии на заключение с определенными индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров либо на выполнение работ, возмездное оказание услуг; навязывании дополнительных условий при заключении договора, ставящих данное лицо в заведомо неравное положение; создании препятствий к производственной или организационно-управленческой деятельности; принуждении к назначению определенных лиц на различные должности либо их включение в управленческие органы коммерческой организации.
Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта и состоит в неправомерной или частичной передаче должностным лицом правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой организации любому лицу, или в незаконном осуществлении должностным лицом этих правомочий как своих собственных, либо в установлении должностным лицом контроля за их деятельностью в незаконных формах.
Ограничение самостоятельности может, в частности, осуществляться путем оказания незаконного управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, неправомерному согласованию принимаемых решений и т.д.
Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой неправомерное воздействие на процесс принятия решений, ограничивающее возможности осуществления индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией принадлежащих им прав. Оно, в частности, может осуществляться путем незаконного проведения собраний акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, поскольку это не составляет иного специального состава преступления, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.
Субъект данного преступления во всех случаях
· должностное лицо, обладающее специальной компетенцией.