Психология трудных детей и коррекция работа с ними

ПЛАН
1.Введение 1
2.Психологические основы работы с трудными школьниками 3
3.Типы трудновоспитуемых школьников 6
4.Влияние семьи на становление личности 17
5.Проблема одаренных детей 28
6.Индивидуальный подход к трудным детям 36
7.3аключение 49
8.Библиографический список 50

ВВЕДЕНИЕ
Проблема «трудных» учащихся
·одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Новые цели воспитания ставят новые задачи
·гуманистического подхода к личности школьника. А это требует знания большого количества психолого-педагогических методов изучения личности ребенка и помощи ему в развитии необходимых для самостоятельной жизни психологических качеств. Каждый достаточно подготовленный учитель сочетает полученные знания по психологии и педагогике с глубоким изучением личности конкретного ученика и его биографии, старается разобраться, одна или несколько причин вызывают трудности в общении с ним; подбирает наиболее эффективные методы воспитательного воздействия; обращается по мере необходимости к другим учителям, школьному психологу, врачу и, конечно же, родителям.
Неуспевающие школьники (проблема остро встала в 60 годах)-5%. Из кого же состоят эти школьники? В чем причина их неуспеваемости.
Чем раньше начинается коррекция, тем раньше восполняется, решается проблема.
Проблема неуспеваемости в течении многих десятилетий была одной из наиболее острых в отечественной системе образования. Сегодня эта проблема, хотя и претерпела некоторые изменения в связи с дифференциацией и деформациями в школьном образовании, а также изменениями в мотивации учения – остается чрезвычайно злободневной.
В советской школе последних десятилетий, эта проблема решалась просто и достаточно формально.
Большой вклад в развитие педагогической психологии был внесен Л.С.Славиной в процессе работы с так называемыми неспособными учащимися. Объектом ее изучения были дети , которые без применения специальных методик обучения, не достигли бы нормального уровня интеллектуального развития.
Целью исследования было изучение таких отрицательных переживаний и нахождение способов педагогического воздействия с целью изменения поведения ребенка.
В книге В.А. Сухомлинского “Сто советов учителю” отмечается специально продуманное, предусмотренное, организованное чтение научно-популярной литературы слабоуспевающими учениками
·это одна из больших забот педагога. По существу, это главное в том деле, которое в практике школьной жизни называется индивидуальной работой с отстающими.
Специальные исследования показали, что это педагогическая задача может быть решена в том случае, если учитель будет требовать, чтобы школьник совершая конкретные дела и поступки, формирующие данные качества, а не будет ставить общие задачи -сразу быть ответственным, честным и т.д.
Выработать пути и способы поведения, необходимые именно для данного школьника, возможно только при учете его индивидуальных особенностей.
Я в своей курсовой работе рассмотрела «трудных» детей. К ним относятся: ленивые, эгоистичные, одаренные и др. Каждому типу детей нужен определенный подход. Нельзя в классе (группе) равнять всех детей, так как дети разные. В моей работе рассматриваются конфликты, возникающие с неправильным воспитанием и индивидуальный подход к различным группам детей.
Актуальность в связи с тем, что меняется социальная действительность в нашем обществе, трудном экономическом, политическом положении в стране появляется много неблагоприятных семей. Все чаще можно встретить
·трудных
· детей, которые являются членами этих семей, но присутствуют также и одаренные дети.
Те и другие требуют к себе индивидуального подхода. Поэтому каждый педагог должен быть психологом.
Объектом исследования являются дети.
Предметом является проблема
·трудных
· детей и коррекционная работа.
Цель исследования изучение проблемы
·трудных
· детей.
Гипотеза. Если вовремя выявить трудности в обучении и поведении детей, то эти проблемы можно решить более успешно и наоборот если не выявить. То проблемы ребенка усугубляются.
В соответствии с постоянной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи.
изучить проблему
·трудных
· детей
выделение видов коррекционной работы.
обосновать индивидуальный подход.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
Определение понятия «трудные дети»
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками.
Под «трудными» школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Обычно спрашивают: а по отношению к кому ребенок может быть трудным? Нельзя ли сказать, что все дети трудные? Отвечаем. Чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. Бывают и разновидности трудностей.
Все ли дети трудные? Конечно, в течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы. Поэтому, естественно, все дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно. При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном педагогическом мастерстве работать с подавляющим большинством школьников воспитателю не только легко, но и радостно. Поэтому есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и поведении. Столкновение с проблемами далеко не всегда вызывает трудности у ребенка. Напротив, успешное разрешение проблем часто даже необходимо для активизации и оптимизации поведения школьника.
Основные причины появления «трудных» детей и подростков
Советские психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
Основные закономерности психического развития ребенка
Для успешного перевоспитания «трудных» школьников совершенно необходимо прежде всего узнать закономерности душевного развития растущего человека.
