Антимонопольное регулирование

Содержание

“” Введение

“” . Основы правового регулирования конкуренции и монополии
“” . Запрещение монополистической деятельности
“” . Правовая защита от недобросовестной конкуренции

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Одной из важнейших экономических функций государства является разработка и проведение антимонопольной политики, причем она наиболее актуальна в странах, находящихся на переходном этапе к созданию социально ориентированного хозяйства. Антимонопольная политика рассматривается как комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
В настоящее время основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства; обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности; создание конкурентной среды. Эти цели реализуются с помощью укрепления антимонопольного контроля за экономической концентрацией; предотвращения организации монопольных структур на товарных и финансовых рынках; предупреждения антиконкурентных соглашений; преодоления административных барьеров и других мер.
Государственное антимонопольное регулирование включает в себя два взаимосвязанных направления: разработку и принятие специального антимонопольного законодательства, а также контроль за его выполнением; формирование адекватной системы органов управления, осуществляющих возложенные на него функции по антимонопольному регулированию.
Единство правового регулирования конкурентных отношений в России обеспечивается на основе Закона РСФСР от 22 марта 1991 г.
· 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (далее – Закон о конкуренции).
Более чем десятилетний опыт его применения сыграл весьма важную роль в формировании конкурентной среды в нашей экономике. Разумеется, структурные преобразования в экономике, кризис 1998 г. и последующий, пусть незначительный, экономический рост и оживление производства – все это на каждом этапе вызывало необходимость в корректировке Закона о конкуренции и приведении его в соответствие с ходом экономических реформ. Все большее значение приобретает насущная потребность отражения антимонопольных требований в смежных отраслях гражданского права.
1. Основы правового регулирования конкуренции и монополии

