Система законодательства субъектов РФ

Содержание

“” Введение .

Глава 1. Правовой статус субъектов РФ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.7
1.1. Виды субъектов по их конституционно – правовому статусу
·
·
·7
1.2. Проблемы равноправия и неравноправия субъектов федерации в России
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13

“” Глава 2. Законотворчество субъектов Российской Федерации 2
“” .1. Понятие регионального законодательства
“” .2. Законодательные органы субъектов РФ

“” Глава 3. Практическая реализация законотворческого процесса в субъектах федерации
3.1. Соответствие регионального законодательства федеральному
·..35
“” .2. . Региональное законотворчество (на примере Новосибирской области)

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В системе нормативных правовых актов и в целом в правовой системе России продолжает все более отчетливо формироваться крупный массив юридических норм и актов, закрепляющих и регулирующих разнообразные общественные связи в рамках конкретных территорий субъектов Российской Федерации. Анализ состояния и тенденций развития этого нового правового образования, определение путей его совершенствования становятся одной из важных задач отечественной юридической науки.
Сейчас мы можем наблюдать негармоничность, противоречивость, дефектность совокупности норм права и правовых актов на одном и разных уровнях федеративной системы (федеральном, региональном, муниципальном). Это является одной из причин возникновения многочисленных юридических конфликтов между субъектами правовых отношений и, прежде всего, между Российской Федерацией и ее субъектами. Именно поэтому проблемы федеративной системы норм права, федеративной системы нормативных правовых актов, формирования, функционирования и дальнейшего развития правовых массивов субъектов Федерации, их сочетание с федеральной системой права и системой нормативных правовых актов не могут остаться без внимания, главным образом специалистов в области юриспруденции, в том числе и теории права и государства.
В современной отечественной юридической науке не решен ряд доктринальных, теоретических, нормативных, практических проблем федеративной системы права и федеративной системы нормативных правовых актов вообще и системы норм права и системы нормативных правовых актов субъекта Федерации в частности. До сих пор современное российское законодательство не упорядочено, нет внутренней согласованности и единства его системы, оно развивается бессистемно и хаотично, отсутствует гармоническая взаимосвязь между актами разных уровней.
Субъекты правотворчества и правоприменения, занимающиеся разработкой, принятием и реализацией правовых норм и актов, в большинстве своем не имеют должного представления о системе права и системе нормативных правовых актов Российской Федерации вообще, а также о системе норм права и системе нормативных правовых актов субъекта Федерации, потому что у специалистов в области теории права и государства нет единого подхода к определению понятий системы права, системы нормативных правовых актов Российской Федерации, системы законодательства, системы подзаконных нормативных правовых актов. В юридической науке не разработаны понятия этих систем.
Правотворческие органы субъекта Федерации не представляют, какую систему норм права и систему нормативных правовых актов они создают, из каких элементов эта система должна состоять, каким должен быть набор законов в каждой отдельной отрасли законодательства. Нет у законодателя и ответа на вопрос, нуждается ли субъект Российской Федерации в такой системе норм права и системе нормативных правовых актов.
В настоящее время действующие нормы права и нормативные правовые акты субъекта Федерации реально представляют собой не столько гармоничный уровень федеративной системы, сколько беспорядочную совокупность таких норм и актов, не имеющих строгих структурно-логических и функциональных связей как между собой, так и с федеральной и муниципальной совокупностью действующих норм права и нормативных правовых актов. Между тем соответствующие уровни (федеральный, региональный, муниципальный) системы права и системы нормативных актов должны быть логичными, последовательными внутри себя и между собой для достижения целей эффективного правового регулирования.
Совокупность норм субъекта Федерации имеет общие с системой права России черты, которые выражаются в том, что они обладают одной и той же научно-формализованной абстракцией, имеют одну и ту же структуру норм, единые правовые принципы (общеправовые, межотраслевые, отраслевые), одни и те же основания интеграции и дифференциации норм права – предмет и метод правового регулирования, одну и ту же внешнюю форму выражения норм.
Таким образом, система законодательства субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных правовых актов данного края или области, зачастую находящихся в коллизии с федеральным законодательством.
Методическую основу дипломного исследования составляет комплекс методов научного познания, включающий в себя философский, историко
· правовой и сравнительно
· правовой методы. В основе философского метода научного познания лежит диалектический метод, системный подход, научно
· познавательные возможности которых позволяют всесторонне исследовать систему законодательства субъектов РФ.
Теоретической, нормативной и практической базой исследования послужили: Конституция Российской Федерации, нормативно
· правовые акты субъектов РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., Положение о Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.
· 65; постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г.
· 489 “Об утверждении образцов документов для ведения Федерального реестра муниципальных образований в Российской Федерации”.
Объектом настоящего дипломного исследования являются общественные отношения, регулируемые законодательством субъектов РФ.
Предмет исследования составляют нормативно
· правовое регулирование, практика применения правовых норм и правовые последствия действия системы законодательства субъектов Российской Федерации.
Целью представленной дипломной работы является рассмотрение основных положений относительно системы законодательства субъектов РФ.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– определен правовой статус субъектов РФ, их виды, проблемы равноправия и неравноправия;
рассмотрены основные моменты относительно системы законодательства субъектов Российской Федерации, и не столько то, что должно быть, сколько то, что имеет место на самом деле в настоящее время;
исследовано соответствие регионального законодательства феде-ральному;
изучено региональное законотворчество на примере Новосибирской области.
Научная новизна дипломной работы состоит в попытке объединить разрозненные проблемы, возникающие в практике принятия законодательства субъектов РФ и обосновать пути и способы их разрешения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в нормотворческой деятельности при совершенствовании законодательства в субъектах нашего государства
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Правовой статус субъектов РФ

Виды субъектов по их конституционно – правовому статусу

#G0РФ как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 #M12291 841501605городов федерального значения#S, 1 автономной области, 10 автономных округов – равноправных субъектов РФ (#M12293 17 9004937 1265885411 81 77 2697438627 2483551691 3196680670 1259 389628930ст. 5 Конституции). #SСтатус субъекта определяется #M12291 9004937Конституцией РФ #Sи соответственно #M12291 9004937конституцией, #S#M12291 841501704уставом#S субъекта. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным #M12291 841500952конституционным законом#S (#M12293 16 9004937 1265885411 25830 77 1265882571 2084399736 4161022333 4099621455 2697443001ст. 66 Конституции РФ).
#SСтатус С. РФ характеризуется определенными чертами, которые находят отражение сначала в #M12291 9004937Конституции РФ #Sи далее в конституциях, уставах самих субъектов.
1. Как уже было сказано, субъекты РФ равноправны, т. е. имеют юридически равные #M12291 841500049права#S и равные #M12291 841502718обязанности#S в качестве субъектов. Равноправие имеет два аспекта: по отношению субъектов друг к другу; во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой также равноправны (#M12293 15 9004937 1265885411 81 77 2697438627 2483551691 3196680670 1259 389628930ст. 5 Конституции РФ).
#S2. С. РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Как об этом уже упоминалось выше, делается это совместно РФ и субъектом. Характеризуя статус субъектов (включая и республики – государства) #M12291 9004937Конституция #Sотказалась от категории “#M12291 841500468суверенитет#S” по отношению к ним и использует его (#M12293 14 9004937 1265885411 80 77 3375747728 2697443001 2483551668 4083209853 2822ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя ряд республик в своих конституциях #Sназывает себя суверенными государствами). Для субъектов, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то и захочет это сделать, вопрос придется решать на основе #M12293 13 9004937 1265885411 25830 77 1265882571 2084399736 4161022333 4099621455 2697443001ст. 66 ч. 5 Конституции, #Sт.е. по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
3. Положение С.РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них:
разделение вопросов ведения между ними на те, которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ), далее вопросы совместного ведения РФ и С.РФ, все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ; и как сказано в #M12293 12 9004937 1265885411 26141 4291617859 3846102662 4251889295 2697443001 2483551668 4ст. 73 Конституции РФ, #Sздесь они обладают всей полнотой государственной власти;
разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и субъектов РФ возможно как на основе #M12291 9004937Конституции, #Sтак и #M12291 841502156договоров#S между ними “о разграничении предметов ведения и полномочий” (#M12293 11 9004937 1265885411 24255 77 2032943612 1754142632 4294967294 2697443001 2483551668ст. 11 Конституции РФ);
#Sпредусмотрены также #M12291 841500143представительство#S субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ, которые обязаны отреагировать на подобные обращения, в том числе право #M12291 841500612законодательной инициативы#S в #M12291 841501608Государственной Думе#S, обращение к Президенту и #M12291 841500046Правительству#S РФ, в #M12291 841500958Конституционный Суд#S РФ.
