Государство и право и их соотношение

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Государство, право и их признаки
“” .1. Признаки государства
“” .2. Признаки права
“” Глава 2. Место государства и права в человеческом обществе
“” .1. Взаимосвязь государства и права
“” .2. Соотношение государства и права с экономикой и политикой
“” Глава 3. Государство и право в политической системе
“” .1. Государство в политической системе
“” .1. Право в политической системе
“” Заключение
“” Библиография
“” Нормативные акты
Введение

Сущность государства и права являются темой, по которой научные споры не утихают до сих пор. Не вызывает сомнения значение той огромной теоретической и практической применимости, актуальности, особенно в современных условиях, а также рассмотрения проблемы, связанной с определением соотношения государства и права, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение их места и роли во всей системе общества. При этом следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт. А право как систему признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов, установленных государством и имеющих общеобязательный характер. Рассматриваемый подход должен тем самым помочь избежать односторонности, понять и выяснить истинную роль государства и права и их соотношение в обществе.
Целью данной работы является рассмотрение государства и права и демонстрация теоретической и практической значимости государства, права, их соотношения и их места в обществе.

Глава 1. Государство, право и их признаки

1.1. Признаки государства

Государство – основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Государство – это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определенного государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Государство – это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория – это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени.
Государство обычно определяется через три признака:
Территория (территориальная организация населения и публичной власти);
Наличие государственной (публичной) власти;
Государственный суверенитет.
Некоторые авторы приводят в качестве четвертого признака государства неразрывную связь государства и права. Но на наш взгляд, это справедливо только для современных государств и то не для всех. Поэтому мы будем придерживаться более традиционной схемы признаков государства.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твердой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Вторым составляющим элементом государства является государственная власть, то есть публичная власть, легально установленная, известная населению. Население же – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации. Государственная власть предполагает осуществление властных полномочий в интересах всех слоев населения, всех народов и этнических групп. Иными словами – в интересах всего общества.
Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные группы, существующие на территории одного государства, распространяется его политическая власть, отношения между ними часто бывают напряженными, а в особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения стремятся создать самостоятельное государство. В некоторых случаях сепаратистские движения ведут вооруженную борьбу в форме террористической деятельности за достижение национальной независимости. Это является угрозой и для территориальной целостности государства и для самой государственной власти.
Третьим составляющим элементом государства является государственный суверенитет. Государственный суверенитет – независимость государства от других государств. Первоначально этот термин означал независимость государственной власти от церкви. Но в настоящее время под ним понимается состояние экономической, политической и культурной независимости одного государства от других.
Каждое государство имеет свои задачи, то есть цели которые оно преследует в интересах общества. Эти цели требуют определенного рода деятельности государства. Эта деятельность находит свое выражение в функциях государства. Функции государства – направления его деятельности для достижения его целей.
Функции государства делятся на внешние и внутренние.
Внутренние:
охрана существующего политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защита прав человека;
хозяйственно-организационная, общественно-экономическая;
социальная;
культурно-воспитательная.
Внешние:
оборона страны;
защита интересов на международной арене (дипломатическая).
По формам правления государства делятся на:
монархии (конституционная, абсолютная);
республики (парламентская, президентская).
В соответствии с национально-территориальной организацией государства подразделяются на:
унитарные;
федеративные;
конфедерации.
По политическому режиму государства делятся на:
демократические;
недемократические.
Термином
·государство
· мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:
а) отношением власти и подчинения;
б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;
в) наличием юридического порядка;
г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением.
Таким образом, государство – это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство – это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определенные отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого. Государство – это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.
Итак, государство – это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

1.2. Признаки права

В настоящее время праву и его взаимоотношениям с государством уделяется много внимания. Это вызвано тем, что идеи правового государства все больше становятся общемировыми идеями. Правовое государство построено на господстве права. Господство права предполагает сочетание двух аспектов:
1. Институционно-правового (в форме правовой организации системы государственной власти)
2. Нормативно-правового (в виде верховенства правового закона)
При этом необходимо учитывать то, что правовая законность и правовая организация должны быть таковыми не только, по названию, но и по содержанию. И здесь наиболее уместно одно из определений права по Р.З. Лившицу как
·нормативно закрепленной и реализованной справедливости
·. Иначе закон и законность могут выродиться во вспомогательные средства организации, поддержания и оправдания антиправовых порядков.
Тот факт, что право существует и развивается в известном противоборстве с государством, с достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при демократическом решении. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы.
К наиболее существенным признакам права относятся:
Государственно-волевой характер;
Нормативность;
Властно-регулятивная природа.
Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими природными и другими условиями его жизни.
Государственная воля, выраженная в праве, характеризуется тем, что она аккумулирует экономические, политические, культурные интересы разных классов и слоев населения, является независимой от воли отдельных лиц и является обязательной для всего общества.
Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм. Эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственно волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права).
Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений. Данный признак проявляется в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно. Оно едино и однотипно с государством. Сообразно этому право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, средством и формой его разносторонней деятельности, осуществления государственных задач и функций. Право – единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Глава 2. Место государства и права в человеческом обществе