В период возрастного кризиса ребенок часто становится трудновоспитуемым. Правда, не у всех детей это бывает так явно и ярко выявлено, как в только что приведенном выше примере. У некоторых детей кризисные явления бывают мало заметны. Как же следует вести себя воспитателю? Конечно, он должен менять систему взаимоотношений, сложившихся в эволюционный период развития ребенка и искать иных методов воздействия на него. Показательным примером может являться подростковый возраст, который почти на всем его протяжении многие психологи считают критическим. Новый тип отношений с подростком требует от взрослого признания его Права на относительно большую самостоятельность и независимость (в поведении, в планировании времени, в организации деятельности), постепенно освобождая от мелочной опеки, излишнего контроля, назойливого руководства. Но не может быть и речи об отмене руководства вообще. В руководстве он особенно нуждается. Но надо отказаться от категорических, распоряжений и приказов как нового метода общения.
Подросткам нужны не скучные нотации и надоедливые поучения, а искренние, задушевные беседы, полезна ясная, глубоко продуманная логическая аргументация, а главное
·организация правильного нравственного опыта, убеждающего в справедливости нравственных норм и необходимости им следовать в повседневной жизни.
Возрастные особенности психики ребенка
В понимании возраста большинство российских психологов руководствуется теорией деятельности. Основы заложены С. Л. Рубинштейном, а также в трудах Л. С. Выготского. Его последователи разработали деятельностный подход. В его рамках было сформулировано понятие «ведущая деятельность». Она играет главную роль в развитии человека на определенном возрастном этапе. Ее признаки следующие: 1) в ней возникают и развиваются “новые виды деятельности; 2) внутри такой деятельности формируются и перестраиваются психические процессы; 3) от ведущей деятельности в основном зависят основные психологические изменения личности ребенка. Со сменой ведущей деятельности меняется возраст. Таким образом, для нормального возрастного развития и преодоления появляющихся трудностей требуется обеспечить прежде всего формирование ведущей деятельности., Проблема воздействия на развитие личности через корригирование ведущей деятельности
· одна из важнейших для современной психологии воспитания. Какие же деятельности являются ведущими на определенных возрастных этапах? Ответ на этот вопрос дал Д. Б. Эльконин. Он указал следующие ведущие деятельности для детства и подростничества: 1) младенчество (0
·1 год)
·непосредственно-эмоциональное общение;
2) раннее детство (1
·3 года)
· предметно-манипулятивная деятельность; 3) дошкольный возраст (3
·7 лет)
·сюжетно-ролевая игра; 4) младший школьный возраст (7
·10 лет)
· учебная деятельность;
5) младшее подростничество (10
·15 лет)
·интимно-личное общение;
6) старшее подростничество (16
·17 лет)
·учебно-профессиональная деятельность.
Возраст влияет на характер трудностей в поведении школьников. «Трудные» школьники разных возрастов часто!
существенно отличаются друг от друга. Это сказывается как количественно, так и качественно. Например, серьезных недостатков в характере младшего школьника меньше, чем у подростка и старшеклассника. У ребенка, как правило, отсутствуют черты, ведущие к асоциальному поведению. Они возникают позже. «Трудные» младшие школьники отличаются от подростков и качественно. Отклонения в поведении отдельных подростков проявляются подчас в значительно более явной и обостренной форме, чем у учащихся начальных классов. Они могут достигать такой силы, что некоторые взрослые считают их проявлениями психической болезни. Однако это всего лишь влияние подросткового возраста. Они часто либо, вообще прекращаются, либо заметно ослабевают в, более старшем возрастном периоде. В ранней юности, трудности характера выступают чаще всего в замаскированной форме. Инициаторами открытых конфликтов обычно бывают две категории учащихся:
старшеклассники с аффективными формами поведения и самоуверенно ведущие себя юноши и девушки.
Нельзя снимать со счетов важность социального и природного факторов для психического развития. Значение биологического фактора в отечественной психологической науке в течение многих лет преуменьшалось. Сейчас это положение меняется. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков и молодежи не наследуется. Исключения из этого правила связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. Это, в частности, болезни, вызванные нарушением обмена веществ, ряд пороков, связанных с хромосомными заболеваниями (синдром Дауна).
ТИПЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее важно для плодотворной работы по перевоспитанию трудных школьников определить отклонения в их поведении, связанные прежде всего с деформацией стержневых психологических качеств личности, в первую очередь с основными чертами характера. Мы имеем в виду 2 категории трудных детей: учащихся с давно науке известными, привычным и кажущимися воспитателям «естественными», «нормальными», «небольшими» отклонениями в нравственном развитии (ленивых, пассивных, недисциплинированных, лживых и т. д. и детей с акцентуацией характера и темперамента (педантичных, демонстративных, возбудимых личностей и пр.). Исследования последних десятилетий позволили наметить возможные пути индивидуального подхода к детям с подобного рода трудностями в характере с целью устранения конфликтов с ними и дальнейшего полного перевоспитания Сказывается на закреплении отрицательных черт характера отношение к ним воспитателей и самих учащихся. Например, родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психологические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.
Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность, недисциплинированность, невыдержанность своих детей, нервностью, т. е. известной болезненностью. Это способствуют укреплению у таких школьников этих недостатков и погнию чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляли учителям и своим одноклассникам: «Не троньте меня: Я нервный!»
Плохо и когда родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость.