Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

оГЛАВЛЕНИЕ

“1-2” введение
I. предпринимательская деятельность без
образования юридического лица
1.1. Правовой статус. Понятие
2. системы налогообложения
2.1. Вмененная система налогообложения.
2.2. Традиционная система налогообложения
2.3. Упрощенная система налогообложения
3. виды и ставки налогов и сборов
3.1. Федеральные налоги и сборы
3.2. Региональные налоги и сборы
3.3. Местные налоги и сборы
4. страховые взносы в государственные
внебюджетные социальные фонды
5. ответственность за нарушение налогового
законодательства
заключение
список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
введение

Опыт развития мировой экономики доказал преимущества рынка перед планом. После неудачного почти 70-летнего эксперимента с плановой экономикой наша страна вынуждена была вернуться на естественный общечеловеческий путь развития.
В 90-е годы в России начался переход от плановой к рыночной экономике, от одной экономической системы к другой.
Придание законного статуса предпринимательской деятельности, многообразие форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, возведение в ранг принципов свободы договора в противовес директивному планированию – всё это потребовало создания законодательной базы рыночной экономики.
Первыми в этом ряду можно поставить законы, принятые ещё в 1987 году – это закон “Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР”, узаконивший уже широко распространенный частный способ получения дополнительных доходов, и закон “О кооперации в СССР”, вступивший в действие в июне 1988 года, когда около 200 тысяч человек занимались предпринимательством под вывеской индивидуальной трудовой деятельности.
8 августа 1990 года было принято постановление Совета Министров СССР
· 790 “О мерах по созданию и развитию малых предприятий”. И хотя в этом постановлении отмечается, что малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности, но частная собственность все ещё не получает гражданства, и в этом ограниченность всех трех документов предперестроечной эпохи, хотя частичная легализация частного производства уже произошла, но уголовная ответственность за частно-предпринимательскую деятельность сохранялась вплоть до 1990 года.
Легальный отсчет истории российского предпринимательства начался с 1 января 1991 года, когда вступили в силу Закон РСФСР “О собственности в РФ” от 24 декабря 1990 года, Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” от 25 декабря 1990 года.
Дальнейшее развитие и законодательное закрепление получило предпринимательство в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.
Прежде всего, в статье 8 Конституции РФ четко была решена главная экономическая и правовая проблема – проблема собственности. Признано многообразие форм собственности, юридическое равенство форм собственности и одинаковая их государственная защита. Особо подчеркнута охрана частной собственности. Согласно этому принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее существовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.
Статьями 8, 34 Конституции РФ установлены гарантии свободы экономической деятельности. Каждый вправе по своему усмотрению использовать имеющиеся у него способности и имущество для предпринимательской деятельности. Это право не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 п. 3 Конституции РФ). Свое развитие данный принцип нашел в Гражданском Кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести своё дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с использованием любых видов имущества. Данный принцип подтверждается также установлением для индивидуальных предпринимателей общей правосубъектности.
Однако, эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В статьях 8, 74 Конституции РФ закреплен механизм рыночных отношений. В частности, гарантированы создание и функционирование единого экономического пространства и единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию.
Зафиксировано, что система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в РФ устанавливаются федеральным законом.
Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития Человека. Человек, его права и свобода объявлены высшей ценностью.
В связи с этим особое значение приобретает принцип законности в предпринимательской деятельности. Он имеет две стороны.
Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.
Так, статья 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.
Конституция РФ предоставляет гражданам возможность по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, государственных служащих, связанных с выполнением ими своих обязанностей. Гражданин-предприниматель по своему усмотрению вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо в вышестоящий орган, или к должностному лицу, государственному служащему.
Таким образом, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.
За последние годы принято множество нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Прежде всего, это Гражданский Кодекс Российской Федерации; законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например, Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”; законы, устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например, Федеральный Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” и др.; законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например, Федеральный Закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Закон РФ “О стандартизации”; Закон РФ “О сертификации продукции и услуг”, Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Закон РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” и др.
Но предпринимательскую деятельность невозможно рассматривать в отрыве от существующей системы налогообложения.
Правовая база современной налоговой системы в России была заложена Законом РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР”, принятом 21 марта 1991 года и законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ”, принятом 27 декабря 1991 года.