Государственная поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности провозглашена в Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 8).
Под конкуренцией понимается состязательность субъектов предпринимательства, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном или финансовом рынке.
Данное определение в основном исходит из понятия конкуренции как экономической категории. В то же время оно содержит нормативно закрепленные признаки, характеризующие конкуренцию как правовую категорию.
Конкуренция
· состязательность субъектов предпринимательства:
выражающаяся в их самостоятельных (конкурентных) действиях;
осуществляемая ими между собой (субъектами конкуренции);
существующая в определенных экономико-правовых сферах предпринимательской деятельности, именуемых рынками (товарными, финансовыми, энергетическими и т.д.).
Конкурентные действия
· совершаемые субъектами предпринимательства в собственных интересах для приобретения ими преимуществ в своей деятельности самостоятельные состязательные действия, не противоречащие действующему законодательству и обычаям делового оборота, с целью получения наибольшей прибыли посредством привлечения потребительского (покупательского) спроса.
Конкурентные действия представляют собой особые методы осуществления предпринимательской деятельности. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия.
Содержанием ценовых действий является снижение продажной цены товара (за исключением установления монопольно низких и демпинговых цеп, запрещенных законом). К числу наиболее распространенных неценовых конкурентных действий относятся повышение качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), сервисное и гарантийное обслуживание, использование новых технологий, промышленной собственности, рекламы, более удобного местонахождения и т.д.
Важнейший признак конкурентных действий
· их одновременное целенаправленное воздействие на:
потребителя (покупателя, заказчика) путем привлечения ею спроса;
конкурента и ею деятельность (товары, работы, услуги) путем отвлечения его от потребителей.
При отсутствии такого воздействия, вызванного волевыми действиями конкурирующего субъекта, неверно говорить о наличии конкурентных отношений. Само по себе количество производителей (продавцов) определенного вида товара еще не предполагает наличие конкуренции между ними, так как последние могут заключить различные соглашения, например по поддержанию единых цен, объема товаров, исключающие конкуренцию, и т.д. Поэтому количество продавцов и покупателей, отсутствие барьеров (препятствий) для входа на рынок и другие факторы выступают в качестве условий конкурентных действий (существования конкурентных отношений), а не содержанием таковых.
Конкурентные действия характеризуются особой целью: получение наибольшей прибыли посредством привлечения к своим товарам (работам, услугам) потребителей (покупателей), приобретающих аналогичные или схожие товары у конкурентов. Именно этим обусловлено совершение субъектами предпринимательства конкурентных действий по улучшению качества товара, снижению цен, использованию рекламы и т.д., а не их альтруистическими соображениями, связанными с заботой о потребителе, развитии научно-технического прогресса или самим по себе стремлением к прибыли. Ведь прибыль может быть получена и от продажи некачественных товаров, без использования рекламы, в условиях монополии и т.д.
Субъекты конкуренции (конкуренты). Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами), на товарных рынках, согласно российскому законодательству признаются хозяйствующие субъекты и финансовые организации.
Хозяйствующие субъекты
· российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Финансовая организация
· юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз, и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг, индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг.
Одно из необходимых условий отнесения указанных лиц к субъектам конкурентных отношений
· осуществление ими предпринимательской деятельности.
Участники имущественного оборота, не являющиеся субъектами предпринимательства, не могут быть признаны конкурентами. В частности, к ним относятся отдельные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Не имеют права осуществлять конкурентные действия органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностные лица.
Правовая сущность монополии. В действующем российском законодательстве отсутствует общее определение понятия «монополия».
Термин «монополия» используется в нормативных актах для характеристики:
господствующего (доминирующего) положения субъекта предпринимательства на рынке, дающего ему возможность оказывать решающе влияние на общие условия обращения товара (работы, услуги) на данном рынке (в основном на цену товара), затруднять или делать невозможным доступ на него другим конкурентам;
особых полномочий (привилегий, исключительных прав) субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.
Сущность монополии заключается в господствующем положении субъекта предпринимательства на рынке.
Следует различать два основных типа монополий:
1) возникающие в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;
2) образуемые одним или несколькими субъектами предпринимательства в процессе их деятельности на рынке (рыночные монополии).
Монополии первого тина (монополии, регулируемые государством) создаются по воле и при непосредственном вмешательстве государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Особенностью таких монополий является то, что они защищены от конкуренции со стороны других предпринимателей, не являющихся субъектами данных монополий, на законном основании с помощью различных правовых средств и ограничений.
Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:
государственные;
естественные.
Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Цели создания государственных монополий: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение, публично-правовых интересов.
Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 17
·18), Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 4), Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 12) и др.
Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, они то вводятся, то упраздняются. Осуществляется государственная монополия с помощью различных средств, установленных в нормативных актах. Например, государственная монополия на экспорт или импорт отдельных видов товаров (определяемых федеральным законом) реализуется посредством лицензирования такой деятельности. Лицензии на ее осуществление выдаются исключительно особым хозяйствующим субъектам
· государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту (импорту) товаров. Указанные сделки, совершаемые в нарушение государственном монополии, являются ничтожными (ст. 17 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Естественная монополия
· состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона «О естественных монополиях»). Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам неэффективна вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства. Поэтому в целях эффективного функционирования субъектов предпринимательства осуществляющих свою деятельность в данных сферах, и получения ими экономически обоснованной прибыли, достижения баланса интересов потребителей и предпринимателей государство объявляет подобные сферы предпринимательской деятельности естественными монополиями.
Существует перечень сфер деятельности, в которых обычно вводится режим естественной монополии:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи (ст. 4 Закона «О естественных монополиях»).
В соответствии со ст. 3 Закона «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, созданный лишь в форме юридического лица, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. С этой целью образуются специальные органы регулирования, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, которые могут создавать свои территориальные органы. К ним, в частности, относится Федеральная антимонопольная служба, образованная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.
· 314.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
а) ценовое регулирование посредством определения (установления) пен (тарифов) или их предельного уровня;
б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона «О естественных монополиях»).
Второй тип монополий (так называемые рыночные) образуется в результате или вследствие предпринимательской деятельности под воздействием различных факторов (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства. В частности, в результате победы в добросовестной конкуренции определенного субъекта предпринимательства и выхода с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.