Психологические особенности сотрудников и микроклимат в коллективе

Ї Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния индивидуальных психологических особенностей сотрудников на микроклимат в коллективе
“” .1. Проблемы личности и психологического климата коллектива в научной литературе
“” .2. Формирование личности в коллективе
“” .2.1. Процесс социализации личности
“” .2.2. Место коллектива в процессе формирования личности. Малые неформальные группы коллектива
“” .3. Проблемы изучение социально
· психологической обстановки и влияния индивидуальных особенностей сотрудников на микроклимат в коллективе
“” .3.1. Факторы, влияющие на становление психологического климата
“” .3.2. Влияние межличностных отношений на становление психологического климата
“” .3.3. Влияние индивидуальных особенностей личности на микроклимат в коллективе
“” .4. Соотношение ролей руководителя и негласного лидера в коллективе
“” .5. Динамика развития коллектива

“” Глава 2. Практика проведения исследования влияния индивидуальных психологических особенностей сотрудников на микроклимат в коллективе
“” .1. Описание методов исследования
“” .2. База исследования. Анализ результатов

“” Заключение
“” Список литературы
Приложения ..63 63
Введение

Личность занимает центральное место во многих общественных процессах. И не удивительно, что проблемой ее изучения занимаются многие науки. Все они изучают личность в своих аспектах. нас, естественно в большей мере интересует педагогический, то есть разработка методик воспитания личности. Известно. что процесс формирования личности весьма длителен и многогранен. на него влияют многие факторы: как субъективные – личностные, так и объективные , к которым прежде всего относится микросреда. В зависимости от того в какой микросреде развивается личности и разрабатываются специфические методики воспитания. Под микросредой обычно понимают сетью, школу, бытовое окружение и рабочий коллектив. И в данной дипломной работе будет сделана попытка раскрыть влияние коллектива на личность и понять , какое место занимает личность в нем.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена практической значимостью изучаемого вопроса, так как большую часть своей жизни человек проводит на работе, в коллективе. Для каждого человека важнейшим является не только качество выполняемой им работы, но и то, в каких условиях, с каким настроением он проводит свое рабочее время.
«Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности». Высокие требования предъявляются к каждому члену коллектива, так как оттого, как сложатся его отношения с членами рабочей группы зависит морально-психологический климат в коллективе, а климат влияет на настроение людей, на их здоровье, на отношение к работе, а, следовательно, и на уровень производительности труда.
Психологический климат в коллективе зависит от многих факторов. К этим факторам можно отнести условия труда на производстве, стиль руководства, степень соответствия между формальной и неформальной структурами организации, совместимость людей, работающих в данном коллективе и многое другое.
Поэтому целью данной дипломной работы является:
– изучение социально-психологической обстановки и влияние индивидуальных особенностей личности на микроклимат в коллективе.
В связи с поставленной целью возникла необходимость решить следующие задачи:
– подобрать и изучить соответствующую литературу;
– подобрать методики для изучения индивидуальных особенностей работников и психологического климата в коллективе;
– изучить обозначенную проблему в ходе практического исследования;
– описать результаты исследования, сформулировать выводы , дать рекомендации.
Объект исследования – коллектив лицензионной палаты Юго
· Восточного округа г. Москвы .
Предметом исследования является влияние индивидуально-психологических качеств сотрудников на микроклимат в коллективе.
Гипотеза исследования следующая : индивидуально-психологические качества личности оказывают влияние на состояние психологического климата в коллективе.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния индивидуальных психологических особенностей сотрудников на микроклимат в коллективе
1.1. Проблемы личности и психологического климата коллектива в научной литературе

