Наказание связанное с лишением или ограничением свободы

Содержание

Введение 3

Глава 1. Система наказаний по Уголовному Кодексу РФ 8
История развития системы наказаний 8
Система наказаний на современном этапе 12
Классификация видов наказаний 17

Глава 2. Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы 20
2.1. Ограничение свободы 20
2.2. Понятие и признаки наказания связанные с лишением свободы 26
2.3. Особенности назначения наказаний в виде лишения свободы, по совокупности преступлений и по совокупности приговоров 33

Глава 3. Совершенствование уголовно
· правовой регламентации лишения свободы 39

Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 50
Введение

Проблема системы видов наказания является составной частью более общей проблемы реформирования российского уголовного законодательства. С принятием Конституции РФ и других основополагающих актов стало возможным проведение реформы уголовно-исполнительной системы на принципах приоритета защиты прав личности.
Реформа в области системы и видов наказания необходима в целях повышения действенности мер уголовного наказания, обеспечение максимальной индивидуализации наказания с учетом личности виновного и общественной опасности совершенного деяния. Контуры проводимой в РФ реформы в области наказания стали просматриваться достаточно отчетливо после принятия в июне 1991 года Основ Уголовного Законодательства Союза ССР и республик и принятием таких важнейших законодательных актов как Уголовный и Уголовно-исполнительный Кодексы РФ.
Проблема воздействия на преступность посредством уголовного наказания была и остается одной из наименее изученных, хотя сентенция: «Дабы другим неповадно было», – лежала в основе соответствующей законодательной и правоприменительной практики на протяжении ряда столетий. Разумеется, ни уголовный закон в целом, ни его отдельные институты не являются основными мерами предупреждений преступлений, что, однако не может быть основанием для пренебрежения ими. Место общепредупредительного воздействия наказания в теоретической концепции мер борьбы с преступностью зависит от социально-экономических условий, правовых и иных воззрений конкретного общества.
Судебно-правовая реформа, проводимая в РФ в условиях отказа от старой идеологии и перехода к новой системе ценностей, может быть успешно осуществлена при надлежащем теоретическом обеспечении правотворческого и правоприменительного процессов.
Проблема различных видов наказаний, применяемых уголовным законодательством, будучи актуальной для большинства стран, особенно резко обострилась в связи с ростом преступности в России и других стран бывшего СССР, что объективно подталкивает государство к усилению уголовной ответственности. Вместе с тем, вступление России в Совет Европы обусловило принятие нашей страной стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и отправлении правосудия, многие из которых непосредственно относятся к уголовно-правовым санкциям.
Тот факт, что значительный объем подготовленных ООН документов касается проблемы уголовно-правовых санкций, говорит о большей значимости и актуальности проблемы.
Действующий уголовный кодекс РФ закладывает основы реформирования всего уголовно-правового комплекса, всей системы уголовного правосудия.
Обсуждение уголовного кодекса РФ, характер замечаний и поправок, показали, что в вопросе о построении применения уголовно-правовых санкций нет единого мнения. Явно преобладали карательная направленность и ведомственный уклон. Объективно это противоречит принятым международно-правовым актам в области предупреждения преступности и принципам, содержащимся в Конституции РФ. В этих условиях юридическая наука, на основе накопленных знаний о преступности, должна помогать поиску компромисса между ведомственными интересами, требующим ужесточения наказания, и системным подходом, позволяющим учитывать возможности некарательного воздействия на правонарушителя с помощью системы уголовно-правовых, административных, гражданско-правовых и иных санкций. Именно таких подходов всегда придерживалась передовая отечественная наука уголовного права. В работах С.В. Познышева, А.Д. Калмыкова, Н.А. Неклюдова, Н.Д. Сергеевского, В.А. Спасовича, Н.С. Таганцева с этих позиций активно обсуждались вопросы о сущности, содержании и границах карательной деятельности государства, отличий наказания от других последователей противоправного деяния, субъекта, свойствах и лестнице наказания. В Советский период эти идеи проводились в работах А.А. Пионтковского, М.Д. Шаргородского, Н.Д. Дурманова, Н.А. Стучкова, И.Н. Карпеца, И.М. Гальперина и других авторов. Таким образом, проблема уголовно-правовых санкций продолжает оставаться актуальной и в теоретическом и в практическом прикладном значении.
Объектом исследования является отечественное уголовное право, уголовно-исполнительное право.
Предметом исследования является система наказаний, закрепленных в Уголовном Кодексе РФ. Научному анализу были подвергнуты санкции действующего уголовного законодательства, как связанные с лишением свободы, так и не связанные с таковым.
Методологические основы и методы исследования.
Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В исследовании использованы общетеоретические положения и практические разработки юристов, социологов и философов. В качестве теоретической основы исследования проблематики исполнения наказаний, ее системы и видов были взяты работы В.Н. Костырева, Б.В. Здравомыслова, А.И. Рарога, М.Ф. Костюка, М.П. Мелентьева, С.Н. Пономарева и других видных ученых занимающихся проблемой уголовно-правовых санкций и проблемами их исполнения.
В качестве методов познания использовались логический, историко-правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и информационной базой являлись основные положения юриспруденции, Конституции Российской Федерации, действующее законодательство, международные нормативно-правовые акты, постановления Пленумов Верховного Суда РФ. В своей работе я уделил вниманию анализ норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, определяющих систему и виды наказаний, а также порядок их исполнения.
Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда и Уголовно-исполнительной системы осуществляется с помощью предусмотренного уголовным законодательством перечня наказаний, которые различаются по своему содержанию, характеру оказывающего ими воздействия, пределу применения и порядку исполнения.
Вопросы, связанные с понятием уголовно-правовые санкции чаще всего анализировались различными исследователями в рамках учения о наказании, поскольку уголовное право рассматривалось как наказательное право.
В настоящей работе о системе наказаний и проблемам их исполнения нашли свое отражение взгляды таких ученых занимавшихся этими вопросами, как М.Д. Шаргородский, Н.А. Стучков, И.С. Ной, В.Н. Костырев, Б.В. Здравосмыслов, П.Г. Мищенков. Эти и другие авторы исследовали как общетеоретические так и практически-прикладные вопросы построения системы наказаний и проблемы их исполнения (по некоторым данным исследователей общепредупредительного воздействия наказания было проведено в нашей стране и за рубежом свыше пятьсот).
Происшедшим за последние годы изменения в нашей стране изменили систему социальных и личностных ценностей и, соответственно, конкретный механизм воздействия уголовно-правовых санкций на поведение людей, а тем более лиц, осужденных за преступления и отбывающих наказания.
Идущие нарастающим темпом реформы в сфере политике, права, экономики и других отраслей государственного устройства в РФ ставит на одну из первых проблему борьбы с преступностью (в основном связанных с хищениями, коррупцией, взяточничеством, наркоманией, мошенничеством и др.) и проблему исполнения наказаний. Как пишет В.И. Костырев в своей диссертации: – «лишение личного, имущественного характера, которые содержат в себе санкции воспринимаются в настоящее время иначе, нежели несколько лет назад» и это обуславливает необходимость проведения исследований по указанной проблематике.
Цели и задачи работы.
Основная цель исследования в самой общей формулировке заключается в том, чтобы рассмотреть место отдельных видов уголовно-правовых санкций, связанных с лишением и ограничением свободы и проблем, связанных с их исполнением в новом механизме уголовно-правового регулирования.
В соответствии с поставленной целью, задачами моей работы являются:
анализ отдельных уголовно-правовых санкций по действующему Уголовному Кодексу РФ;
исследование некоторых вопросов исполнения наказаний связанных с лишением и ограничением свободы.

