Опека и попечительство

Содержание

Введение 3

Глава 1. Правовые основы деятельности органов опеки и
попечительства 7
Задачи органов опеки и попечительства 7
Правовой статус органов опеки и попечительства 12
Права и обязанности органов опеки и попечительства 15

Глава 2. Правовые основания установления и прекращения опеки и попечительства 22
2.1. Основания и порядок установления опеки и попечительства 22
2.2. Основание, порядок и последствия прекращения опеки
и попечительства 26
2.3. Порядок реализации полномочий органов опеки и попечительства 31

Глава 3. Правовой статус субъектов опеки и попечительства 36
3.1. Права детей, находящихся под опекой и попечительством 36
3.2. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных и лечебных учреждениях 39
3.3. Права и обязанности опекунов (попечителей) ребенка 42
3.4. Выплата государством денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством 54

Заключение 61
Список литературы 68

Введение

Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно. Это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Опека и попечительство над несовершеннолетними в целом до последнего времени (3-4 года) в достаточно полной мере соответствовала своему назначению. К сожалению, сейчас в функционировании этого института также наметились негативные тенденции, обусловленные резким ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей (по данным Министерства образования ГФ в 1999 г. в стране насчитывалось 683 780 детей, оставшихся без попечения родителей), а также отсутствием необходимого бюджетного финансирования органов опеки и попечительства.
Так, недостаточность государственной финансовой поддержки опеки и попечительства над несовершеннолетними породила в некоторых регионах парадоксальное явление. В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ субъекты РФ вправе своим законодательным актом установить новую форму устройства детей. В законодательстве большинства субъектов РФ такие формы не предусмотрены. Однако республики Алтай, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский, Красноярский край. Алтайский край. Воронежская, Владимирская, Калининградская и Тамбовская области в нормативных актах, посвященных регулированию семейных отношений и охране прав детей, употребляют термины “патронат”, “патронатная семья”, “патронажная семья”, “семья патронатных воспитателей”. Эти термины встречаются и в актах органов местного самоуправления. Названные субъекты РФ в большинстве случаев вводят форму устройства детей, ничем не отличающуюся от опеки (попечительства) по содержанию, однако имеющую иное название. Легитимность этих форм устройства детей весьма сомнительна. Основная задача этого “изобретения” – вывести лиц, осуществляющих заботу о несовершеннолетних, из-под категории опекунов (попечителей) с тем, чтобы на них не распространялось действие Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Итоговая цель этого нововведения – устройство детей в семью без осуществления ежемесячной выплаты средств на питание ребенка, приобретение одежды, обуви и пр. Необходимость новой формы устройства продиктована отсутствием в местных бюджетах и бюджетах субъектов РФ финансовых ресурсов, достаточных для производства выплат опекунам и попечителям значительных сумм.
Низкий уровень жизни населения в целом, отсутствие возможности заработать вынуждает многих граждан существовать за счет средств, предоставляемых в качестве льгот или пособий детям (что особенно распространено в сельской местности). Так, участились случаи обращения граждан в органы опеки и попечительства с просьбой о назначении опекунами (попечителями) над несовершеннолетними родственниками исключительно с целью получения пособия на содержание ребенка. Распространены и факты использования получаемых сумм в личных целях опекунов (попечителей). Последнее обстоятельство в немалой степени вызвано отсутствием эффективных мер противодействия злоупотреблениям со стороны опекунов (попечителей).
Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность
· эти и другие из перечисленных выше явлений в действительности представляют угрозу
·национальной безопасности, и органы государственной власти РФ – как исполнительные, так и законодательные – предпринимают в настоящий период попытки повлиять на ситуацию. В частности, в последнее время активно обсуждается вопрос о детской безнадзорности. По мнению Л.Ю. Михеевой «реформирование института опеки и попечительства способно внести свою лепту в решение указанных проблем».
К сожалению, в юридической литературе современное состояние института опеки и попечительства не исследуется. Соответствующие разделы учебников по граждански праву и семейному праву, а также комментарии Гражданского и Семейного кодексов РФ не освещают институт достаточно подробно.
Данной проблеме были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова и другие), 1993 г. (A.M. Нечаева).
В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 90-х-годов, изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, тем не менее положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц практически не затронуло. К числу произошедших перемен могут быть отнесены: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия “опека над имуществом”. Самым значимым для института опеки и попечительства изменением является “перемещение” основных его положений в гражданское законодательство.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что тема данной дипломной работы является достаточно актуальной.
Исходя из актуальности данной проблемы, цель проводимого в дипломной работе исследования – анализ института опеки и попечительства в России: его становлении и развитии.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовые основы института опеки и попечительства;
раскрыть основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;
осветить права детей, находящихся под опекой (попечительством);
охарактеризовать права и обязанности опекуна (попечителя).

