Знакомство детей лет с природой как средство экологического воспитания

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Экологическое воспитание в системе образования.
1.2. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
1.3. Экологическое воспитание детей 4-5 лет в процессе ознакомления с природой
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса экологического воспитания детей 4-5 лет в процессе ознакомления с природой.
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей (констатирующий эксперимент)
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры у детей 4-5 лет (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ и результаты исследования (заключительный эксперимент)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: “экологическое сознание”, “экологическое мышление”, “экологическая культура”, “непрерывное экологическое образование”, “экологическое образование школьников, студентов” и многих других, в том числе и понятия “экологическое воспитание дошкольников”. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.
Вопросы экологического воспитания школьников рассматриваются в работах С.Д. Дерябо, Д.С. Ермакова, Е.Г. Новолодской, А.М. Страунинг, Ю.П. Ожегова и др. психологов и педагогов.
Целью дипломной работы является исследование аспектов ознакомления детей 4-5 лет с природой как средства экологического воспитания.
Задачи исследования:
1) провести теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста;
2) экспериментально исследовать процесс экологического воспитания  детей 4-5 лет в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – экологическое воспитание детей 4-5 лет.
Предмет исследования – экологическое воспитание в процессе ознакомления с природой.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в дошкольном учреждении по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используется также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности детей; создание специально конструируемых педагогических ситуаций.
Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.
База экспериментального исследования – дети подготовительной к школе группы Детского сада
153 г.Москвы и дети подготовительной к школе группы Ясли-сада
108 г.Москвы.