Глава 1. Система наказаний по Уголовному Кодексу РФ
1.1. История развития системы наказаний

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.
Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключается из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловлены общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологических сферах. Так, например, в дореволюционном уголовном праве России наказаний получила нормативное оформление в таких законодательных актах, как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г. Так, в Уложении 1845 г. предусматривалась довольно громоздкая лестница наказаний, расположенных в порядке степеней исходя из сравнительной их тяжести. Наиболее тяжкими из них были: лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Характерно, что лестница наказаний являла собой пример сословного подхода к ее составлению. Он, в частности, проявлялся в том, что представители высших сословий (дворяне, духовенство, почетные граждане и некоторые другие) согласно Уложению освобождались от имевшихся в нем телесных наказаний. Ст. 60 Уложения, кроме того, давала возможность замены для дворян и чиновников кратковременный арест в тюрьме домашним арестом с содержанием в помещении ведомства, где они служат.
Уголовное уложение 1903 г. все наказания делило на главные, дополнительные и заменяющие. К главным наказаниям относились: смертная казнь, каторга без срока и от 4 до 15 лет, ссылка на поселение и некоторые другие. Дополнительными наказаниями являлись разного рода поражения в правах: ограничение в праве избрания и перемены жительства; отобрание имущества: денежное взыскание; опубликование приговоров; удаление от должности; заключение в работном доме. Что касается заменяющих наказание, были известны: замена одиночного заключения общим при недостатке в тюрьмах одиночных камер: одиночного заключения в исправительном доме или в тюрьме общим в случае удостоверенной опасности одиночного заключения для здоровья заключенного; смертной казни и категории для лиц, достигших 70 лет
· ссылкой на поселение, а также и другие.
Для начального периода послереволюционного уголовного права характерен отказ от сложившейся системы наказаний и осуществление правосудия на основе революционного правотворчества. Это привело к расширению круга органов, применяющих уголовное наказание (народные, окружные суды, революционные трибуналы и др.), а также к появлению чрезвычайно обширного не предусмотренного законом перечня наказаний, которые применялись на основании «революционной совести». Это перечень включая в себя свыше тридцати видов наказаний: от предупреждения, общественного порицания и выговора до высшей меры наказания
· расстрела.
Впервые в Советском уголовном праве система наказаний была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. которые содержали примерный перечень пятнадцати их видов, к примеру, внушение, выражение общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности, лишение от должности, лишение свободы, расстрел и др.
В последующих кодифицированных нормативных актах (УК РСФСР 1922 г., Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., УК РСФСР 1960 г., Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г.) система наказаний совершенствовалась, освобождаясь от излишней громоздкости и классовой направленности карательных мер.
Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. предусматривал до начала коренных изменений, происходящий в государстве и обществе, следующую систему наказаний:
лишение свободы;
ссылка;
высылка;
исправительные работы без лишения свободы;
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
штраф;
общественное порицание;
конфискация имущества;
лишение воинских и других званий, а также орденов и медалей, почетных званий и Почетных грамот.
Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести. Последние два вида наказания (конфискация и лишение званий, орденов и т.п.) не могли применяться самостоятельно, поэтому, по существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и предусмотренная этим УК высшая мера наказания
· смертная казнь.
В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен новый вид наказания
· условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого наказания показала его недостаточную эффективность. Выявились также и низкая эффективность таких видов наказаний, как высылка и ссылка. В связи с этим названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.
По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам совершившим преступления, могут применяться:
штраф;
лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;
лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
обязательные работы;
исправительные работы;
ограничение по военной службы;
конфискация имущества;
ограничение свободы;
арест;
содержание в дисциплинарной воинской части;
лишение свободы на определенный срок;
пожизненное лишение свободы;
смертная казнь.