2.1. Взаимосвязь государства и права

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Возникновение государства – это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится государство. Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти.
Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно рассматривается и как политическая организация – ассоциация, проникнутая самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. Таким образом, с точки зрения общесоциального подхода, государство есть важнейший институт политические системы, политическая организация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбы между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно дало жизнь политической системе общества в современном ее понимании.
В то же время, не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергло своих подданных в междоусобные и религиозные междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и ест орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.
Государственность – форма бытия классового общества. В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает
·правила игры
· для политических партий и общественных объединений, пытается учесть в своей политике спектр многообразных, порою антагонистических противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей.
Взаимосвязи между правом и государством очень сложны. С одной стороны, основной путь объективизации права проходит через закон – государственный акт. Одновременно государство через систему органов – судебных, следственных и других – обеспечивает фактическую реализацию правовых установлений. Причем, понятно, что таким путем государство стремиться воплотить в жизнь свою волю, политические интересы, которые имеют классовое содержание. Проводя строгие различия между правом и законом, надо видеть, что первое как самобытный феномен, отличающийся значительной социальной силой и самостоятельной ценностью, обретает свои свойства особого институционного образования посредством государственно-правовых актов, т.е. того, что именуется источником права или формой права.

2.2. Соотношение государства и права с экономикой и политикой

Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом производственной продукции носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право – это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Более тесные связи экономика имеет с правом, поэтому вначале рассмотрим воздействие права на экономику.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, архаические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право – это нечто внешнее для экономики. Право – естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Мы уже отмечали, что нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Но каким образом производитель получает информацию о том, что необходимо производить. Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг определяется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, то есть должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве и по какой цене продавать. Юридическая свобода – необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности, делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого эта свобода закреплена и защищена.
Воздействие государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, образно говоря изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования.
Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне. Тем самым оно охраняет сложившиеся экономические отношения внутри страны.
Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях когда общество разделено на классы и социальные слои с различными, а иногда противоположными интересами. Внутренне единство и стабильность общества – также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.
В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, государство берет на себя все вопросы денежного регулирования, осуществляет финансирование культуры, социальных программ и т.д.
В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, свойственным рыночной экономике. Речь не идет о просто государственном, но о государственно-правовом воздействии. Воздействии с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом, контроль за качеством продукции, соблюдение экологических требований в процессе производства и другие.
Политика – широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иное представление о том, что это за феномен.
Реальная политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т.д. В плане государственно-правового воздействия нас интересует в первую очередь политика в масштабе страны, общегосударственная политика. Ее можно кратко определить как стратегический курс развития страны. Выделяются три основные виды деятельности в сфере политики: выработка стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация избранного стратегического курса.
В истории общества государство было первым институтом, орудием политики, т.е. политика появилась с возникновением государства. И только постепенно формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества в сфере политической жизни.
В свободном демократическом обществе народ выступает объектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами ее осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Воздействие государства на политику может быть различным в зависимости от степени развитости гражданского общества, его институтов. Чем больше политических функций берет на себя государство, тем меньше их остается гражданскому обществу, и наоборот. Исторически гражданское общество постепенно формируется, укрепляется, и государство по мере этого уступает ему такие политические функции, как разработка политических программ, выбор политического курса. Данный процесс происходит в борьбе и противоречиях. Государство не просто аппарат власти, это также сословие чиновников с собственными интересами, не совпадающими с интересами общества в целом. Разумеется, слой управляющих обычно не испытывает желания передавать какие-либо свои властные функции гражданскому обществу, народу.
Содержание политики, т.е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т.д. Очевидно, что политика – дело всего общества, а не только верховной власти. Государство как носитель суверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всем направлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действий зависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества, насколько общество солидарно с властью.
Право воздействует на политику по нескольким направлениям.
Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т.д.), политические свободы граждан.