Первым законом по налогообложению физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, был закон РСФСР “О подоходном налоге с физических лиц” от 7 декабря 1991 года, в последующем в него постоянно вносились изменения и дополнения.
29 декабря 1995 года был принят Федеральный Закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, а 31 июля 1998 года закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”.
С 1 января 1999 года вступила в действие первая часть Налогового Кодекса РФ, в 2000 году принята и вступает в действие с 1 января 2001 года вторая часть Налогового кодекса РФ, таким образом создается правовая база предпринимательства. Но и сегодня она продолжает совершенствоваться и развиваться – все это дает возможность обеспечить развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для её осуществления, защитить как частные интересы предпринимателей, так и публичные интересы государства и общества в целом.
В данной работе дано понятие предпринимательской деятельности, изучены и проанализированы законы, которые устанавливают, действующие на сегодняшний день, три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Основываясь на статистических данных и данных МНС по городу Кирову в разрезе Ленинского района, показана эффективность применений данных законов, с точки зрения собираемости налогов, простоты и удобства их применения предпринимателями. Дан обзор нормативных актов, устанавливающих остальные налоги, сборы и платежи, которые также обязаны уплачивать индивидуальные предприниматели.
Все эти вопросы рассмотрены с учетом изменений и дополнений, внесенных второй частью Налогового кодекса РФ.
В конце работы дается определение основных видов ответственности индивидуальных предпринимателей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и Законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ”. Заключительная часть содержит оценку действующего в России налогового законодательства.
I.предпринимательская деятельность без образования юридического лица
1.1. Правовой статус. Понятие
Малое предпринимательство всегда отличалось большой мобильностью, быстрой окупаемостью, очень высокой эффективностью производства, способностью создавать рабочие места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.
Малый индивидуальный бизнес всегда будет иметь своё место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть также направления, которые нуждаются как в крупных, так и в индивидуальных предприятиях. Предпринимательство интересно тем, кто хочет как можно эффективнее применить свой ум, мастерство, знания и изобретательность, физические силы. Предприниматели хотят иметь моральное удовлетворение от своей деятельности с точки зрения её общественной полезности, они не будут делать бесполезную работу или выпускать ненужные изделия. Государству надо лишь умело использовать этот потенциал, особенно в условиях безработицы, которая хоть и сокращается в последний год, но по-прежнему остается очень серьезной социальной проблемой для России.
Для поддержки малого предпринимательства 12.05.95 года был принят Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Этим законом определяется правовое положение субъектов малого предпринимательства. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей Федерального закона определены меры такой поддержки, среди которых:
создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов;
установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
установление налоговых льгот;
поддержка внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства и содействие развитию их отношений с иностранными партнерами.
Но нужно отметить, что некоторые из указанных в законе льгот носят декларативный характер, другие же реально применяются на практике. Так, субъектам малого предпринимательства предоставлено право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов; упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Для субъектов малого предпринимательства предусматривается резервирование определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров для государственных нужд.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной, региональными, отраслевыми и муниципальными программами.
Но многие юристы отмечают недостатки существующих программ, такие как:
рассогласованность, “нестыковка” элементов программ;
декларативность, неконкретность поставленных задач;
слишком широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению средств;
не реалистичность, необоснованность конечных результатов.
В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, создаются Фонды поддержки малого предпринимательства. Средства Фонда формируются путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
На местах создаются Комитеты по поддержке и развитию малого предпринимательства. В то же время, часто средства, выделяемые из бюджетов, используются не по целевому назначению.
Так, в 1998 году был раскрыт скандал с Фондом поддержки малого предпринимательства, который потратил 448 миллионов рублей из 518, выделенных Федеральным бюджетом, не на кредиты субъектам малого предпринимательства, остальные же кредиты выдавались не на конкурсной основе, а по индивидуальным решениям руководства Фонда.
Не лучшим образом обстоят дела и в регионах. Например, основные функции созданного при администрации Кировской области, Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства заключаются в оказании консультационной, информационной и методической помощи предпринимателям. Так, в 1999 году ни один индивидуальный предприниматель в городе Кирове не получил финансовой поддержки от данного Комитета.
И, тем не менее, принятием закона о поддержке малого предпринимательства государство сделало шаг навстречу малому бизнесу. Этот закон ждали давно. Он просто необходим для успешного развития предпринимательской деятельности.
Что же представляет собой предпринимательская деятельность? Определение предпринимательской деятельности дано в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ “Предпринимательской деятельностью является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке”.

