Закономерности общения и взаимодействия людей

Содержание :

Введение 3
1. Характеристика и сущность общения 5
1.1. Понятие общения 5
Связь общения и деятельности 6
Взаимодействие людей и ролевые конфликты 11

Структура общения 15
2.1. Коммуникативная сторона общения 16
2.2. Интерактивная сторона общения 21
Перцептивная сторона общения 26

3. Исследование закономерностей общения и взаимодействия людей в
трудах ученых 29
3.1. Исследование проблемы общения 29
3.2. Единство общения и деятельности 30
3.3. Коммуникативная функция сознания и речи 32

Заключение 33
Литература 34

Введение

Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы:
– исследования В.М. Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влияют группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;
– до 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-филосовский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредовательности психики человека. Например, в концепции высших психических функций Л. С. Выготского общение занимает центральное место – как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философико-теоритическое обоснование в трудах С. Л. Рубинштейна.
Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчеркивал А. Н. Леонтьев. В трудах Б. Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. Этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Общение, по сути, не было включено в психологический эксперимент.
В 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Этот период подлинного рождения проблемы общения в психологии.
Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпирическом, прикладном.
Объективное многообразие функций общения в развитии психики человека определяет многоаспектность анализа проблемы общения в рамках различных наук о человеке – философии, социологии, лингвистике, психологии. Тогда же, в 70-е годы, вычленялся и получил развитие общепсихологический анализ проблемы общения.
1. Характеристика и сущность общения .
1.1. Понятие общения .

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – это взаимодействие общающихся -обмен в процесс речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Рассматриваемое в единстве этих сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
Таким образом, е едином процессе общения выделяют обычно три стороны: SHAPE
Связь общения и деятельности .

Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных равноправных процесса?
Деятельность – часть, сторона общения, а ощущение, часть, сторона деятельности; но вместе они образуют неразрывное единство во всех случаях.
По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе, не были включены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством. С точки зрения развития личности в процессе общения диалектически сочетаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, личность приобщается к жизни общества, усваивает опыт накопленный человечеством, а с другой стороны – происходит ее обособление.
Итак, многоплановый, многоуровневый процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.
Коммуникация как обмен информации. Средства коммуникации. Речь.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако этот подход нельзя рассматривать как методологически корректный, именно в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, не сводимые только к передаче информации.
В коммуникативном процесс происходит не только «движение информации», но и как минимум активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения имеет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и осмыслена, это, во-первых.
Во-вторых, характер обмена информации между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами – обмен такой информацией обязательно предполагает полное взаимодействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности. Еще Л. С. Выготский отмечал: «Мысль никогда не равна прямому значению слов».
В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальные и психологические характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное грубыми различиями, существующими между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. Вся ситуация коммуникативного акта усложняется благодаря их наличию. Все эти особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации.
Средства коммуникации. Речь.
Передача любой информации возможна посредством знаковых систем.
Обычно различают:
SHAPE
Каждая из mix образует свою собственную знаковую систему. Каждую из них необходимо рассмотреть в отдельности
Вербальная коммуникация.
Использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических звуков, включающую два принципа:
лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации менее всего теряется смысл сообщения. В речевом общении участвуют две стороны – «говорящий» и слушающий. «Говорящий» отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе, понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих – говорящего и слушающего – должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.
Язык – это строго нормализованная система средств общения, а речь -это применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей – это набор разных средств для выражения мысли, С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схемы К-С-Р (коммуникатор- сообщение- реципиент) асимметрична. Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего (реципиента) смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Содержание общения состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать этот процесс необходимо, обратиться, к другим знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.
Невербальная коммуникация.
Как показано на схеме невербальная коммуникация включает в себя ряд других знаковых систем. Первым среди них необходимо назвать оптико-кинестетисескую систему знаков, включающую в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинестетическая система – это свойство общей моторики, преимущественно различных частей тела (рук – и тогда мы имеем жестикуляцию; лица – и тогда мы имеем мимику; позы – и тогда мы имеем пантомимику). Все вышеперечисленное отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.
Проксемика – это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики
· Э. Холл, предложивший особую методику интимности общения на основе организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре:
Интимное расстояние (0-45см);
Персональное расстояние (45-120см);
Социальное расстояние (120-400см);
Публичное расстояние (400-750см);
Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков.
Парапингвистическая система
· это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантическую значимость информации «околоречевыми» приемами.
Визуальное общение (контакт глаз) – новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.
В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногда самостоятельную) в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальной воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.
Интерактивная сторона общения. Место взаимодействия в структуре общения.
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Совместная деятельность протекает в условиях социального контроля, на основе социальных норм и образов поведения.
Диапазон социальных норм:
-образ поведения
-воинский долг
-правила поведения
-правила вежливости.
Роль, в которую вступает субъект, должна отвечать определенным требованиям и ожиданиям человека. Один и тот же человек выполняет разные роли.
В психологии под ролью понимают нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам).
1.3. Взаимодействие людей и ролевые конфликты .

Множество ролевых позиций нередко сопровождается их столкновением – ролевыми конфликтами.
В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающих наличие взаимоисключающих ценностей, задач, целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью и возникает межличностный конфликт.
Причины конфликта в совместной деятельности:
1. Предметно-деловые разногласия;
2. Расхождение личностно-прагматических интересов;
3. Не преодоление смысловых барьеров в общении;
Смысловой барьер в общении – несовпадение смысла высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров общения создающее препятствие для взаимопонимания (социальная перцепция) и взаимодействия (интеракция).
Личностный смысл в общении – это одинаковое понимание ситуаций, т.е. понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации. Стратегия и тактика могут быть разработаны на основе взаимопонимания.
Интересная теория конфликтов общения была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном. По данной теории в каждом человеке существуют три «Я»:
«Я» ребенок (зависимое, подчиняемое, безответственное существо)
«Я» родитель (независимое, не подчиняемое, берущее ответственность на себя существо).
«Я» взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимающий интересы других, распределять ответственность между собой или ими). Суть теории Берна:
Если ролевые позиции по общению согласованы, то акт их взаимодействия доставляет удовлетворение.
Перцептивная сторона общения.
Перцепция – это восприятие людьми друг друга. Перцепция не возможна без интеракции и без социальной перцепции (без взаимодействия и без взаимопонимания).
Межличностная перцепция – это восприятие человека человеком. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков.
Механизмы и феномены восприятия человека человеком.
Л.С. Выготский: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то. Что она представляет для других».
Осознание себя через другого включает в себя две стороны:
1. Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого объекта. Термин «идентификация» уподобление себя другому, попытка поставить себя на место другого. Эмпатия – это эмоциональный отклик на проблему другого человека. Но взгляд с чьей-то точки зрения не означает отождествление себя с другим человеком. Проявлять к человеку эмпатию, значит принимать во внимание линию его поведения (относится к ней сочувствующе), но построение своей собственной линии поведения происходит совсем по-иному.
2. Рефлексия – осознание индивидом то, как он воспринимается партнером по общению, то, как партнер по общению понимает его. Рефлексия имеет две стороны:
а) Оценка друг друга; б) изменение характеристик друг друга. Приписывание друг другу в условиях дефицита информации каких-то причин называют – каузальной атрибуцией.
Эффекты восприятия друг друга. Эффект ореола – формирование специфической установки воспринимаемого и приписывание ему каких-то качеств на основе специфической установки. (Информация накладывается на тот образ, который был создан заранее, и он выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты партнера по общению). Стереотипизация.