Принципы и функции права

Содержание

“” Введение
“” . Право в общественных и политических отношениях
“” .1. Принципы воздействия права на общественные отношения: исторический аспект
“” .2. Функции права в политической системе
“” . Принципы взаимодействия государства и права
“” .1. Соотношение государства и права
“” .2. Воздействие государства на право
“” .3. Воздействие права на государство
“” .4. Соотношение права с экономикой и политикой
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению соотношения государства и права и проблем, связанных с ним. Это с одной стороны. А с другой – безотлагательного исследования новых явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих представлений о принципах и функциях права, правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций, выполняемых правом в жизни общества и его реальной ролью по отношению к государству.
Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Означает ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера? Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельства по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения.
В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма контроля, которые весьма разносторонни – от изучения лиц уполномоченных государством до рассмотрении дел о нарушении прав.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.
Целью данной работы является рассмотрение принципов и функций права и демонстрация теоретической и практической значимости права, его соотношения с государством и места в обществе.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– изучены принципы и функции права,
– определено место права в обществе, его соотношение с экономикой и политикой,
– исследовано соотношение и взаимосвязь государства и права.
Актуальность представленной курсовой работы объясняется тем, что сущность права являются темой, по которой научные споры не утихают до сих пор. Не вызывает сомнения значение той огромной теоретической и практической применимости, актуальности, особенно в современных условиях, а также рассмотрения проблемы, связанной с определением соотношения государства и права, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение места и роли права во всей системе общества. При этом следует сразу же оговориться, что право следует рассматривать как систему признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов, установленных государством и имеющих общеобязательный характер. Рассматриваемый подход должен тем самым помочь избежать односторонности, понять и выяснить истинную роль права в обществе.

1. Право в общественных и политических отношениях
1.1. Принципы воздействия права на общественные отношения: исторический аспект

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба этих вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействия на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления правил осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.
Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовала темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле, нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию ещё не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освещенными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.
И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования как «право», «правда» и т.д. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.
Развитие первобытного общества, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.
Развитие общества с появление даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.
Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных (Поучение Птахотепа
· в Древнем Египте, Законы Ману
· в Индии, Коран
· в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию
· чиновника государственного аппарата.
В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловила необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).
Но так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в тоже время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.
В настоящее время праву и его взаимоотношениям с государством уделяется много внимания. Это вызвано тем, что идеи правового государства все больше становятся общемировыми идеями. Правовое государство построено на господстве права. Господство права предполагает сочетание двух аспектов:
1. Институционно-правового (в форме правовой организации системы государственной власти)
2. Нормативно-правового (в виде верховенства правового закона)
При этом необходимо учитывать то, что правовая законность и правовая организация должны быть таковыми не только, по названию, но и по содержанию. И здесь наиболее уместно одно из определений права по Р.З. Лившицу как
·нормативно закрепленной и реализованной справедливости
·. Иначе закон и законность могут выродиться во вспомогательные средства организации, поддержания и оправдания антиправовых порядков.
Тот факт, что право существует и развивается в известном противоборстве с государством, с достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при демократическом решении. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы.
К наиболее существенным признакам права относятся:
Государственно-волевой характер;
Нормативность;
Властно-регулятивная природа.
Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими природными и другими условиями его жизни.
Государственная воля, выраженная в праве, характеризуется тем, что она аккумулирует экономические, политические, культурные интересы разных классов и слоев населения, является независимой от воли отдельных лиц и является обязательной для всего общества.
Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм. Эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственно волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права).
Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений. Данный признак проявляется в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно. Оно едино и однотипно с государством. Сообразно этому право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, средством и формой его разносторонней деятельности, осуществления государственных задач и функций. Право – единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

1.2. Функции права в политической системе

Исторически право предшествует политическим явлениям. Его возникновение и развитие схематично можно представить следующим образом.
Человек, появившись на земле как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность (сначала инстинктивно, а потом осознанно), т.е. в современном понимании, по сути, реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При этом между людьми возникают противоречия, и, как их результат, – необходимость принести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу обоих. Фиксация пределов действия свободы и проверка их практикой общения означают установление меры свободы, волеизъявлений и действий каждого индивида, возникновения нормы поведения согласно этой мере.
В течение тысячелетий названные грани человеческого существования – жизнь, свобода, собственность и их защита – были неразделимы и носили конкретный, персонифицированный характер, обуславливающий казуальный способ регулирования отношений между людьми. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются и поэтому в процессе общения людей постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой – ограничивают ее разумными и справедливыми (с точки зрения социального большинства или определенной социальной силы) рамками. Устанавливалась общепринятая мера, т.е. общая уже для какого-то круга людей (семьи, рода, и т.п.) норма (правило). Сперва эти природообусловленные правила жизни существовали в виде мононорм, соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организационно-регулятивный характер. В эпоху присваивающей экономики они регулировали добычу и распределение пищи, закрепляли порядок и структуру органов управления, процедуру разрешения споров, исполнения ритуалов, обрядов и т.п. Иными словами, такие мононормы выполняли практически те функции, что и современные правовые нормы. И хотя они в силу привычки и традиций исполнялись в основном добровольно, существовали санкции за их нарушение, изгнание из племени, нанесение телесных повреждений, смертная казнь. Субъектами применения мононорм выступали родственники, старшие по возрасту, общество в целом. Главной формой (источником) сохранения и передачи нормативного материала последующим поколениям служили сказания, мифы, легенды.
Примечательно, что уже на данном этапе развития человечества существовали три основных способа регулирования, которые дошли до наших дней, – запреты, дозволения и позитивные обязывания. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших наказаний запрещали истреблять животных отдельных видов, подниматься на
·священную гору
·, вступать в кровно-родственные браки. Дозволения регулировали сроки и места сбора плодов, пользования общими орудиями и средствами охоты и рыболовства.