Статистический анализ рынка труда

Анализ рынка труда
“1-2” “” . Несбывшиеся прогнозы
“” . Неполная занятость: объективные данные и субъективная интерпретация
“” . Показатели регистрируемого рынка труда
“” . Региональные рынки труда
“” . Движение рабочей силы: отраслевой и региональный аспекты
“” . Финансирование политики занятости
“” Список использованных источников и литературы
1. Несбывшиеся прогнозы
Обращаясь к публикациям экономических и политических изданий конца 1980-х
· начала 1990-х годов, нельзя не обратить внимание на то повышенное внимание, которое уделялось на пороге рыночных реформ прогнозированию их влияния на рынок труда. Особую тревогу вызывало ожидавшееся появление, впервые с 1930 г. , когда в СССР была закрыта последняя биржа труда, официальной безработицы. При этом большинство ученых и политиков полагали, что массовая безработица в стране может возникнуть сразу после начала реформ.
Еще в апреле 1991 г. в России был принят Закон
·О занятости населения в РСФСР
· (далее
· Закон РФ
·О занятости…), в соответствии с которым государство признало человека собственником своих способностей к производительному и творческому труду, одновременно сняв с себя ответственность за обеспечение полной занятости населения. С другой стороны, государство взяло на себя обязательство осуществлять материальную (пособия по безработице) и социальную (профессиональное переобучение, трудоустройство на свободные рабочие места и т.п.) поддержку работника, получившего статус официально зарегистрированного безработного.
Вообще, сам Закон
·О занятости…
· оказался в числе наиболее рыночно ориентированных, что объяснялось двумя обстоятельствами. Во-первых, он трактовал проблемы занятости и рынка труда и предлагал их решение в категориях рыночной экономики, а, во-вторых, на основе его положений была сформирована инфраструктура рынка труда
· институциональная (Федеральная служба занятости) и финансовая (независимый от государственного бюджета фонд занятости населения). Таким образом, к январю 1992 г. государство было неплохо подготовлено к принятию адекватных новым условиям решений по регулированию рынка труда.
Действительность опровергла прогнозы как оптимистов, так и пессимистов. Занятость в России в 1992
· 1997 гг. сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны (табл.1).
Таблица 1
Изменение численности занятых и ВВП России в 1992
· 1997 годах

ВВП в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Численность занятых, % к предыдущему году
Коэффициент эластичности уменьшения численности занятых по снижению ВВП

1
2
3
4

1992
86
98
0,14

1993
91
98
0,22

1994
87
97
0,25

1995
96
98
0,50

1996
95
98
0,33

1997
100
99

1992
· 1997
62
87
0,34

Источник: рассчитано по данным Госкомстата России.
В 1992
· 1997 гг. при снижении ВВП страны на 1% уменьшение численности занятых в ее экономике составляло в среднем всего 0,34%. Всего же за период реформ занятость в России сократилась на 8,8 млн чел. Однако при этом не произошло сколько-нибудь значительного в масштабах всей страны всплеска открытой безработицы.
На самом деле, к началу 1998 г. в стране насчитывалось немногим менее 2 млн зарегистрированных безработных (по сравнению с 61,5 тыс. человек в начале 1992 г. ), то есть фактически этот статус получили в среднем лишь каждые 23 из 100 работников, занятых ранее в экономике. Оставшиеся 77 человек за вычетом, во-первых, тех, кому по завершении трудовой деятельности была назначена пенсия, во-вторых, отказавшихся от работы ввиду роста заработков других членов домохозяйств и, в-третьих, умерших в трудоспособном возрасте, вошли в состав безработных, численность которых рассчитывается по методологии Международной организации труда (МОТ).
Динамика численности зарегистрированных безработных (табл.2) находилась под влиянием двух основных факторов
· объективного (динамика ВВП) и субъективного (правила регистрации безработных и порядок назначения и выплат им пособий по безработице).
Таблица 2
Изменение численности зарегистрированных безработных в России в ходе реформ

Численность зарегистрированных безработных (на начало года), тыс. чел.
Прирост за год,
тыс. чел.
Рост числа зарегистрированных безработных на 1% снижения ВВП, тыс. чел.

