Государство в политической системе общества

Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Государство
· понятие и функции
“” .1. Понятие и признаки государства
“” .2. Функции государства

“” Глава 2. Социальное значение государства
“” .1. Взаимосвязь государства и общества
“” .2. Соотношение государства и права
“” .3. Взаимодействие государства с экономикой и политикой
“” .4. Государство в политической системе

“” Заключение
“” Список литературы
Приложение

Введение

Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению соотношения государства и права и проблем, связанных с ним. Это с одной стороны. А с другой – безотлагательного исследования новых явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих представлений о государстве, законности и конституции, правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций, выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по отношению к государству. В этом контексте необходимо определить, меняются ли функции и роль правового государства применительно к разным типам общества или остаются неизменными.
Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Означает ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера? Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельства по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения.
В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма контроля, которые весьма разносторонни – от изучения лиц уполномоченных государством до рассмотрении дел о нарушении прав.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.
Целью данной работы является рассмотрение государства и его социального значения.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– изучены признаки государства,
– очерчен круг основных функций государства на современном этапе,
– определено место государства в обществе, и соотношение с экономикой и политикой,
– отображено место государства в политической системе.
Проблематика данной работы следующая: определить теоретическую и практическую значимость государства в политической системе общества
Актуальность представленной работы объясняется тем, что сущность государства является темой, по которой научные споры не утихают до сих пор. Не вызывает сомнения значение той огромной теоретической и практической применимости, актуальности, особенно в современных условиях, а также рассмотрения проблемы, связанной с определением соотношения государства и права, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение места государства и роли во всей системе общества. При этом следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт.
Рассматриваемый подход должен тем самым помочь избежать односторонности, понять и выяснить истинную роль государства в обществе.
Глава 1. Государство
· понятие и функции
1.1. Понятие и признаки государства

Государство – основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Государство – это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определенного государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Государство – это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория – это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени.
Государство обычно определяется через три признака:
Территория (территориальная организация населения и публичной власти);
Наличие государственной (публичной) власти;
Государственный суверенитет.
Некоторые авторы приводят в качестве четвертого признака государства неразрывную связь государства и права. Но на наш взгляд, это справедливо только для современных государств и то не для всех. Поэтому мы будем придерживаться более традиционной схемы признаков государства.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твердой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Вторым составляющим элементом государства является государственная власть, то есть публичная власть, легально установленная, известная населению. Население же – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации. Государственная власть предполагает осуществление властных полномочий в интересах всех слоев населения, всех народов и этнических групп. Иными словами – в интересах всего общества.
Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные группы, существующие на территории одного государства, распространяется его политическая власть, отношения между ними часто бывают напряженными, а в особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения стремятся создать самостоятельное государство. В некоторых случаях сепаратистские движения ведут вооруженную борьбу в форме террористической деятельности за достижение национальной независимости. Это является угрозой и для территориальной целостности государства и для самой государственной власти.
Третьим составляющим элементом государства является государственный суверенитет. Государственный суверенитет – независимость государства от других государств. Первоначально этот термин означал независимость государственной власти от церкви. Но в настоящее время под ним понимается состояние экономической, политической и культурной независимости одного государства от других.
По формам правления государства делятся на: монархии (конституционная, абсолютная); республики (парламентская, президентская).
В соответствии с национально-территориальной организацией государства подразделяются на: унитарные; федеративные; конфедерации.
По политическому режиму государства делятся на: демократические; недемократические.
Термином
·государство
· мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:
а) отношением власти и подчинения;
б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;
в) наличием юридического порядка;
г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением.
Таким образом, государство – это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство – это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определенные отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого. Государство – это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.
Итак, государство – это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.
1.2. Функции государства

Каждое государство имеет свои задачи, то есть цели которые оно преследует в интересах общества. Эти цели требуют определенного рода деятельности государства. Эта деятельность находит свое выражение в функциях государства. Функции государства – направления его деятельности для достижения его целей. Функции государства делятся на внешние и внутренние. Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции: экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)
Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать следующее обстоятельство. Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны – в сферах экономики, политики, культуры и других – зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.
Основные внутренние функции
Политическая функция .
Данная функция предполагает обеспечение народовластия, в том числе проведение выборов и референдумов, защита конституционного строя.
Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений и государственных органов, через которые осуществляется функция народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а также осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.
Экономическая функция
В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная реформа, призванная модифицировать экономический механизм России. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
·государства – ночного сторожа
·) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к следующему:
а) выработке экономической политики;
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.
г) регулированию внешнеэкономических отношений государства
Социальная функция
Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано:
·Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.
·
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. 
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” от 18.10.1991, ФЗ РФ
·О государственном пенсионном обеспечении
· от 30 ноября 2005 года , Закон «О базовом обеспечении пожилых и инвалидов», вступивший в действия 1 января 2002 года и др.