Личность и общество

Содержание

“” Введение

1. “” Понятие общества и личности
2. “” Роль общественной среды в формировании личности
3. “” Роль самодеятельности человека в формировании личности
4. “” Противоречивость общества и личности

“” Заключение
“” Литература

Введение

Проблема личности – комплексная проблема, которую изучают и философы, и социологи, и психологи, и педагоги. Я затрону проблему личности и общества с некоторых аспектов.
Понять развитие общества невозможно без выяснения сущности личности (и наоборот, разумеется), ибо в ее диалектике проявляется реальная ткань человеческой истории.
Человек
· это многогранное и многокачественное явление: продукт общества, природное существо, субъект культуры и т.д. Поэтому для своего выражения он требует различных понятий, важнейшими из которых являются: “человек”, «индивид», «индивидуальность», «личность».
Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Но ведь кроме понятия личности в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.
Человек не рождается личностью, он ею становится в ходе своего индивидуального развития путем усвоения общественного опыта. Социальные качества человека формируются им при выполнении определенных социальных функций. Как верно заметил М.Бахтин, личность есть “субъект поступания”.
Главный механизм развития психики человека
· это усвоение социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности.
Ни социология, ни психология, ни другие науки, имеющие дело с проблемой личности, не могут осмысленно изучать свой материал, не имея ясной философской постановки вопроса о соотношении личности и общества, исходный пункт марксистского решения этой проблемы – знаменитый тезис Маркса, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных, отношений». Этот тезис четко ориентирует на рассмотрение личности не в качестве изолированной монады, как общественного существа.

1. Понятие общества и личности

Поставив вопрос: что такое человек?
· мы хотим спросить: чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь?
Антонио Грамши
Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Но ведь кроме понятия личности в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.
Словом «индивид» обозначается человек просто как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы); специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят. Многозначный термин «индивидуальность», который мы будем подробнее анализировать позже, напротив, обозначает то особенное, специфическое, что, отличает этого человека от всех других, включая как природные, так и социальные, как телесные (соматические), так и психические, как унаследовано, так и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства. Понятие личности многозначно. С одной стороны оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица, с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения Этот второй аспект понятия наиболее важен су точки зрения социологии, которую отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально типичные черты.
Понимание личности как социального явления было подробно обосновано еще Марксом, который указывал, что «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. Это понимание лежит в основе почти всех работ советской психологической школы, начиная с Л. С. Выготского и В. М. Бехтерева. «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека,
· писал С. Л. Рубинштейн.
· Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе (Человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношение к другим людям), и способности человека то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности. Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, интрапсихологические процессы, т. е. внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе интёрпсихологических, т. е. межличностных, социальных процессов.
Главный механизм развития психики человека
· это усвоение социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности.
Ни социология, ни психология, ни другие науки, имеющие дело с проблемой личности, не могут осмысленно изучать свой материал, не имея ясной философской постановки вопроса о соотношении личности и общества, исходный пункт марксистского решения этой проблемы – знаменитый тезис Маркса, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных, отношений».