Из этого определения выделим признаки предпринимательской деятельности:
Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы самостоятельности. Объем имущественной самостоятельности зависит от того юридического титула, на основе которого это имущество принадлежит субъекту. Наиболее велика самостоятельность собственника имущества. Организационная самостоятельность – это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы – все это проявление организационной самостоятельности.
Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Этим предпринимательство коренным образом отличается от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики, допускавшей существование заведомо убыточных предприятий, имевших возможность при плохих результатах хозяйствования обратиться за поддержкой к государству. Поэтому такой чисто рыночный механизм, как несостоятельность (банкротство) возрождается в нашей стране только с переходом к рынку.
Предпринимательский риск – мощный стимул к успешной работе; уменьшение убытков можно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, то есть риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли – основная цель предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже и в том случае, если в результате её осуществления получена не прибыль, а убыток. Но, если получение прибыли не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера.
В соответствии с определением, прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но этот перечень направлений предпринимательской деятельности, представленный в законодательстве, не является полным, так как он определяется, прежде всего, рынком.
Наконец, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, выделив признаки предпринимательской деятельности, мы подошли к понятию – кто же вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В статье 23 ГК РФ сказано: “Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя”.
Предпринимателями (субъектами предпринимательской деятельности) являются:
граждане (физические лица) Российской Федерации, не ограниченные в установленном Федеральным законом порядке в своей дееспособности;
граждане (физические лица) иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий установленных Федеральным законом;
объединения граждан (юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке.
По общему правилу предпринимательской деятельностью граждане вправе заниматься с шестнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние могут вести предпринимательскую деятельность только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в статье 26 ГК РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки – с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут быть объявлены полностью дееспособными “по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такового согласия – по решению суда” . Этот порядок именуется “эмансипация”.
Некоторым категориям граждан участие в предпринимательской деятельности запрещено. Например, запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия и занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов должностным лицам органов государственной власти и государственного управления, а также другим служащим государственного аппарата .
Необходимо отметить, что индивидуальный предприниматель в процессе своей деятельности несет полную имущественную ответственность. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданско-процессуальным законодательством и является исчерпывающим.
Предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Таковы особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
И в заключении отметим, каковы основные преимущества и недостатки этого вида предпринимательства. Для этого приведем таблицу.

Как видно из таблицы, у этой формы предпринимательства помимо преимуществ, имеются и недостатки. Прежде всего, это имущественная ответственность. Далее – трудности с финансами, которые вызваны, зачастую, невозможностью получить кредит, поэтому индивидуальные предприниматели вынуждены рассчитывать только на себя или своих родных и друзей. И, наконец, предприниматель сам должен выполнять все функции, связанные с коммерческой деятельностью, принимать все основные решения.
Но, не смотря на все трудности, в нашей стране с каждым годом становится все больше граждан, желающих работать самостоятельно.
Вспомним, что говорил по этому поводу известный английский экономист Ф. Кларк: “Следует признать, что суть предпринимательства заключается не столько в извлечении максимальной прибыли, сколько в удовлетворении, получаемом людьми от таких нематериальных факторов, как независимость, творческий характер работы и особенно образ жизни, который никогда нельзя измерить в цифрах прибылей и убытков” .

2. системы налогообложения

В системе функционирования индивидуальных предпринимателей независимо от вида их деятельности одно из ведущих мест занимает система обязательных налогов, сборов и пошлин, уплачиваемых предпринимателями в бюджеты различных уровней – федеральный, региональный, местный.
На сегодняшний день в России действующим налоговым законодательством установлены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:
Традиционная система – система налогообложения, установленная Законом Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” о 7 декабря 1991 года
· 1998-1. С изменениями и дополнениями;
Упрощенная система – система налогообложения, установленная Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29 декабря 1995 года
· 222-ФЗ;
Вмененная система – система налогообложения, установленная Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” от 31 июля 1998 года
· 148-ФЗ.
Рассмотрим каждую из указанных систем, так как они принципиально отличаются друг от друга.

2.1. Вмененная система налогообложения.
С 31 июля 1998 года в Российской Федерации была введена принципиально новая система налогообложения доходов от предпринимательской деятельности. Она получила название “Вмененной системы”. Суть её состоит в том, что для предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, определенные Федеральным законом в специальном перечне, вводится единый налог на вмененный доход.