4. У каждого С.РФ, как уже было сказано, есть свой основополагающий акт – конституция у республики, устав у остальных субъектов. Вдобавок к этому каждый #M12291 841500463субъект имеет право#S на свое #M12291 841500603законодательство#S (т.е. законы и другие #M12291 841502660нормативные правовые акты#S – #M12293 10 9004937 1265885411 81 77 2697438627 2483551691 3196680670 1259 389628930ст. 5#S ч. 2 и ст.#M12293 9 9004937 1265885411 26138 77 2032946099 496035219 4264110513 4 426440505770 Конституции РФ). #SОтсюда – общий принцип верховенства федеральных актов (#M12293 8 9004937 1265885411 80 77 3375747728 2697443001 2483551668 4083209853 2822ст. 4 ч. 2 Конституции) #Sи в развитие его – специальные правила о субординации актов, а именно: если законы приняты по вопросам ведения РФ – они действуют на всей территории государства, и акты субъектов не могут им противоречить, в случае противоречия действует федеральный закон (ст. 76 ч. 5). Однако если акт субъекта издан по вопросам его ведения, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт субъекта РФ (#M12293 7 9004937 1265885411 26144 77 4294960712 4228753664 4251889295 2697443001 2483551668ст. 76 ч. 6). Таким образом, Конституция РФ #Sзащищает интересы субъекта и не допускает произвольного вмешательства Федерации в сферы его ведения.
В частности, в сферах совместного ведения РФ и субъектов – административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о #M12291 841502366недрах#S, об охране окружающей среды (#M12293 6 9004937 1265885411 26140 77 4294967262 2496951600 4251889272 2697443001 2483551668ст. 72 п. “к” Конституции РФ). #SСубъект вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения.
5. Каждый С.РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно – однако в соответствии с #M12291 841502509основами конституционного строя#S РФ и общими принципами организации представительных и #M12291 841500795исполнительных#S органов государственной власти, установленными федеральным законом (#M12293 5 9004937 1265885411 26145 77 4254862000 3232494294 49560517 1754142612 389628930ст. 77 Конституции РФ).
#SНаиболее типичная система органов: в республике – президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, #M12291 841502442министерства#S и ведомства республики, #M12291 841501413верховный суд#S, высший #M12291 841501237арбитражный суд#S, в ряде республик – конституционные суды, прокурор республики; в иных субъектах – #M12291 841502025губернатор#S (в Москве – #M12291 841502439мэр#S), законодательное собрание, #M12291 841500302администрации#S (в ряде субъектов – правительства), управления, #M12291 841502088департаменты#S (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где – #M12291 841501707уставные суды#S или палаты, прокурор.
Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С.РФ или назначать соответствующих #M12291 841502278должностных лиц#S.
6. Каждый С.РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного субъекта. А границы между С.РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (#M12293 4 9004937 1265885411 25831 77 568210339 2697443001 2483551668 3147668784 4294967294ст. 67 ч. 3 Конституции). #SВместе с тем территория РФ является, как уже говорилось, единой, а это, помимо прочего, также означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе и субъектами РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (#M12293 3 9004937 1265885411 26142 77 4294960070 3977081740 2697443001 2483551668 2827ст. 74 Конституции РФ).
#S7. Субъект имеет свою #M12291 841500378собственность#S как разновидность #M12291 841501613государственной собственности#S (ее объектами, помимо прочего, могут быть #M12291 841500663земля#S, недра, водные и другие природные ресурсы), свой #M12291 841501365бюджет#S, свои #M12291 841502456налоги#S, сборы, пошлины и платежи (как часть единой #M12291 841502462налоговой системы#S, основы которой устанавливаются Федерацией).
8. Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта РФ человек проживает.