Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Системе правовых актов субъектов РФ о местном самоуправлении 4
Конституция РФ и федеральное законодательство о местном самоуправлении 4
Конституции, уставы, законы субъектов РФ о местном самоуправ-лении 8

Глава 2. Устава муниципального образования как основной нормативно
· правовой акт местного самоуправления 11
2.1. Сущность местного самоуправления и роль устава муниципального образования в его осуществлении 11
2.2. Устав города Твери 15

Заключение 23
Список литературы 25
Введение

В литературе по муниципальному праву формулируется определение правового акта местного самоуправления. Это официальный письменный акт, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах собственных полномочий и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования.
В общем ряду актов местного самоуправления центральное место занимают уставы муниципальных образований. По смыслу Федерального закона от 28 августа 1995 г., уставы муниципальных образований представляют собой комплексные, кодификационные акты.
Уставы муниципальных образований
· необходимый элемент правовой основы местного самоуправления. В них на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Целью представленной работы является рассмотрение основных положений относительно законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
исследована система законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
отображено значение устава муниципального образования в системе правовых актов местного значения;
проиллюстрировано содержание устава муниципального образования на примере устава города Твери.
Глава 1. Системе правовых актов субъектов РФ о местном самоуправлении
1.1. Конституция РФ и федеральное законодательство о местном самоуправлении

Местное самоуправление в России, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти; запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией России и федеральным законом. Федеральный закон
·Об общих принципах организации местного самоуправления
· дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.
Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.
Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.
Сущность запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления как путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета на осуществление ими своих полномочий.
Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.
Следует отметить, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда.