Семейная социолизация

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие «социализации» и ее сущность 4
§ 1. Общие понятия о «социолизации» и ее источниках 4
§ 2. Объективные предпосылки социализации 7
Глава 2. Особенности семейной социализации 12
§ 1. Исторические особенности семейной социализации 12
§ 2. Теории семейной социализации 19
Глава 3. Социологическое исследование уровней социализации
Личности 24
Заключение 26
Список литературы 28

Введение

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация
· процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.
Социализация
· это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле
· ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия.
Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны,
· как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.
Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие наличность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Сплоченность, о которой здесь идет речь, предполагает ценностное единство, наличие фамилизма, приоритета семьи, подчинения интересов индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи.
Глава 1. Понятие «социализации» и ее сущность
§ 1. Общие понятия о «социолизации» и ее источниках

Социализация
· это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.
Социализация
· это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Выделяют несколько источников социализации индивида.
Передача культуры
· она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.
Взаимное влияние людей
· оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт
· он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.
Процессы саморегуляции
· они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.
Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация
· это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация
· это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).
В развитии выделяются такие стадии интериоризации:
взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. В общем, процесс социализации можно характеризовать как:

· постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;

· развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции.
В качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.
В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.
Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальности человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.
В содержание понятия «социализация» входит:

· усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

· формирование социальных установок и убеждений;

· вхождение индивида в социальную среду;

· приобщение индивида к системе социальных связей;

· самоактуализация Я личности;

· усвоение индивидом социальных влияний;

· социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

§ 2. Объективные предпосылки социализации

Каждый человек с момента рождения получает свое общество в «готовом» виде, как некую объективную реальность. Вырастая биологически, субъект изменяется и социально, при этом он вольно или невольно сталкивается с определенными условиями, рекомендациями, разрешениями, требованиями, запретами и ограничениями
· всем с тем, что принято называть социальными нормами.
Социальные нормы
· это официальные и неофициальные кодексы, предписания, правила и уставы, традиции, стереотипы, стандарты. Их назначение состоит в том, чтобы регламентировать Поведение и действия людей, задавать цели, условия и способы выполнения различных действий, а также быть критерием оценки поведения индивида.
Социальные нормы дают человеку представление о том, что считается «правильным», «обязательным», «желаемым», «одобряемым», «ожидаемым», «отклоняемым» в деятельности и поведении индивидов.
В зависимости от сфер жизнедеятельности индивида основные социальные нормы бывают следующими.
Организационно-административные нормы: определяют структуру различных официальных обществ, организаций, учреждений.
Экономические нормы: регулируют экономические категории, такие как собственность, систему оплаты труда, средства производства и т.д.
Правовые нормы (внутренние и международные): фиксируют полномочия и ответственность граждан и должностных лиц в качестве субъектов юридических отношений, субъектов права.
Технологические нормы: определяют порядок организации производства и реализации промышленной продукции.
Моральные нормы: выражают общественные и групповые требования и предписания к поведению человека, его взаимоотношениям с другими людьми.
Одинаковая реакция людей, составляющих какую-либо общественную группу и находящихся в одинаковых условиях, означает, что в их поведении сложились привычки, которые в силу тех или иных причин закрепляются, превращаются в обычай. Обычай
· это установившееся вследствие неоднократного, неуклонного применения в течение длительного времени правило, которое регулирует поведение людей в определенной области общественной жизни. Новые обычаи и традиции зарождаются в периоды общественного возбуждения на основе наиболее распространенных и впечатляющих мнений и настроений. Мнения и настроения перерастают в обычай или традицию иногда стихийно, иногда под влиянием сознательных усилий людей. В первом случае утверждающаяся норма поведения может иметь характер моды, несущий в зародыше некоторые признаки обычая. Чаще всего факт, событие в духовной атмосфере общности отражаются в виде мнений и настроений. Повторяющиеся действия людей образуют социальные привычки как способ реагирования индивидов на требования общества, способ отношения к социальным нормам поведения.
Нормы общественных объединений и движений: выражают мировоззренческие, организационные и религиозно-нравственные установки.
Нормы неформальных групп и объединений: выражают общие ценности и взгляды, стереотипы поведения, принятые членами данного объединения.
В зависимости от степени жесткости предписывающего влияния социальные нормы подразделяются на следующие виды.
Нормы-рамки: жестко регламентируют поведение и взаимоотношения субъектов в их настоящем.
Нормы-идеалы: проектируют наиболее оптимальные модели поведения индивидов на будущее.
Нормы-дозволения (нормы-права): здесь и далее в отношениях права
· указывают на нормы, которые не запрещают те или иные варианты поведения, для общества часто желательные, но не обязательные.
Нормы-предписания (нормы-обязанности): требуют, обязывают индивида выбирать соответствующие модели поведения.
Нормы-запреты: указывают на действия, которые запрещены для применения.
Любые социальные нормы нуждаются в психологическом освоении индивидом, в их превращении из внешних регуляторов поведения во внутренние, при этом важна направленность мотивации индивида на выполнение социальной нормы
· позитивная, нейтральная или негативная.
Считается, что психологические и социально-психологические механизмы освоения и интериоризации различных норм зачастую близки или идентичны. Это обусловлено следующим обстоятельством. Исторически дело происходило таким образом, что, осознаваясь в качестве соответствующих ситуаций и необходимых (а нередко единственно возможных) вариантов действий, реакций, суждений в повторяющихся внешних событиях, явлениях, определенные стереотипы отдельных людей становились групповыми, сословными, этническими нормами, которые впоследствии через межгрупповое и межэтническое взаимодействие расширялись, обогащались, разнообразились. В конечном счете, многие из таких норм стали восприниматься как общечеловеческие требования и естественно оформлялись в официальные предписания. Можно предположить, что человек стал человеком именно через внутреннее принятие социальных норм, когда он осознавал их наличие и необходимость.
Социализация индивида осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены, интериоризированы социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти только тогда, когда та или иная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира индивида, перешла в его подсознание.
Для правильного усвоения нормы необходимо ее познание личностью и сопоставление со своими внутренними параметрами
· с тем, насколько ее будущая реализация соответствует интересам, потребностям, ценностным ориентациям, возможностям и способностям индивида.
В освоении социальной нормы для человека важны социально-психологические факторы, к примеру, такой: насколько данную норму признают и реализуют окружающие его люди, особенно из числа референтной группы – семья, близкие, официальное руководство на службе и др. Их мнения и оценки наиболее значимы для индивида.
Можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы:
внутреннее убеждение индивида в необходимости соблюдения нормы;
самоактуализация индивида, его личностный рост, самовоспитание, самосовершенствование и самостимулирование;
осознание общественной значимости соблюдения нормы и сознательное подчинение своих моделей поведения ее требованиям;
выработанная привычка, стереотип поведения в силу осознания важности нормы или боязни санкций за ее невыполнение;
соблюдение групповых требований и интересов;
подражание авторитетам;
конформизм, нежелание быть «белой вороной», и др.
Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них:
негативное отношение индивида к «создателю» нормы, будьте личность или орган. Соответствующее отношение распространяется на саму норму;
неприязненные межличностные отношения с субъектом, во взаимодействии с которым должна быть реализована норма, хотя индивид, как правило, признает норму как таковую;
противоречия и расхождения в понимании нормы;
«двойная мораль», ханжество и лицемерие в моделях поведения провозглашателей норм;
противоречия личных и групповых интересов и др. Для трансформации внешних норм во внутренние ориентиры поведения необходимы следующие условия:
всемерное сближение социально оправданных норм с интересами, запросами членов общества;
подбор из традиционных культуральных источников-систем (религия, народная мудрость, фольклор, литература) норм и ценностей общечеловеческого характера, раскрытие социально-психологической и исторической неизбежности их возникновения;
практическая поддержка норм окружающими и следование нормам, обязательное для представителей властных структур, авторитетных лиц;
общественная оценка, меры порицания или поощрения, которыми должны сопровождаться нарушения норм и их эффективная реализация.
Реальное отношение индивида к конкретным социальным нормам зависит от его социального статуса, его социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и; ценностями, которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого
· это право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого.

Глава 2. Особенности семейной социализации
§ 1. Исторические особенности семейной социализации

В XX в. уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе процессов:
а) нуклеаризации
· разъединения старших, средних и младших поколений, элиминирования трехпоколенной расширенной семьи и распространения нуклеарной, двухпоколенной семьи, состоящей из родителей и детей, при повзрослении которых происходит отдаление их от родителей, остающихся в “пустом гнезде”;
б) конъюгализации
· сведения, редукции единства семейной жизнедеятельности, единства “родства-родительства-супружества” к супружескому партнерству и сексу, т.е. к тем отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей или их полное отсутствие;
в) индивидуализации
· смещения центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского, одиночно-индивидуального образа жизни, где преобладают ценности эгоцентрического существования.
Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с “модернизацией” индустриально развитых стран капитализма, привела к целому ряду затяжных и негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи, который точнее именовать кризисом социального порядка, зиждущегося на фамилизме, на фамилистической цивилизации.