1
2
3
4

1992
61,5
516,2
36,9

1993
577,7
257,8
28,6

1994
835,5
800,3
66,7

1995
1635,8
691,2
172,8

1996
2327,0
179,0
29,8

1997
2506,0
-507,3
– (*)

1998
1998,7

*ВВП в России в 1997 г. увеличился на 0,4%.
Источник: рассчитано по данным Министерства труда и социального развития РФ.
Быстрый рост численности зарегистрированных безработных в 1992 г. (в 9,4 раза) объясняется как резким сокращением ВВП на
·шоковом
· этапе реформ, так и определенными материальными и статусными преимуществами, которые получал гражданин, становившийся в тот период на учет в органах государственной службы занятости в качестве зарегистрированного безработного.
В 1993 г. , когда спад ВВП оказался в 1,6 раза меньшим, чем в 1992 г. , а количество безработных за год увеличилось всего на 40%. В это время, по-видимому, для части населения преимущества статуса безработного были исчерпаны.
В 1994 г. темпы снижения ВВП вновь ускорились. Одним из следствий стало увеличение как абсолютного, так и относительного годового прироста числа безработных. Количество безработных возросло за год более чем на 800 тыс. чел., или почти в 2 раза.
В 1995
· 1996 гг. темпы спада замедлились. Сократились и годовые абсолютные и относительные приросты числа зарегистрированных безработных, составившие соответственно 691,2 тыс. чел. и 42% и 179 тыс. чел. и 7,7%.
В 1997 г. при незначительном росте ВВП, численность зарегистрированных безработных уменьшилась более чем на 20%
· впервые за все годы реформ численность зарегистрированных безработных снизилась. При этом сокращение наблюдалось в абсолютном большинстве регионов субфедерального уровня: только в 17, или 19% из них в 1997 г. количество безработных увеличилось, в том числе только в 5
· более чем на 10%.
Таблица 3
Изменение числа официально зарегистрированных безработных в России в 1994
· 1997 гг., %

1994
1995
1996
1997

1
2
3
4
5

I квартал
29,67
17,43
15,00
1,74

II квартал
16,26
4,34
-2,65
-9,80

III квартал
13,18
4,98
-5,18
-10,30

IY квартал
14,74
10,59
1,46
-3,10

В целом за год
95,79
42,25
7,69
-20,23

Справочно:
среднемесячный прирост
числа безработных, тыс. чел.

66,7

57,6

14,9

-42,3

Источник: рассчитано по данным Министерства труда и социального развития РФ.
Снижение числа зарегистрированных безработных, а, следовательно, при стабильном экономически активном населении,
· и уровня безработицы, наблюдалось и ранее. Например, в мае
· октябре 1993 г. количество безработных уменьшилось на 44,6 тыс. чел., или на 5,9%, а в мае
· октябре 1996 г.
· на 320,3 тыс. чел., или на 11,6%. Но если в 1993 г. это явление носило разовый характер и было связано с традиционным ослаблением напряженности на регистрируемом рынке труда в середине года, когда получает широкое распространение занятость в неналогооблагаемом секторе экономики (снижение месячных приростов числа безработных, при сохранении их положительных значений наблюдалось в аналогичные периоды времени в 1994 и 1995 гг.), то сокращение безработных в 1996 и, особенно в 1997 гг. (табл. 3), наряду с этим имеет, по-видимому, и другие объяснения.
Понятно, что в качестве одного из факторов уменьшения числа безработных можно рассматривать экономическую стабилизацию. Однако в условиях, когда на многих предприятиях сохраняется избыточная численность занятых, следует заняться поисками других причин. Справедливость этого положения подтверждается прежде всего тем обстоятельством, что снижение в стране в 1997 г. общей численности безработных, определяемой по методологии МОТ, было с количественной точки зрения полностью обусловлено уменьшением абсолютной численности зарегистрированных безработных.
В числе других причин сокращения в 1997 г. количества зарегистрированных безработных следует выделить, во-первых, рост задолженности по выплате пособий по безработице
· одну из характерных составляющих кризиса бюджета государственной политики занятости и, во-вторых, сохранение действия принятой в 1996 г. новой редакции Закона РФ
·О занятости…
·, в соответствии с которой были ужесточены условия постановки и снятия с учета безработных и ограничены максимальные размеры пособия по безработице уровнем средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации.
Регистрируемая безработица в стране спустя шесть лет с момента начала реформ сохранялась на социально приемлемом уровне, причем, достигнув своего максимума в феврале
· апреле 1997 г. (3,5% экономически активного населения), уровень безработицы в дальнейшем начал снижаться, и к началу 1998 г. составил 2,8%, то есть вернулся к своим значениям, которые фиксировались в августе
· октябре 1995 г.
Можно предположить, что к середине 1997 г. потенциал дальнейшего роста регистрируемой безработицы был исчерпан. Его возобновление могло произойти только при выполнении одного или нескольких из следующих условий: а) корректировке действующего порядка постановки на учет и снятия с учета безработных, а также условий расчета и выплаты пособий по безработицы в сторону их смягчения; б) улучшении финансового состояния Государственного фонда занятости населения (далее
· ГФЗН); в) ужесточении и применении санкций к работодателям за нарушения норм действующего трудового кодекса; г) реформе (реструктуризации) предприятий без предварительной санации занятости. Логика социально-экономической реформы, которая проводилась в России в 1998 г. , делает маловероятным наступление большинства из этих событий.
2. Неполная занятость: объективные данные и субъективная интерпретация
Предметом многочисленных экономических и политических спекуляций в годы реформ в России стали показатели так называемой полной безработицы, определяемой по методологии МОТ. Количество таких безработных, как уже было показано выше, в начале 1997-1998 гг. превышало численность зарегистрированных безработных на 4,3
· 4,4 млн чел. Однако далеко не все такие граждане реально претендуют на получение работы. Кроме того, поскольку они не регистрируются в органах государственной службы занятости в качестве безработных, то, в соответствии с действующим законодательством, государство не несет перед ними (в части гарантий в сфере занятости) никаких финансовых обязательств.
В состав общего числа безработных, рассчитываемого по методологии МОТ, включают многих лиц, занятых неполный рабочий день и находящихся в вынужденных административных отпусках. Общая численность этих категорий, наглядно иллюстрирующих один из феноменов состояния российского рынка труда в переходный период, составила в сентябре 1995 г 3,7 млн чел., в сентябре 1996 г.
· 5 млн чел. и в сентябре 1997 г.
· 4,2 млн чел.
Появление неполностью занятых обусловлено различными причинами: в сохранении этого явления были заинтересованы как работодатели, так, хотя это и покажется парадоксальным, сами работники.
Мотивация работодателей носила во многом финансовый характер: разовые социальные пособия, которые в соответствии с действующим законодательством, необходимо выплачивать сокращаемому работнику, обходятся работодателю дороже, чем сохранение неполной заработной платы в течение продолжительного периода времени или, тем более, содержание работника в неоплачиваемом отпуске. Такие условия породили и соответствующую логику части работодателей, предпочитавших содержать избыточную численность работников.
Причины заинтересованности части работников в неполной занятости удалось выявить в результате проведения бывшей Федеральной службой занятости России в сентябре 1995 г. по разработанным М.Гарсия-Исер, О.Голодец, С.Смирновым анкетам опроса руководителей 64 крупных и средних предприятий, на которых имели место остановки производства, расположенных в 13 субъектах Российской Федерации с критической ситуацией на рынке труда.
По мнению работодателей (16% их ответов), часть работников считали, что им нигде не будут предоставлены такие условия, как на этом предприятии, и поэтому не увольнялись. С содержательной точки зрения это объяснялось как экономическими соображениями работника (возможность неофициального приработка и наличие свободного времени при сохранении официального статуса занятости), так и социальными (возможность воспитания женщинами детей при сохранении стажа в случае достаточных заработков других членов домохозяйства, а также возможность пользования услугами социальной инфраструктуры предприятия). При этом лишь 1/5 всех работодателей считали лучшим способом решения проблемы избыточной занятости сокращение штатов.
Как следовало из ответов работодателей, наемные работники, не получавшие зарплату на предприятиях, имели 3 основных источника существования
· приусадебное хозяйство (36% ответов), подработка (33%) и жизнь за счет родных (28%). Положительным моментом могла считаться высокая доля ответов, указывающих на подработку как на источник средств существования в период отсутствия доходов по месту основной работы. В конечном счете именно подработка формирует новую активную трудовую мотивацию работника (в последний период существования СССР в нем подрабатывали не более 10%
· 15% занятых в народном хозяйстве).
В результате почти в 1/4 всех случаев работники не увольнялись потому, что их устраивало сложившееся положение в силу имевшихся возможностей подработки. Можно предположить, что проблема перевода неформальной занятости и трудовых отношений в формальные станет одной из наиболее актуальных в период экономической стабилизации в стране и, более того, явится одним из важных факторов этой стабилизации.
Однако возможности подработки в условиях экономической депрессии были ограничены, и большое количество иждивенцев из числа экономически активного населения не могло не вызывать беспокойства.
Именно поэтому серьезным тормозом увольнения частично занятых была невозможность их последующего трудоустройства: в качестве причины неувольнения на нее указали 47% работодателей.
Начало экономического подъема, по мнению работодателей, практически полностью купировало бы проблему неполной занятости: более 60% работодателей считали, что на их предприятии не было людей, которых невозможно было бы занять в случае начала экономического подъема. Напрашивается вывод, что рыночные преобразования изменили структуру спроса на рабочую силу на крупных и средних предприятиях не в столь значительной степени, как это предполагалось до начала реформ.
По-видимому, спустя почти четыре года после начала реформ, менеджеры многих предприятий еще не до конца осознавали сущности реформ и рассчитывали при общем экономическом росте возобновить производство
·дореформенной
· продукции по имевшимся технологиям. Лишь в последующие годы рост уровня экономической грамотности в целом в сочетании с приходом так называемых
·эффективных собственников
· позволил в основном преодолеть это заблуждение работодателей.
3. Показатели регистрируемого рынка труда
Наряду с предложением на регистрируемом рынке труда, который в данном случае выражается числом зарегистрированных безработных, важной характеристикой состояния рынка труда является соотношение предложения и спроса. Последний описывается числом вакансий, сведениями о которых располагают органы службы занятости.