Система наказаний на современном этапе

В соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации только суду предоставлено право сделать вывод о виновности лица в совершении преступления и назначить за него наказание. Суд, принимая такое решение, излагает его в обвинительном приговоре, если приходит к выводу, что нет предусмотренных законом оснований для освобождения совершившего преступление от уголовной ответственности и наказания. Назначая наказание, суд подводит итог всему судебному разбирательству и определяет, какой вид и размер наказания будет достаточен для достижения целей наказания.
Статья 60 УК устанавливает общие начала назначения наказания, т.е. те принципиальные основные положения, которыми должен руководствоваться суд при назначении наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления.
Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.
Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.
УК 1996г. с учетом коренных перемен, произошедших в государстве и обществе за последние годы, предусматривает следующую систему наказаний: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) конфискация имущества; 8) ограничение свободы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь (ст. 44). В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 г. положения УК РФ о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказании, но не позднее 2001 года.
УК отдельно устанавливает систему и перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В нее входят: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок (ст. 88).
По отношению к прежнему уголовному законодательству система наказаний претерпела весьма существенные изменения. Из числа уголовных наказаний обоснованно исключено общественное порицание, включены четыре новых вида наказания (обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест). Смертная казнь введена в общую систему наказаний, а лишение свободы подразделено на срочное и пожизненное.
О том, что наказания в этой системе располагаются по степени их тяжести, можно говорить весьма условно.
Перечень наказаний начинается со штрафа и лишения права занимать должности или заниматься деятельностью. Вряд ли эти наказания обладают меньшей степенью репрессивности, чем следующее за ними лишение званий и наград, которое может быть лишь дополнительным наказанием. Конфискация имущества, которая также не применяется в качестве основного наказания, в перечне стоит выше исправительных работ.
Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. В нормах, где предусматриваются отдельные виды наказаний, входящих в перечень, раскрывается их суть, указываются пределы и условия их применения.
Установленная законом система наказаний в целом соответствует карательной политике на современном этапе и отражает принципы российского уголовного права. Предметно отражен в ней, в частности, принцип гуманизма, поскольку из тринадцати видов наказаний преобладающая часть (восемь) не предусматривает лишения осужденного свободы.
Наказания, образующие в целом их систему, подразделяются на три категории: основные, дополнительные и наказания, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные. Основными являются те виды наказаний, которые назначаются только самостоятельно и не могут присоединяться к другим видам.
Закон к числу основных наказаний относит: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь (ч. 1 ст. 45 УК).
Дополнительными являются виды наказаний, которые не могут назначаться самостоятельно. Они присоединяются к основным, усиливая карательное влияние наказания в целом.
К дополнительным наказаниям УК относит два вида: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискацию имущества (ч. 2 ст. 45).
Наказания, которые могут играть двоякую роль
· основных или дополнительных,
· это штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При этом в качестве основного эти наказания назначаются лишь тогда, когда они предусмотрены в санкции конкретной статьи Особенной части УК. К примеру, штраф
· в статье о нарушении авторских и смежных прав (ст. 146 УК), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
· в статье о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169УК).
Причем штраф и как дополнительное наказание можно назначить только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса (ч. 4 ст. 46).
Такое указание, например, содержится в ст. 175УК, предусматривающей ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Другие виды наказаний (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания) могут применяться по усмотрению суда с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. – Конфискация, являющаяся только дополнительным наказанием, назначается согласно закону лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления и лишь в случаях, когда она прямо предусмотрена в статье Особенной части УК. Так, в санкции статьи, предусматривающей особо квалифицированный вид вымогательства (ч. 3 ст. 163 УК), наряду с лишением свободы указана конфискация имущества.
Неприменение дополнительного наказания, если в статье Особенной части предписано обязательное его назначение, возможно лишь при наличии оснований для исключительного смягчения наказания (ст. 64 УК).
Если в санкции статьи применение данного вида наказания как дополнительного указано как альтернативное, суды должны в каждом случае обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы своего решения.
Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на основания и порядок применения дополнительных наказаний. Судам было рекомендовано в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о целесообразности применения дополнительного наказания. Недопустимо применение его к лицам, к которым оно по закону не может быть применено (например, к несовершеннолетнему
· конфискация имущества). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания, подчеркивали высшие судебные органы, содействует реализации принципа его индивидуализации и в конечном счете достижению целей наказания.
УК устанавливает также и порядок исчисления сроков наказания в зависимости от его вида. Так, сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ
· в часах (ч. 1 ст. 72 УК).
Классификация видов наказания

По порядку назначения наказания подразделяются на три группы: 1) основные; 2) дополнительные; 3) такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так в качестве дополнительных.
Основные наказания
· это те наказания, которые назначаются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям. Основными наказаниями являются: обязательные работы, исправительные работы, ограничения свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Дополнительные
· это наказания, которые назначаются к основным и самостоятельно назначаться не могут. Дополнительные наказания присоединяются к основному для его усиления, позволяя максимально индивидуализировать наказание исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Согласно ч.3 ст.45 дополнительными видами наказания являются лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества.
Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч.2 ст. 45 УК могут применяться в качестве основных или дополнительных наказаний.
По субъекту, к которому применяются наказания, они подразделяются на общие и специальные. Общие
· это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, лишение свободы на определенный срок). Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так содержание в дисциплинарной воинской части назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.