Правовое государство и судебно-правовая реформа в РФ

Содержание

“” Введение
1. История развития теории правового государства
·
·
·
·
·
·
·
·
·.
·…3
2. Важнейшие условия правового государства
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..12
“” . Пути и условия формирования правового российского государства
“” . Судебно-правовая реформа в Российском государстве
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения, соответствующие концепции правового государства. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т.п. Именно потому так трудно приживаются в современном российском обществе идеи правого государства и верховенства закона.
Суды являются частью любого цивилизованного государства. С точки зрения государственного устройства суды являются важным компонентом системы сдержек и противовесов. Эта система не позволяет ветвям власти “съесть” друг друга.
С точки зрения теории государства и права суд
· орган, выносящий от имени государства (а, следовательно, и образовавшего это государство общества) вердикты по всем правовым вопросам. Прежде всего, по вопросу “виновен
· не виновен”. В этой своей ипостаси суд не есть существенный компонент теории разделения властей. Судебные функции исполнялись ранее органами, которые совмещали в себе и иные государственные функции (например, монарх).
Данная курсовая работа посвящена этим важным вопросам
· судебно-правой реформе и путям формирования правого государства в России..

История развития теории правового государства

Правовое государство#S – одна из центральных категорий #M12291 841500553теории государства и права#S, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и #M12291 841500600закона#S прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней #M12291 841502016Греции#S, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием “Государство”, “Политик”, “Законы” и др. древнегреческого философа-идеалиста #M12291 841502570Платона#S проводилась мысль о том, что там, где “закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью” неизбежна “близкая гибель государства”. “Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о #M12291 841501621государственном устройстве#S, а только о внутренних распрях”.
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену #M12291 841502075демократии#S, опьяненной “свободой в неразбавленном виде”, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным #M12291 841501102рабством#S, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, “где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах “величайшего мыслителя древности”, как назвал его #M12291 841502210Маркс#S, #M12291 841501249Аристотеля#S. Именно ему, стоявшему на позициях #M12291 841500642защитника#S права индивида, #M12291 841501821частной собственности#S как проявления в каждом человеке “естественной любви к самому себе” и развои вашего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что “Платон мне друг, но больший друг – истина”.
Выражая свое отношение к #M12291 841501618государственной власти, праву#S и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что “не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права”. Там, где отсутствует “власть закона”, делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме #M12291 841501640государственного строя#S. Закон должен властвовать над всем”.
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, Государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как “О государстве”, “О законах”, “Об #M12291 841502718обязанностях#S”, а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи #M12291 841500723империи#S.
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? – спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием #M12291 841502472народа#S, понимаемым не как “любое соединение людей, собранных вместе с каким бы то ни было образом”, а как “соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов”. Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом, есть ничто иное, как “общий #M12291 841500114правопорядок#S”. В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще разум и справедливость.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием “истинного закона”, Цицерон рассматривал его как “разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, #M12291 841501418вечное#S, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от #M12291 841500161преступления#S отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им…”.
Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому “под действие закона должны подпадать все”, а не только некоторые, “избранные граждане”. Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы “кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами”; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, “законосообразности”, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.
Подобные гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечение #M12291 841502481определенного#S времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа “сознание рождается из #M12291 841501421вещей#S и умирает тоже в вещах” или – “жизнь – это корень смерти, а смерть – корень жизни”, в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами, применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю, проводилась мысль о том, что “в государстве должен царить порядок”, основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а “управление страной должно соответствовать спокойствию”, быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо “страна управляется справедливостью”.
Конечно, данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию теории правового государства. Это тем более невозможно, часто в них не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности. А кроме того некоторые из них, хотя и не расходились радикально с идеями и взглядами, положившими историческое начало процессу становления теории “правового государства”, но тем не менее непосредственно и не “вписывались” в них, органически не сочетались с ними. К таковым можно было бы отнести, в частности, рассуждения – своего рода постулаты известного древнекитайского философа Лао Цзы, согласно которым: “когда растут законы и #M12291 841501906приказы#S, увеличивается число воров и разбойников”; “когда #M12291 841500046правительство#S спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным”; “нужно сделать государство маленьким, а народ – редким”, и пр.
Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения все же древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени несомненно стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется, до полного завершения процесса созидания данной конструкции, самого здания под названием “теория правового государства” было еще очень далеко. Предстояло пройти еще огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Но тем не менее, начало, причем весьма обнадеживающее, было положено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.
Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно ХVIII-ХХ веков. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, #M12291 841502419Монтескье#S, Радищев, Герцен и многие другие.
Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом И. #M12291 841500834Кантом#S, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя.
Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях современных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем #M12291 841500603законодательстве#S и даже в #M12291 9004937конституциях #Sряда западных государств.

2. Важнейшие особенности правового государства
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание “правовое государство”, то можно понять, что на первом месте в таком государстве – право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. “А жить с глазами, полными страха, – справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, – значит жить в несчастливой стране.”
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.
Взаимная ответственность государства и личности
Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Принцип разделения властей
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом – вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества.