Таможенные правонарушения

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Таможенное правонарушение
“” .1. Понятие таможенного правонарушения
“” .2. Состав таможенного правонарушения
“” Глава 2. Объекты таможенных правонарушений
“” .1. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
“” .2. Порядок применения таможенных режимов
“” .3. Порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
“” .4. Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
“” .5. Порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами их уплаты, предоставления в отношении них таможенных льгот и пользования ими
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В современной России таможенные правонарушения происходят достаточно часто. Это обусловлено тем, что внешнеэкономические связи страны возрастают год от года. Поэтому было закономерным как закрепление в законе понятия таможенного правонарушения, так и теоретическая разработка этого понятия.
В ст. 230 ТК РФ впервые дается развернутое определение понятия «нарушение таможенных правил». Согласно названной статье, нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.
Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение понятия и состава таможенного правонарушения.
Исходя из цели представленной работы , в ней будут решены следующие задачи :
– определено понятие и сущность таможенного правонарушения как института таможенного права ;
проанализирован состав данного вида правонарушения ;
подробно рассмотрены объекты таможенных правонарушений в Российской Федерации .
Дипломная работа написана на основе последнего законодательства в сфере таможенного права с привлечением широкого круга научной литературы по теме дипломной работы

Глава 1. Таможенное правонарушение
1.1. Понятие таможенного правонарушения

Нарушение таможенных правил является одним из видов административного правонарушения. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях ему была посвящена статья 186, которая после принятия в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации фактически не применяется, уступив последнему регулирование ответственности за нарушения таможенных правил.
Определение нарушения таможенных правил содержится в статье 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой им признается противоправное действие или бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», другими актами законодательства по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность. Как видно, приведенная статья содержит закрытый перечень объектов нарушений таможенных правил, которыми являются:
порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;
порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.
Следует оговориться, что отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из обозначенных объектов. Дело в том, что такие понятия, как «таможенное оформление», «таможенный контроль» и «перемещение через таможенную границу Российской Федерации» тесно переплетены в таможенном законодательстве. Так, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, посягает одновременно и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств, и на порядок проведения таможенного контроля. Статья же 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, в силу особенностей ее диспозиции, предусматривает ответственность за нарушения таможенных правил, которые могут посягать на любой из приведенных выше объектов.
К сожалению, и в актах ГТК России методического характера, и в научной литературе часто приходится сталкиваться с выделением иных объектов нарушений таможенных правил. Приведем один пример. В письме ГТК России от 24 ноября 1995 года
· 01-13/16645 «О применении ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил» объект нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей, был определен как «экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости пополнения валютного резерва государства и предотвращения «бегства» капитала за рубеж».

