Социально-политические условия совершенствования управления общественным мнением

Оглавление
Введение
Глава 1. Отношение общественного мнения к социально-политической структуре современной России
1.1. Образ российской демократии
1.2. Имидж власти
1.3. Имидж российской экономики
1.4. Имидж информационной политики государства
1.5. Имидж вооруженных сил РФ
1.6. Внешнеполитический имидж России
Глава 2. Анализ общественного мнения по вопросам образа жизни населения России
2.1. Структурные особенности образа жизни населения современной России
2.2. Переходный характер постсоветского образа жизни
2.3. Поляризация российского общества по образу жизни
2.4. Социальные болезни в системе постсоветского образа жизни
2.5. Саморегуляция поведения как базовая черта постсоветского образа жизни
2.6. Динамика образа жизни населения России в 90-е годы
Глава 3. Последствия социально-политических изменений в России
Заключение
Список литературы

Введение

В настоящее время, современное российское общество характеризуется достаточно противоречивыми социально-экономическими явлениями. С одной стороны, Россия испытывает социально-экономический кризис, который сформировался не в результате взрыва диспропорций развитого рынка покупателя, а по причине краха государственного социализма в условиях рыночной недостаточности. Кризис усугубился насильственным реформированием всей жизни страны (общественной и хозяйственной) по принципу «шоковой терапии». С другой стороны, на современном этапе наблюдаются реальные предпосылки для экономической стабилизации и дальнейшего социально-экономического развития России.
Современное российское общество характеризуют такие проблемы как: невысокий уровень доходов, наличие безработицы (особенно скрытой), дефицит государственного бюджета, наличие инфляции, экономическая нестабильность и др.
Исходя из вышесказанного, состояние современного российского общества достаточно сложно оценить реально. Перед обществом и государством встают острые проблемы социальной защиты населения, а потому, тема, характеризующая состояние общественного мнения по отношению к социально-политическим условиям в России является актуальной.
Цель представленной дипломной работы
· изучить социально-политические условия в современном управлении общественным мнением.
Задачи работы:
изучить статьи из периодической печати по исследуемой проблеме;
рассмотреть результаты социологических исследований по вопросам оценки образа России и образа жизни населения России;
сделать обобщающие выводы.

Глава 1. Отношение общественного мнения к социально-политической структуре современной России
1.1. Образ российской демократии

Как и любой имидж, имидж государства имеет несколько пластов и различных сторон. Для того, чтобы комплексно исследовать образ России, важно, прежде всего, проанализировать восприятие имиджа государства, как его гражданами, так и извне, поскольку именно от международного мнения во многом зависит инвестиционная привлекательность страны, расширение возможностей для туризма, сотрудничество деловых кругов и т.д. Необходимость такого анализа не вызывает сомнений, и поэтому мы решили провести исследование, которое позволяет получить некоторые наброски к портрету России в современном массовом сознании. Начать решено с анализа мнений россиян.
Специальный опрос РОМИР, посвященный образу России, проводился в сентябре 2000 года среди 2000 респондентов в 115 населенных пунктах РФ (200 точек опроса, 40 субъектов Федерации). Итоги исследования показали, что однозначности восприятия современного образа России в общественном мнении нет. Число тех, кто по-прежнему в большей или меньшей степени склонен считать нашу страну супердержавой, примерно сопоставимо с числом тех, кто наоборот так или иначе не склонен считать Россию таковой: 40,3% к 41,7%. Затруднившихся с ответом на данный вопрос или не определивших свою позицию оказалось 17,9%.
На вопрос, считают ли респонденты Россию демократическим государством, только 6,5% опрошенных ответили утвердительно, еще 21,3% респондентов скорее согласны с этим, полностью не согласны с данной точкой зрения 12,6% участников опроса, скорее не согласны
· 24,8%. Затруднились с ответом 34,8% граждан.
Таким образом, только чуть более четверти россиян склонны в той или иной степени считать Россию демократическим государством. Это связано, скорее с тем, что в нашей стране серьезно подорван имидж демократии в целом, и многими гражданами последняя связывается с неудачными реформами и потерей уверенности в завтрашнем дне. Тем не менее, для государства, которое заявляет о постеленном движении по пути демократии, строительстве гражданского общества, такие показатели достаточно негативны: общество либо не осведомлено в том, каким именно государством в данный момент является Россия, либо в значительной части не считает нынешнее устройство демократическим.
Интересно в этой связи и отношение россиян к выборам
· одному из главных символов государственной демократии. Только 6,2% опрошенных уверены, что смена власти в России происходит в результате свободных и честных выборов. Скорее согласны с этим еще 19,9% граждан. Тех, кто скорее не согласен несколько больше
· 31,3%. И еще 21,3% россиян считают, что ни свободных, ни честных выборов в России нет. На основании опроса можно говорить о том, что более половины россиян в той или иной степени не уверены, что смена власти в России происходит в результате свободных и честных выборов. Под сомнение, таким образом, ставится один из важнейших демократических институтов. Во многом это связано с тем, что на протяжении последних лет избирательные кампании проходили с применением большого количества «грязных» технологий, с привлечением мощного административного ресурса, что неизбежно ставило под сомнение, как процедуру проведения, так и сами результаты выборов. Несомненно в этой ситуации то, что негативно восприятие выборов россиянами наносит ущерб и политическому имиджу России в целом, и восприятию демократии, в частности.
В последнее время в общественном мнении все более крепнет точка зрения о том, что в стране наблюдается переход от демократических принципов управления к авторитарным, предполагающим беспрекословное подчинение власти. Полностью согласны с этим 8% опрошенных. Скорее согласны более четверти граждан
· 25,6%. Полностью отвергают такую постановку вопроса только 5% респондентов, скорее не согласны
· 17,7%. Обращает на себя внимание достаточно большое количество тех, кто затруднился с ответом или еще не выработал свою позицию
· 43,7%. Последнее показывает не только ситуацию политической апатии, характерной сегодня для массового сознания, но и реальное непонимание происходящих процессов. Иначе говоря, в политике новой власти, которую олицетворяет Президент и его команда, население еще не разобралось. Этот ресурс власть может использовать в зависимости от того, какую политическую линию она будет проводить дальше. Большое количество затруднившихся свидетельствует также о том, что имидж власти в разрезе «демократия
· авторитаризм» еще не до конца определен, общественное мнение до конца не сформировалось.