Глава 1. Правовые основы деятельности органов опеки и попечительства
Задачи органов опеки и попечительства

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.
Семейный кодекс РФ определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство; во-вторых, – в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства ГК РФ называет защиту прав и интересов, воспитание несовершеннолетнего. В ст. 145 СК РФ установлены содержание, воспитание, образование, а также защита прав и интересов ребенка. Подобного рода различие не имеет принципиального характера и объясняется тем, что ГК РФ рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК РФ – это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы.
Обеспечить содержание ребенка – непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами; с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право. Хотя Семейный кодекс не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования – одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Отсутствие заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. ГК РФ обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей, которые будут рассмотрены в следующей главе.
Согласно п. 1 ст. 32 ГК опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.
Другое дело – защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (п. 1 ст. 33 ГК). Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Предоставление несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь (содействие) со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку.
Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.
Пункт 1 ст. 121 СК, возлагая на органы опеки и попечительства функции по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству предусматривает осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания, образования. Развивая это положение п. 2 ст. 147 СК предусматривает, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Тем самым создается дополнительная и очень важная предпосылка для защиты прав, интересов особой категории детей, оставшихся без семьи. Четких правил осуществления такого контроля, порядка его проведения пока не существует.
Выпускники детских учреждений, как никто другой, нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. В противном случае могут сойти на нет все многолетние усилия, направленные на их развитие и воспитание.
К выпускникам этих учреждений следует отнести тех, кто завершил курс обучения, оздоровления, социальной реабилитации и получил удостоверяющий этот факт документ. До этого момента содержащиеся в интернатном учреждении дети пользуются правами, установленными в Семейном кодексе РФ. После выхода из интернатного учреждения выпускник любого возраста становится обладателем целого ряда прав.
В их числе права, призванные обеспечить: социальную адаптацию, возможность повышения профессионального уровня, образования; источник существования; трудоустройство; жилье.
Поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях, в число которых входят и выпускники детских интернатных учреждений, является одной из основных целей и задач государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года. В Основных направлениях этой политики специально выделяется поддержка детей-сирот. Особый смысл имеет эта поддержка, когда оставшийся без родительского попечения воспитанник интернатского учреждения начинает свою самостоятельную жизнь. Не оставляет без внимания несовершеннолетних, принадлежащих к наиболее социально уязвимым группам детей и молодежи, Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, где говорится об осуществлении деятельности, направленной на их интеграцию в обществе, профессиональную подготовку, повышение уровня образования, культуры. С другой стороны, ст. 16 Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” рассматривает как основание для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб трудную жизненную ситуацию, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (…сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства…, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Все это грозит оставшемуся без семьи, жилья, средств к существованию выпускнику детского интернатного учреждения. Поэтому он, его жизнь должны более активно включаться в сферу внимания социального обслуживания с тем, чтобы ему легче было адаптироваться в окружающей его действительности.
Права выпускников детских учреждений защищаются органами опеки и попечительства, поскольку попечительство над воспитанником со стороны администрации учреждения прекращается при его выпуске из этого учреждения. Если выпускник не достиг совершеннолетия и ему назначен попечитель в установленном законом порядке, защиту прав и интересов ребенка осуществляет этот попечитель.
Органы опеки и попечительства оказывают ему необходимую помощь. Когда выпускнику исполнилось 18 лет, органы опеки и попечительства делают все необходимое, чтобы помочь ему защищать свои права и интересы. Вся работа по охране прав выпускника-подростка может быть поручена органами опеки и попечительства администрации детского учреждения в лице его руководителя. В любом случае подобного рода поручение должно быть адресным.
Органы опеки и попечительства осуществляют не только контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей – воспитанников детских учреждений, но и проверяют, как защищаются права их выпускников, следят за тем, чтобы в личном деле воспитанника были все документы, позволяющие защитить его интересы после выпуска.

