Совершенствование планирования на предприятии малого бизнеса

Содержание :
Введение 3
1 . Основные методические положения совершенствования планирования 5
1.1 Планирование деятельности предприятия и виды внутрифирменного планирования 8
1.2. Значение системы стратегического и оперативного планирования 10
1.3. Направления совершенствования планирования на предприятии 15
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.1. Организационная характеристика деятельности «СК-ТРАНС» 20
2.2.Экономическая характеристика ООО «СК-ТРАНС» 24
2.3. Прогнозирование объема реализации продукции и моделирование финансово
· экономических показателей 57
3 Предложения по совершенствованию планирования финансами на малых предприятиях 61
3.1. Предложения по совершенствованию информационной базы
анализа 61
3.2.Предложения по организации планирования на основе бюджетирования 65
3.3. Возможные варианты привлечения средств в малый бизнес 76
3.4. Мероприятия по разработке организационной структуры системы управления персоналом ООО «СК – Транс» 81
3.5 Расчет экономической эффективности проведения проекта по созданию новой организационной структуры системы управления персоналом ООО «СК – Транс» 87

4 Безопасность и экологичность проектных решений 94
4.1. Санитарные требования и нормы к предприятиям сферы услуг 94
4.2. Эргономика рабочего места 96
4.3. Экологическая безопасность 103

Заключение 109
Список литературы 112

Введение

Малое предпринимательство как сфера и форма предпринимательской деятельности стало наверное самым первым реальных рыночным механизмом, который стал работать в российской практике. Его история продолжительна в российских реформах и за последние 10
· 15 лет в течении которого многие предприятия из малого бизнеса превратились в холдинги и компании всероссийского масштаба прошли долгий путь развития и эволюции. Поэтому с точки зрения экономической науки весьма полезным и интересным будет рассмотреть особенности развития малого предпринимательства в России.
В рамках настоящей работы предполагается рассмотреть один из наиболее актуальных вопросов функционирования малого предпринимательства и предприятий вообще
· а именно вопросы финансового менеджмента малого и среднего бизнеса.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с развитием рыночных отношений в России идет постоянное усиление конкурентной борьбы, и для того, чтобы предприятиям выжить и развиваться в условиях когда внешняя среда в лице конкурентов ведет себя все более жестко и агрессивно, а потребители требуют продукцию более высокого качества с соответствующим уровнем сервисного обслуживания, необходимо использовать все свои конкурентные преимущества и внутренние резервы.
Малое предприятие в силу специфики своей организационно правовой формы с одной стороны имеет ряд преимуществ, что будет показано ниже, а с другой стороны ее финансовые возможности весьма ограничены.
Поэтому проблема управления финансами и их оптимизации для малых предприятий весьма актуальна. В тоже время существующие в большом количестве методики и программное обеспечения для оптимизации финансов предприятий рассчитаны как правило на крупные компании и корпорации, а малый бизнес остается без инструментов.
Кроме практического значения данная тема имеет и большое научное значение, поскольку позволяет выявить особенности финансового менеджмента прежде всего малых предприятий.
В настоящей работе акцент сделан на анализе особенностей и отличительных финансовых механизмов и законов в финансах малых предприятий.
Структурно работа состоит из трех частей. В первой части рассматриваются общеметодологические вопросы и рассматривается понятие малого предпринимательства, его отличительные особенности и роль в экономике. Причем рассмотрен как российский, так и зарубежный опыт, проведен анализ как современной ситуации, так и сделан исторический ракурс на рассматриваемый вопрос.
Достаточно полно в работе рассмотрен вопрос совершенствования планирования , способствующего развитию малого предпринимательства в России.
Во второй главе рассмотрена организационно
· экономическая характеристика предприятия . Акцент сделан на финансовом анализе предприятия малого бизнеса.
В заключительной третьей главе предлагаются предложения по совершенствованию системы планирования и управления финансами малого предприятия на примере ООО «СК-ТРАНС». С одной стороны рассмотрены возможности совершенствования системы информационного обеспечения, а с другой стороны вопросы управления планированием .
1 . Основные методические положения совершенствования планирования.
1.1 Планирование деятельности предприятия и виды внутрифирменного планирования
Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. При всем многообразии форм рыночного предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, необходимые для того, что бы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
Планирование деятельности фирмы сулит немало выгод. В частности:
заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
побуждает руководителей конкретней определить свои цели и пути их достижения;
делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
четко формулирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Главное достоинство планирования заключается в том, что правильно составленный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете отвечает за самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемых во всех сферах предпринимательства. Многие менеджеры его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес плана способно помочь им добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.
Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное влияние. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от инвестиций еще до того, как будут вкладываться средства.
Основной целью разработки плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Внутрифирменное планирование – это одна из функций, которые выполняет бизнес-план. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
В плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план не пользуется, при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.
Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования. Совокупность долгосрочных бизнес-планов составляют информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
На уровне предприятий осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков использования каждого заказа. В них также предусматриваются распады на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучением работников и др.
В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный план-документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.
Детально разработанный план дает также возможность:
максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
своевременно принять защитные меры против разного рода
оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.
План является руководством к действию, исполнению. Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют все его службы.
Каждый из указанных видов планирования имеет свою методологию, формы и методы увязки, и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки
·Прогнозирование и планирование экономической деятельности
·.

1.2. Значение системы стратегического и оперативного планирования .
Стратегическое планирование – планирование программы и потенциала, планирование структуры потенциала , планирование достижения целей .
Стратегическое планирование – это прежде всего планирование достижения целей. Оно должно представлять собой по возможности одновременное планирование программы и потенциала и должно проводиться в координации с другими плановыми комплексами, особенно со сводным технико-экономическим и финансовом планированием. В ходе стратегического планирования на базе установленных генеральных целей определяют в долгосрочном плане структуру продуктово – ассортиментной программы, а также структуру и объемы потенциала (ресурсов), необходимого для производства и реализации продукции. Планирование программы и потенциала образуют ядро стратегического планирования. Его называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.
При планировании потенциала речь идет о планировании средств производства и персонала предприятия. Таким образом, предметом стратегического планирования является планирование выражаемого потенциалом размера предприятия. Поскольку рост размера предприятия ограничен в принципе только возможностями внешнего финансирования, планирование структуры капитала (соотношения собственного и заемного капитала) также относят к стратегическому планированию.
Предметом стратегического планирования является и определение специфической целеориентированной структуры потенциала. Говоря о материальном потенциале, имеют в виду планирование структуры производств, или мощностей. Говоря об ориентированном на решение конкретных задач материальном и кадровом потенциале, имеют в виду планирование организационной структуры, юридической формы и правовой структуры предприятия. Наконец, в качестве важнейшего элемента потенциала следует назвать систему управления предприятием, формируемую в соответствии с организационной структурой. Системы управления охватывает планирование расстановки руководящих кадров, формирование системы стимулирования руководителей, планирование информационной системы менеджмента (формирование системы планирования, регулирования, документирования и контроля).
Программа и потенциал планируются при помощи процессов (операций, мероприятий), не составляющих самостоятельного предмета стратегического планирования. Операции в большей части случаев проводятся в форме проектов или специфических мероприятий функциональных сфер деятельности и являются, как правило, предметом оперативного планирования. При одновременном планировании изменения программы и потенциала и необходимых для осуществления этих изменений операций, например приобретение дочернего предприятия или закрытие одного из производств, говорят о стратегическом или комбинированном стратегическо-оперативном проектном планировании. Обычно такого рода планы разрабатываются автономно и реализуются затем в рамках оперативного планирования.
Стратегическое планирование в широком смысле называют планированием роста, планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер. При стратегическом планировании речь идет о принятии основополагающих решений, которые характеризуются следующими признаками:
имеют особое значение для развития материальных активов и/или показателей успех а предприятия;
требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета взаимосвязей;
рассматриваются, принимаются и конкретизируются только высшим внутренним руководством и/или внешними центрами волеизъявления предприятия (например, наблюдательным советом);
действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко;
должны приниматься с учетом системы ценностей высшего руководства, философии и культуры предприятием в целом.