1.2. Имидж власти

Близость власти к народу
· один из краеугольных камней восприятия власти в России. Поэтому в ходе опроса задан вопрос, в какой мере респонденты согласны с утверждением, что сегодня российские власти стали ближе к народу, чем были ранее. Полностью согласны с этим только 6,7% респондентов, скорее согласны
· 23,6%. Полностью не согласны 15,9% граждан, скорее не согласны
· 29,1%. Затруднились или не определились по этому вопросу 24,7% россиян.
Таким образом, менее трети опрошенных констатируют, что сегодняшняя власть в той или иной степени стала ближе к народу, чем предшествующая. При этом более половины россиян в той или иной степени признают, что власть от них закрыта.
Особое значение имеет оценка массовым сознанием компетентности власти. Данную основополагающую характеристику имиджа поставили под сомнение 42,4% респондентов. Это достаточно негативный момент, связанный, правда, во многом со сложившимся в последние годы стереотипом, который довольно трудно меняется. Тех, кто скорее не согласен с некомпетентностью российской власти, 20,3%, тех же, кто не согласен полностью
· всего 5,8%. Затруднились с ответом 31,5% респондентов.
Результаты опроса показывают: 41,3% опрошенных полностью убеждены в том, что российская власть коррумпирована на всех уровнях, а еще более трети россиян
· 34,6%
· скорее разделяют это мнение. Тех, кто полностью уверен, что это не так, практически нет. А скорее не согласны с всеобъемлющей коррумпированностью властей только 4,6%. Затруднились с ответом 17,8% опрошенных. Тот факт, что 75,9% россиян в большей или меньшей степени уверены в коррумпированности власти на всех уровнях, позволяет говорить о серьезной имиджевой проблеме. Власть и коррупция также слились воедино на уровне стереотипа в массовом сознании, и без серьезных долгосрочных усилий в этом направлении вряд ли удастся серьезно изменить восприятие граждан. Эта имиджевая составляющая зачастую играет большое значение не только для граждан России, но и для зарубежных инвесторов, предпринимателей.
Что касается восприятия личности Президента России, то полностью одобряют деятельность российского лидера 20,1% опрошенных, скорее одобряют
· 35,9% (скорее не одобряют его деятельность 8,8%, полностью не одобряют
· всего 5,6%).
В этой ситуации, обращает на себя внимание рост числа затруднившихся с ответом
· 29,6%. После некоторого спада поддержки, характерного для августа 2000 г., уровень ее снова стабилизировался, тем не менее, не учитывать данный «расклад» было бы неосмотрительно.
Об изменении отношения к В. Путину в лучшую сторону с момента его избрания на пост Президента России сказали в сентябре 20,8% россиян, об изменении в худшую
· 16,2%. При некотором повышении числа тех, чье отношение ухудшилось, общее число не изменивших его продолжает оставаться стабильным
· 58,9%, что позволяет говорить о достаточно серьезном ресурсе поддержки лично В. Путина, которым он располагает в данный момент.

1.3. Имидж российской экономики

В исследование был включен блок вопросов, посвященных экономике России. 27,2% россиян сказали, что они полностью согласны с тем, что в данный момент Россия является государством со слабо развитой экономикой, а еще 40% респондентов скорее согласились с этим. Полное несогласие с точкой зрения об экономической слабости России высказали 3,7% опрошенных, и скорее не согласились с этим всего 12% респондентов. Затруднились с ответом 17,1% граждан. Таким образом, более, чем у половины россиян имидж России ассоциируется с государством с ослабленной экономикой.
Россиян в значительной мере беспокоит проблема внешних долгов государства. Полностью уверены в том, что Россия не в состоянии рассчитаться с внешними долгами 20,8% респондентов. Скорее придерживаются такого мнения еще 30,4% опрошенных.
Не согласны с тем, что у России нет ресурсов для выплаты долгов, только 6,5% участников опроса, а еще 18,4% скорее не согласны с этим. Затруднились с ответом или не смогли определить свою позицию по данному вопросу 23,9% респондентов.
Интересно в данной связи проанализировать и отношение россиян к проблеме иностранных вложений в экономику России. Полностью согласны с тем, что иностранные вложения в экономику России представляют угрозу для нашей страны, 17,3% респондентов. Еще 28,2% граждан скорее согласны с тем, что это именно так. Полностью не согласны
· 8% граждан, еще 18,7%
· скорее не согласны с этим. Более четверти россиян (27,8%) затруднились с ответом на данный вопрос. Это означает, что отношение россиян к иностранным вложениям в российскую экономику продолжает оставаться сложным и противоречивым.
Тем не менее, в будущее российской экономики граждане смотрят со сдержанным оптимизмом. Так, выразили полное согласие с тем, что Россия никогда не будет экономически развитой и цивилизованной страной, только 5,4% респондентов. Скорее согласны с этим еще 12,2% граждан. Полностью не согласны с тем, что у России такие мрачные перспективы, 22,1% россиян, а еще 37,9% россиян скорее не согласны с этим. Затруднились с ответом на вопрос или не определили свою позицию 22,1% граждан. То есть существует весьма значительный ресурс для формирования позитивного имиджа российской экономики при использовании существующих у граждан оптимистических ожиданий.

1.4. Имидж информационной политики государства

Информационная политика, СМИ являются основным коммуникационным каналом, позволяющим проводить основные политические идеи, формировать образ власти и государства для соотечественников и за рубежом.
Поэтому в исследование был включен специальный блок вопросов, посвященный данной теме. Несмотря на то, что опрос проводился в разгар конфликта вокруг «Медиа-Моста» НТВ и ОРТ, 20,6% россиян выразили убежденность в том, что в России СМИ предоставлена полная свобода, а еще 31,3% респондентов скорее поддержали такую точку зрения. Считают, что это полностью не так, только 5,9% граждан, а скорее не так
· 19,6% респондентов. Таким образом, только четверть россиян полагает, что в России у СМИ нет полной свободы.
Однако, на вопрос, в какой мере граждане согласны с тем, что в настоящий момент российские власти пытаются запретить распространение идей и информации, которые могут принести вред государству, полностью согласны 11,4% граждан, и скорее согласны
· 29,5%. Полностью не согласны с тем, что происходит такой процесс, только 3,9% респондентов. Скорее не согласны
· 14,1%. Большое количество россиян затруднились сформулировать свою позицию по данному вопросу (41,1%). То есть в российском общественном мнении на сегодня нет ясного понимания того, какую именно политику проводит государство относительно СМИ. И для внешнего, и для внутреннего образа России это один из ключевых моментов, поэтому необходима долгосрочная продуманная стратегия по реализации политики взаимоотношений государства и СМИ для достижения ее четкого понимания россиянами.

1.5. Имидж вооруженных сил РФ

Особенно этот фактор важен для России, где на протяжении многих десятков лет формировался образ супердержавы с высокой военной мощью. Как показали результаты опроса, полное согласие с тем, что вооруженные силы России являются надежным щитом от внешних угроз, выразили 12,2% россиян.
Еще 28,9% респондентов скорее согласились с таким суждением. Полностью не согласны
· 11,3%, еще 24,2% респондентов оказались скорее не согласны. Затруднились с ответом на вопрос 23,4% опрошенных.
В контексте восприятия россиянами вооруженных сил большую роль играет чеченский конфликт. В сентябре 28,2% россиян сказали, что полностью поддерживают силовые меры, предпринимаемые руководством России по отношению к Чечне. Скорее поддерживают их, чем нет, 25% опрошенных. Скорее не поддерживают антитеррористическую операцию федеральных сил в Чечне 19,3% граждан, а полностью не поддерживают
· 16,2%. Таким образом, политика российских властей в Чечне имеет поддержку более половины населения страны.
В массовом сознании россиян существуют тревожные ожидания относительно дальнейшего развития чеченского конфликта. Так 41,9% респондентов уверены в том, что угроза чеченского терроризма в ближайшее время возрастет, а 30,7%
· в том, что останется неизменной. Таким образом, при общей поддержке федеральной политики в Чечне, вызванной необходимостью решать чеченскую проблему, успешного ее разрешения в ближайшее время общественное мнение не ожидает. На уменьшение угрозы чеченского терроризма рассчитывают только 15,4% граждан. 12% респондентов затруднились с ответом.
На вопрос, в какой степени респонденты согласны с тем, что вооруженные силы России уступают вооруженным силам НАТО, 19% россиян ответили, что это полностью так, еще 26,3% скорее согласились с этим. Полностью не согласны
· 8,7% опрошенных, 21,6% скорее не согласны с этим. Около четверти опрошенных (24,4%) затруднились с ответом.

1.6. Внешнеполитический имидж России

На сегодняшний день 12,5% респондентов полностью уверены в том, что российские власти настороженно относятся к странам Запада. Скорее согласны с данным суждением 33,6% респондентов. Полностью не согласных с такой позицией практически нет. Скорее не согласными оказались 15,8% опрошенных. Около трети россиян (35,8%) затруднились с ответом на вопрос. Такое большое количество затруднившихся с ответом на этот и другие вопросы, посвященные внешней политике, показывает, что у населения в целом нет пока четкого понимания стратегии российского руководства в отношении западных стран.
С тем, что в настоящее время Россия и страны Запада являются партнерами и союзниками, полностью согласны 7,2% респондентов, скорее согласны
· 27,5%. Полностью не согласны с этим 6,8% граждан, скорее не согласны
· 19,2%, затруднились с ответом 39,3% россиян.
И наконец, россиянам был задан вопрос, в какой мере они согласны с тем, что Россия станет одной из процветающих стран мира. Полностью уверены в этом 17,9% опрошенных. Скорее согласны
· 34% граждан. Полностью не уверенных в грядущем процветании России оказалось 6,2%, скорее не согласных
· 17,6%, затруднились с ответом 24,3%. Таким образом, половина россиян по-прежнему смотрит в будущее с оптимизмом, четверть еще не определилась со своей позицией. И негативное восприятие некоторых аспектов имиджа России вовсе не препятствует надеждам на дальнейшее процветание нашей страны. Как показывает данное исследование, для формирования позитивного имиджа России среди россиян необходимы серьезные ресурсы, а также специальная долгосрочная стратегия. И по всей видимости, постепенное создание позитивного образа государства среди его граждан должно стать одной из приоритетных задач российского руководства.

Глава 2. Анализ общественного мнения по вопросам образа жизни населения России
2.1. Структурные особенности образа жизни населения современной России

Идущие на протяжении постсоветского периода дискуссии по проблемам развития России актуализируют проблематику образа жизни населения страны. Перемены в нем это, пожалуй, главный показатель итогов проведенных реформ, концентрированное выражение их социальных последствий. Образ жизни
· многомерное понятие, в его состав входит множество самых разных субъектов и видов социальной активности: люди работают, отдыхают, питаются, перемещаются в пространстве и во времени, повышают квалификацию, общаются с друзьями, прибегают к тем или иным видам теневого поведения и т.д. Образ жизни
· совокупность нескольких различных и взаимосвязанных видов социальной активности. Главными среди них являются: 1) различные виды экономической, прежде всего трудовой, деятельности
· на предприятии, в организации, сфере ИТД, самозанятости; в сфере формального и неформального секторов экономики; на руководящих и исполнительских должностях; 2) комплекс занятий в сфере домашнего хозяйства
· начиная с ухода за детьми и нетрудоспособными и кончая удовлетворением повседневных бытовых потребностей, в частности, приобретением продуктов питания, одежды и обуви, мебели и транспортных средств, покупкой и ремонтом жилья; 3) занятия в сфере образования (обучение в техникумах, институтах, на курсах; самообразование); 4) формы проведения свободного времени (отдых и развлечения, начиная с «культурного досуга» (посещения театров, просмотра кинофильмов) и кончая дискотеками, ресторанами, общением с друзьями и т.п.; 5) способы поддержания здоровья
· занятие спортом, участие в турпоходах и др.; 6) участие в политической жизни страны; 7) трудовая и территориальная мобильность
· от перемены места работы до перемены места жительства; 8) проявления девиантного поведения, социальные болезни.
Хотя виды поведения, их распространенность в разные периоды истории страны и у разных социальных групп меняются, «ядром» образа жизни всегда выступает набор видов социальной активности. Причем, все составляющие образа жизни взаимосвязаны: с изменением одной меняются другие. Например, перемена характера труда или семейного положения приводит к изменению круга общения и видов отдыха. Это значит, что по своей природе образ жизни существенно отличается от уровня жизни. Его отличие в том, что образ жизни
· это не внешние условия, находящиеся вне субъектов, допустим, жилищные условия или покупаемые продукты питания и т.п., а активность индивидов по приобретению тех или иных условий. Образ жизни
· это характеристика не среды, а населения как такового, отвечающая на вопрос, какой характер активности людей, как оно ведет себя в тех или иных условиях, на что направляет свои жизненные силы. Именно поэтому картину уровня жизни приходится дополнять картиной образа жизни, которая показывает, как люди реализуют те условия, в которых находятся в разные периоды времени, какую активность проявляют. Образ жизни жестко зависит от экономических и политических условий, например, экономической политики государства. Еще одна структурная особенность образа жизни: он жестко связан с духовной жизнью населения. Известно, что все виды социальной активности (начиная с трудовой деятельности и кончая миграцией) регулируются характеристиками массового сознания: системой ценностей и потребностей людей, их социальными установками и интересами.
Отсюда ясно, что динамика образа жизни населения России за 10 лет рыночных реформ
· это многомерный исторический процесс, в котором увязывается целый комплекс перемен в разных сферах общественной жизни. В свою очередь перемены в образе жизни населения в 90-е годы
· показатель перемен в российском обществе в целом.
Динамика образа жизни весьма специфична. С одной стороны, при всей его сложности, он весьма устойчив, т.е. сохраняет свою структуру при всех переменах в стране. Переживает общество либерализацию или усиливается государственное регулирование, происходят ли чрезвычайные события (войны, смена политической системы, смена господствующей в стране идеологии), население продолжает создавать семьи, рожать детей, зарабатывать деньги, ездить в отпуска, общаться с родственниками и т.п. На всех поворотах истории страны «ядро» образа жизни, его основные компоненты в той или иной форме сохраняются и воспроизводятся, передаются от одних поколений другим. С другой стороны, образ жизни населения весьма динамичен, поскольку впитывает в себя все перемены, которые происходят в макросистеме,
· в политической системе страны, в ее экономике и идеологии. Именно поэтому перемены в основных компонентах образа жизни несут в себе информацию не только о характере активности населения, но и о том, куда движется страна. Например, нынешний высокий уровень распространения наркомании
· показатель состояния как образа жизни населения, так и морального состояния общества в целом. Именно в системе образа жизни кристаллизуется драма «традиции
· инновации»: унаследованные стандарты поведения, девальвирующиеся под влиянием изменяющихся условий жизни населения, вытесняются новыми, которые рождаются под влиянием этих условий. Соединение старых и новых моделей поведения далеко не всегда оказывается гармоничным.
Напротив, оно носит конфликтный характер. Сфера образа жизни оказывается тем социальном театром, на сцене которого разыгрывается человеческая драма. Названные структурные особенности образа жизни являются его абстрактными характеристиками и потому не отвечают на главный вопрос: каковы те его черты, которые сложились в результате реформ 90-х годов, то есть какой социальный тип образа жизни сложился под их влиянием. Далее остановимся на главной особенности постсоветского образа жизни
· его переходном характере.

2.2. Переходный характер постсоветского образа жизни

К настоящему времени образ жизни населения России еще не приобрел черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нем представлены модели, стандарты и стили поведения, которые унаследованы и (или) заимствованы из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой. Это позволяет считать нынешний образ жизни переходным. Речь идет, во-первых, о моделях поведения, унаследованных от эпохи СССР. Несмотря на реформы, советские традиции из образа жизни населения не только не исчезли, но, напротив, продемонстрировали свою живучесть. Они характерны не только для старших поколений, но и для молодых. Например, из советского прошлого в современную жизнь перенесено отчуждение от власти и презрение к неправедно нажитому богатству.