Проблема личности всегда остро стояла перед различными науками. Действительно, в жизни мы все участвуем в общественных отношениях, не задумываясь о том, что исходным началом всех отношений, возникающих в обществе является именно личность. Естественно, что общество и личность не тождественны, мало того, в повседневном опыте они выступают как противоположности. Общество воспринимается как определенная граница деятельности личности, а личность – как то, что принадлежит конкретному индивиду и отличает его от других. Конечно, что личность изучают многие науки, но в разных аспектах. Прежде всего необходимо определить два подхода к личности: интраиндивидуальный и интериндивидуальный. В первом случае исследуются основные черты, установки, свойства личности; во втором – закономерности процесса взаимодействия личности с различными социальными категориями. Надо сказать, что оба подхода тесно связаны между собой: черты личности влияют на взаимодействие индивидов и, в свою очередь сами формируются и видоизменяются в этом процессе . Также можно исследовать личность в зависимости от того, какое место она занимает в различных социальных процессах. Ведь участвуя в общественных отношениях, с одной стороны, индивид подстраивается под них сам, а с другой, – оставляет на них свой индивидуальный отпечаток.
Как отмечается в философской и социологической литературе, с “человеческим индивидом мы имеем дело уже с первой минуты его рождения”. Но это еще не личность. Человек становится, а не рождается личностью. При формировании личности “социальное извне, из условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние свойства: потребности, привычки, требования личности к себе и окружающим”. Процесс формирования личности может быть охарактерезован как взаимодействие внешней социальной среды и психофизических взглядов индивида.
Социальные и психологические качества личности: ее мировоззрение, политические, нравственные и иные взгляды, навыки и привычки, особенности поведения и характера – формируются на протяжении всей жизни человека, в результате его взаимодействия с окружающей средой. Нужно также учитывать, что в ходе формирования личности постоянно осуществляется обратное воздействие развивающейся личности на самое себя, человек сам себя создает. За время своей жизни человек перерабатывает большое количество информации.
Значительная часть этой информации носит социальный характер по своему происхождению или значению. Не удивительно, поэтому, что в формировании личности главная роль принадлежит социальным факторам.
Итак, личность изучается многими науками: социологией, философией, психологией, педагогикой, криминологией. Все данные и многие другие науки рассматривают личность в своем научном аспекте. Например, социология изучает личность в контексте ее взаимодействия в общественных отношениях; психология рассматривает внутренние процессы происходящие в течение формирования личности и оказывающие влияние на ее развитие; педагогика разрабатывает определенные формы и методы правильного воспитания и обучения личности.
Нас естественно, в большей степени интересует психология.
Как мы уже выяснили – психология изучает личность человека. Однако надо отметить, что психология представляет собой чрезвычайно обширный уровень научных знаний. Связано это как со сложностью самой личности человека, так и с многоплановостью тех процессов в обществе, в которых она взаимодействует. Как мы уже говорили, к личности различают два подхода – интраиндустриальный и интериндуструиальный. Эти подходы, которые без сомнения важны при изучении личности преобладают, в зависимости от того каковы цели исследования личности. Так социальная психология использует интраиндустриальный, межличностный подход к изучению личности, поскольку данную область знаний интересует закономерности процесса взаимодействия личности с социальной средой. Нас, в данном случае интересует в большей мере несколько другой аспект психологии – психология непосредственно самой личности, то есть индивид, его особенности. Однако следует отметить, что оба эти подхода невозможно изучать в отрыве друг от друга. Так нельзя изучать взаимодействие личности с социальной средой не зная ее индивидуальные психологические особенности, и наоборот, нелепо исследовать только внутренние качества присущие индивиду. При изучении личности оба подхода должны сочетаться, дополняя друг друга. В противном случае рассмотрение личности будет неполным, ведь, как мы уже выяснили процесс личность – социальная среда является двусторонним.
Формирование и развитие личности человека представляет собой единую систему биологических и социальных факторов и условий. Эта совокупность процессов и влияет на личность. Однако очень важно направить формирование личности в нужное, полезное для общества русло. Именно для этого и важно изучение многообразия причин, влияющих на ее развитие. Мы уже касались процесса становления самосознания у личности. Однако помимо данного процесса элементы этой социально-биологической системы включают в себя: содержание деятельности личности и круг ее общения, выраженный в структуре социальных ролей. Именно эти моменты, наряду с самосознанием являются отправными положениями в процессе развития личности. И на них необходимо воздействовать с тем, чтобы личность нормально развивалась. Успешность развития данных элементов зависит от целого комплекса социальных условий как общих, так и специфических.