1.2. Состав таможенного правонарушения

Объективная сторона. Объективная сторона нарушения таможенных правил в каждом случае определяется диспозицией конкретной статьи. Она может выражаться как в действии, так и в бездействии. Так, нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, может быть совершено только посредством действия – заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Напротив, нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 253 Таможенного кодекса Российской Федерации, выражающееся в непредставлении в месте доставки товаров и транспортных средств или невручении документов на них, совершается посредством бездействия.
Диспозиции ряда статей Таможенного кодекса Российской Федерации определяют в качестве противоправных одновременно несколько деяний, при этом иногда исключающих друг друга. Например, часть 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, часть 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации – за выдачу без разрешения таможенного органа, утрату или недоставление в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. В таких случаях из протокола о нарушении таможенных правил, а также из постановления по делу должно усматриваться, за какое конкретно действие или бездействие лицо привлекается к ответственности. Вместе с тем практика показывает, что должностными лицами таможенных органов не уделяется достаточного внимания определению объективной стороны правонарушения, что влечет возвращение дела для дополнительного производства с целью проведения повторного опроса лица, привлекаемого к ответственности, а при необходимости – прекращения дела по одному факту и составления протокола о нарушении таможенных правил по другому.
При определении объективной стороны нарушения таможенных правил Таможенный кодекс Российской Федерации часто использует понятия гражданского права: пользование, распоряжение, хранение, транспортировка, приобретение и т.д. Такие нормы следует расценивать как бланкетные (отсылочные), а содержащиеся в них понятия толковать в соответствии с тем смыслом, с которым они используются в гражданском законодательстве. Вместе с тем в правоприменительной практике можно встретить ситуации, когда им придается иное значение. Так, передача автомобиля по доверенности нередко считается его отчуждением, а пользование – транспортировкой.
Непосредственный объект правонарушения. В таможенном законодательстве кроме понятия объекта существует также понятие непосредственного объекта нарушения таможенных правил, который характеризует объективную сторону правонарушения. Непосредственным объектом являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу. Определение товаров и транспортных средств закреплено в статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (п. 1), за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (п. 4). Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортным средством – то имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Правильное определение статуса непосредственного объекта зачастую является определяющим для верной квалификации правонарушения, а иногда и для привлечения лица к ответственности.
Особо следует обратить внимание на то, что непосредственным объектом правонарушения являются только те товары или транспортные средства (или только та их часть), в отношении которых не выполнены требования, действующие в таможенном деле. Так, непосредственным объектом нарушения таможенных правил, выражающегося в незачислении валютной выручки от экспорта товаров на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке, являются не все экспортированные товары, а только те из них, выручка от экспорта которых не поступила в установленный срок. Транспортные средства, на которых перевозились товары, в отношении которых таможенному органу были представлены поддельные документы, необходимые для таможенных целей при перемещении, являются непосредственным объектом правонарушения только в том случае, если указанные документы послужили основанием для перемещения не только товаров, но и самих транспортных средств.
Признание непосредственным объектом нарушения таможенных правил иных товаров или транспортных средств влечет за собой применение не предусмотренных статьей 242 Таможенного кодекса взыскания и является обстоятельством, предполагающим безусловную отмену постановления по делу о нарушении таможенных правил.
В редких случаях непосредственный объект правонарушения отсутствует. Так, при совершении нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 264 Таможенного кодекса Российской Федерации (Воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля), невозможно определить товары и транспортные средства, в отношении которых не были выполнены требования таможенного законодательства, ввиду отсутствия таковых.
Субъект правонарушения. Субъектами нарушений таможенных правил являются физические и юридические лица. При этом иностранные лица несут ответственность на общих основаниях с российскими лицами.
К категории физических лиц относятся, в том числе, должностные лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом последние обладают особым статусом: будучи физическими лицами, они несут ответственность на основе принципов, установленных для юридических лиц.
Должностные лица являются субъектами нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена специальной статьей Таможенного кодекса Российской Федерации, и несут ответственность только в случае, если обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по таможенному делу в момент совершения правонарушения входило в их служебные обязанности (ст. 231 ТК РФ). Под специальной имеется в виду статья 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле, в случае, когда к ответственности за нарушение таможенных правил привлекаются юридические лица (в некоторых случаях должностные лица привлекаются к ответственности по статьям 286 и 287 Таможенного кодекса Российской Федерации как по более узким).
Физические лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством, если к моменту совершения нарушения таможенных правил они достигли шестнадцатилетнего возраста и в момент его совершения находились во вменяемом состоянии, то есть могли осознавать значение своих действий и руководить ими (ст. ст. 231, 235 ТК РФ). В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц не обладают статусом юридического лица, в силу чего не являются субъектами нарушений таможенных правил и не несут ответственность по таможенному законодательству.
Вместе с тем в практике встречаются случаи, когда вопреки положениям гражданского законодательства в уставе филиала закрепляется, что он является юридическим лицом, и такой филиал регистрируется в качестве юридического лица. В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Однако, раз такая регистрация состоялась, она влечет за собой правовые последствия, в том числе и создание юридического лица. Регистрация как административный акт не может быть ничтожной в отличие, например, от гражданско-правовой сделки. Таким образом, с момента государственной регистрации филиала в качестве юридического лица он приобретает статус такового и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную таможенным законодательством.
