Политическо – правовые взгляды Аристотеля и Платона

Содержание

“” Введение

“” Философско
· правовые взгляды Аристотеля
“” .1. Этическо-политические взгляды Аристотеля
“” .2. Определение и состав государства в политическом учении Аристотеля
“” .3. Многообразие форм политического устройства
“” .4. Назначение государства
“” .5. Главная задача правителей и модель «идеального государства»

“” . Философия Платона
“” .1. Философское учение Платона об идеях
“” .2. Концепция идеального государства в диалоге Платона «Государство»

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Уже в древних государствах Востока существует своя политическая идеология. Это
· теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя. Наряду с теорией божественного происхождения власти в учениях Древнего мира зарождаются и основы политической философии, юриспруденции, складываются политико – социалогические подходы к политологическим изысканиям. Это, в первую очередь, касается Древней Греции и Рима.
Развитие политической мысли Древней Греции характеризуется рядом черт: поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок; рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида; отсутствием четкой границей между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике; ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.
Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством.
Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Аристотель и Платон.
Целью моей работы является изучение политическо
· правовых взглядов Аристотеля и Платона.
Философско
· правовые взгляды Аристотеля
1.1. Этическо-политические взгляды Аристотеля

В особую и притом значительную проблему философии Аристотель выделяет этику. Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность человека. Цель. которой люди желают только ради нее самой,
· высшее благо, блаженство, и раскрывает ее высшая руководящая наука
· политика. Блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Дело (ergon) человека
· разумная деятельность, а назначение совершенного человека
· в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела с особой характеризующей его добродетелью. То, что существует в возможности, проявляет свою активность только на деле, и награда достается
· как на олимпийских состязаниях
· не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании.
Центральное понятие этики Аристотеля
· понятие середины (to meson), под которой Аристотель понимает умение верно ориентироваться
·выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Но в хорошем нельзя видеть просто середину: выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего. Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические, или добродетели характера, и дианоэтические, или интеллектуальные. Деятельность, сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство
·подлинная цель человеческой жизни. Высшей доблестью, наиболее совершенным видом блаженства Аристотель провозглашает научное созерцание, созерцание истины: самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической жизни. Созерцательная деятельность разума, по Аристотелю, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. В этом идеале сказалось характерное для Греции IV в. до н. э. отделение умственного труда, составлявшего привилегию свободных. Наивысшим образцом созерцательной деятельности Аристотель считал бога; бог для него совершеннейший философ, или мышление, мыслящее свою собственную деятельность.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа
· область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).
Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса
· города-государства как политического общения свободных и равных людей.

1.2.