Надо сказать, что вышеперечисленные компоненты процесса развития личности тесно взаимосвязаны между собой и развитие одного означает развитие другого. Так, к примеру, усложнение и обогащение деятельности личности означает расширение круга его общения. Следовательно, необходимы различные социальные условия на этапах развития личности. В частности, социально-экономические условия и культура, которые вначале влияли лишь опосредованно, через круг ближайшего окружения личности, в дальнейшем становятся непосредственно влияющими факторами.
Мы уже неоднократно говорили о важности социальной среды в процессе развития личности. И необходимо разобраться о какой именно социальной среде идет речь? Как мы уже отметили, личность сталкивается с социальной средой уже с самого своего рождения.
Вначале данный процесс имеет односторонний характер, то есть социальная среда воздействует на личность, формируя ее развитие.
Однако затем, с постепенным развитием личности, она уже сама может выбирать социалную среду и воздействовать на нее. Ведь социальная среда в конечном итоге также состоит из личностей. В социальной психологии, изучающей взаимодействие личности с социальной средой широко используются понятия макро- и -микро социальной среды. Эти две разновидности социальной среды несомненно играют большую роль в развитии личности. Под микросредой понимаются ближайшие социальные группы, в которых взаимодействует личность в процессе своего развития. Так, микросредой является: семья, круг общения личности в часы досуга, школа, рабочий коллектив. Макросреда – это общество в целом, политические, экономические и социальные факторы, влияющие на него, а значит затрагивающие и личность . Но если в влиянием макросреды личность сталкивается уже в осознанном возрасте, с более-менее устоявшимися моральными принципами и установками, то взаимодействие микросреды и личности происходит постоянно. И поэтому именно на микросреду ложится обязанность за правильное развитие личности. Вообще следует сказать, что взаимодействие личности и микросреды – проблема достаточно сложная, требующая тщательного научного анализа. И поэтому в рамках данной темы мы не будем рассматривать ее подробно. Коснемся лишь тех необходимых условий, которые должны создаваться в микросреде для правильного и целостного формирования личности.
а) в семье: нормальная обстановка, внутреннее согласие членов семьи, правильное воспитание( надзор за детьми, привитие трудовых навыков), проявление заботы, общественное полезное поведение родителей.
б) в школе: тесная связь процессов обучения и воспитания, поощрение инициативы и самодеятельности учащихся, дисциплина, организованность досуга.
в) в трудовом коллективе: высокая дисциплина труда, культура труда и быта, влияние положительных авторитетов
г) в ближайшем бытовом окружении: моральное поведение соседей, особенно в общежитиях,
К этому следует добавить, что на психологию и поступки человека, особенного молодого, оказывают серьезное влияние объективные противоречия, существующие в реальной жизни. Едва ли, например, сфомируется у человека устойчивость взглядов, если он видит противоречия между тем, чему учит его воспитатель, и тем, что этот воспитатель делает на самом деле, особенно тогда, когда провозглашаемые истины изрекаются как нечто непреложное и общеобязательное. Разочарование от таких уроков жизни оставляет глубокий след в душе человека, и он чаще всего приходит к выводу, что удобнее жить, исповедуя двойную мораль.
Конечно достаточно сложно говорить о контролировании всех социальных условий микросреды и направлении их в общественно полезное русло. Однако не нужно забывать, что личность может самостоятельно мыслить и действовать, контролировать свои поступки и мысли. Поэтому в аспекте микросреды чрезвычайно важна роль семьи.
Именно в нем личность постигает первое влияние среды, общения. За счет семьи личность получает первые социальные уроки, формирует моральные установки. Конечно со временем они могут измениться, но как правило те принципы и черты которые заложила социальная среда в личности в самом начале ее развития являются наиболее прочными.
Как уже было отмечено, личность изучается различными науками. И для более целостного и полного понимания и воздействия на личность, научные знания должны взаимодействовать друг с другом.
Особенно тесно должны соприкасаться психология и педагогика, поскольку одна из них изучает личность, а другая разрабатывает методики ее нормального формирования. Здесь можно выявить четкую взаимосвязь: психология изучает процессы, происходящие в результате развития личности, а педагогика, используя результаты психологических исследований старается влиять на правильное формирование личности. И если говорить о месте педагогики и психологии в процессе воспитания личности, то можно сделать вывод о том, что педагогика большее внимание уделяет социальным факторам, поскольку она регулирует процесс воспитания личности в коллективе – в школе, в институте, на рабочем месте. Психология же больше занимается субъективными причинами формирования личности. И поскольку личность совмещает в себе биологическое и социальное, то и обе науки тесным образом соприкасается. Выражается это как в обмене опытом, так и разработке общих методик. Воздействовать на формирование личности можно только в синтезе педагогики с психологией. Недаром многие заслуженные педагоги обладают знаниями в области психологии.