Подобной позиции придерживается и судебно-арбитражная практика. Так, в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 1992 года
· С13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражным судам» указано следующее: «В соответствии с законодательными актами Российской Федерации филиалы организаций не являются юридическими лицами. Однако, в тех случаях, когда филиал образован в установленном порядке в качестве юридического лица и его наименование, как филиала, не соответствует его правовому положению, он должен рассматриваться как юридическое лицо. О необходимости приведения наименования филиала в соответствие с его правовым положением арбитражный суд должен вынести частное определение». В большинстве случаев лица, являющиеся субъектами нарушений таможенных правил, обладают особым статусом. Это лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенные брокеры, специалисты по таможенному оформлению, перевозчики (в том числе таможенные перевозчики), владельцы складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли.
Следует отметить, что субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена юридическая обязанность по выполнению требований, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу (оформить товары и транспортные средства, выполнить требования таможенного режима, уплатить таможенные платежи и т.д.). К сожалению, лицами, применяющими норму права, это не всегда учитывается при ведении производства и вынесении постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, что влечет необоснованное привлечение лиц к ответственности.
Субъективная сторона правонарушения. Из общей теории права известно, что субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности.
Вопросов о вине физических лиц при привлечении их к ответственности за нарушение таможенных правил, как правило, не возникает. Здесь лица, применяющие норму права, единодушны: вина физического лица является безусловным основанием для наступления ответственности за нарушение таможенных правил и подлежит доказыванию в ходе производства по делу и его рассмотрения. К тому же этот вопрос однозначно урегулирован в статьях 231 (Ответственность лиц, совершивших нарушение таможенных правил) и 320 (Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу о нарушении таможенных правил) Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 231 Таможенного кодекса Российской Федерации физические лица привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил только, если они совершили противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Таможенный кодекс Российской Федерации не определяет указанные понятия, однако закрепляет, что лица, совершившие нарушения таможенных правил, в части, не урегулированной Таможенным кодексом Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 231 ТК РФ).
Согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях противоправное деяние признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступления этих последствий. Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. ст. 11, 12 КоАП РСФСР).
С юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дело обстоит иначе. Во-первых, статья 231 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит положение, в соответствии с которым указанные лица не несут ответственности за нарушение таможенных правил только в случае, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. Во-вторых, в статье 320 Таможенного кодекса Российской Федерации закреплено, что при производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении подлежат доказыванию вина физических лиц и факт совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. И, наконец, сама статья 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, в отличие от статьи 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, закрепляющей понятие административного правонарушения, не содержит упоминания о том, что нарушение таможенных правил является виновным деянием.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за сам факт совершения правонарушения независимо от наличия либо отсутствия в их действиях вины. Иными словами, таможенное законодательство не ставит ответственность указанных лиц в зависимость от вины.
Можно, конечно, привести контраргумент, указав, что наличие в Таможенном кодексе Российской Федерации приведенных выше норм свидетельствует не об отсутствии вины, а о ее презюмировании (предположении о виновности, поскольку не доказано обратное). Однако в этом случае логично было бы предположить, что лицо, чья вина презюмируется, должно иметь возможность доказать предусмотренными законом средствами отсутствие своей вины и быть в таком случае освобожденным от ответственности. Однако таможенное законодательство такой возможности не предусматривает, что не позволяет придать рассматриваемым нормам подобной окраски.
При этом таможенное законодательство не является в этом плане уникальным и не представляет собой единственное исключение.
Так, в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее либо ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ). Таким образом, гражданское законодательство исходит из принципа невиновной ответственности должника – предпринимателя.
Обстоятельства, исключающие ответственность за правонарушение. Статья 291 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает перечень обстоятельств, исключающих привлечение лиц к ответственности за нарушение таможенных правил и влекущих прекращение производства по делу о нарушении таможенных правил. Ими являются:
1) отсутствие события нарушения таможенных правил;
Отсутствие события нарушения таможенных правил предполагает отсутствие самого факта правонарушения. Этот пункт служит основанием для прекращения дела, например, когда деяние лица на момент его совершения не носило противоправный характер, то есть за его совершение не было предусмотрено ответственности по таможенному законодательству. В соответствии с положением, сформулированным в статье 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
2) отсутствие состава нарушения таможенных правил;
Под составом правонарушения в теории права понимается совокупность установленных законом признаков, характеризующих совершенное деяние в качестве конкретного вида правонарушения. Состав нарушения таможенных правил отсутствует, когда отсутствует хотя бы один из его элементов – объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (конечно, с той оговоркой, что субъективная сторона является необходимым элементом состава нарушения таможенных правил только в случае его совершения физическим или должностным лицом). На основании этого пункта прекращается, например, дело о нарушении таможенных правил в отношении лица, на котором не лежала обязанность соблюдения требований таможенного законодательства, либо в отношении юридического лица, ликвидированного в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 231 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушение таможенных правил наступает ответственность, если такое правонарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности. Характер правонарушения как уголовно наказуемого деяния определяется двумя составляющими – виной в форме умысла (статья 24 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено диспозицией соответствующей статьи), а также стоимостью непосредственного объекта правонарушения.