1.2. Правовой статус органов опеки и попечительства

Прежде всего, обязанности по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей возложены на органы опеки и попечительства. Однако все это не означает, что забота о выявлении нуждающихся в устройстве детей и определении их судьбы возложена только на органы опеки и попечительства. Каждый законопослушный гражданин, которому стало известно о “беспризорном” ребенке, обязан предпринять установленные законом меры. Согласно ст. 122 СК РФ “должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане” обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Таким образом, сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, должны поступать в орган опеки и попечительства от всех, кому о нем известно. В том числе такая обязанность возлагается на должностных лиц органов внутренних дел или жилищно – эксплуатационных организаций.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Однако не всегда можно выяснить, какие именно подразделения органов местного самоуправления выполняют те или иные конкретные функции.
Ст. 34 действующего Гражданского кодекса РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются согласно ст. 17 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”: “Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации”. Семейный кодекс РФ, устанавливая правила защиты интересов несовершеннолетних членов семьи, в ст. 121 также указывает, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, для того чтобы выяснить, какое именно подразделение органов местного самоуправления правомочно устанавливать опеку и попечительство и осуществлять надзор за опекунами и попечителями, необходимо ознакомиться с законодательством данного региона, а также с уставом муниципального образования. Главным признаком, характеризующим органы опеки и попечительства, является то, что, являясь органами местного самоуправления, они входят в систему государственного управления, однако не относятся к органам государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
Орган опеки и попечительства при исполнении своих обязанностей взаимодействует с различными органами и организациями.
Учредителем органа опеки и попечительства (как и любого другого из органов местного самоуправления) может быть только муниципальное образование – город, район, село и т.п. Муниципальное образование является самостоятельным субъектом права, в том числе самостоятельным субъектом гражданско – правовых отношений (ст. ст. 124 – 126 ГК РФ).
Поскольку, специальный федеральный акт об органах опеки и попечительства (Положение об органах опеки и попечительства РСФСР) утратил силу, о деятельности данных органов можно узнать, лишь рассмотрев все нормативно – правовые акты в совокупности, в том числе акты субъекта РФ и органов местного самоуправления.

1.3. Права и обязанности органов опеки и попечительства

Итак, органы опеки и попечительства имеют права и несут обязанности по осуществлению опеки и попечительства:
1. Обязанность назначать опекунов и попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ).
2. Право и обязанность осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34 ГК РФ).
3. Обязанность исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п. 1 ст. 35 ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. ст. 1073, 1074, 1076 ГК РФ).
4. Право и обязанность давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ).
5. Предъявлять в суд иски о признании недействительными или о применении последствий недействительности сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных.
6. Предъявлять в суд иски о признании недействительными соглашений об уплате алиментов несовершеннолетним или совершеннолетним недееспособным членам семьи в соответствии со ст. 102 СК РФ.
7. Обязанность заключать договор доверительного управления при необходимости постоянного управления имуществом подопечного (п. 1 ст. 38 ГК РФ).
8. Обязанность определять кандидатуру доверительного управляющего имуществом подопечного (п. 1 ст. 38 ГК РФ).
9. Право освобождать и отстранять опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ).
10. Обязанность нести имущественную ответственность за вред, причиненный по их вине имуществу или личности подопечного лица (ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ).
11. Право рекомендовать опекуну (попечителю) ребенка способы воспитания (п. 1 ст. 150 СК РФ).
12. Обязанность выплачивать опекуну (попечителю) денежные средства на содержание ребенка (п. 5 ст. 150 СК РФ, а также Приказ Минобразования РФ от 19.08.1999 N 199 ).
13. Право обязать опекуна (попечителя) ребенка не препятствовать общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками (п. 1 ст. 55 СК РФ и ст. 8, а также п. 1 ст. 56 СК РФ).
14. Разрешать разногласия, возникающие между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка (п. 2 ст. 62 СК РФ).
Помимо полномочий, связанных с опекой и попечительством, на органы опеки и попечительства возложены и иные, направленные в целом на защиту прав и интересов граждан полномочия. Так, данные органы в соответствии с действующим законодательством имеют право и (или) обязаны:
1. Ходатайствовать перед судом об ограничении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ).
2. Производить объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипацию) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.
3. Давать согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК РФ), а также согласие на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных ст. 67 Жилищного кодекса РСФСР.
4. Давать согласие в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, на снятие указанной категории детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания.
5. Давать согласие на добровольное установление отцовства в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 48 СК РФ.
6. Подавать заявление о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”.
7. Обеспечивать право ребенка на воспитание в семье (ст. 54 СК РФ).
8. Защищать права и интересы несовершеннолетних (ст. 56 СК РФ).
9. Заслушивать мнение ребенка, достигшего 10 лет, а в предусмотренных законом случаях спрашивать его согласие (ст. 57 СК РФ) на решение тех или иных вопросов, например при перемене имени и (или) фамилии ребенка.
10. Разрешать разногласия между родителями ребенка по поводу его имени и фамилии (п. 4 ст. 58 СК РФ), по поводу воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65 СК РФ).
11. Давать разрешение в порядке ст. 59 СК РФ на изменение ребенку имени или фамилии.
12. При наличии противоречий между интересами родителей и детей назначать представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).
13.