Спрос

Реферат на тему «Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности»

План

Введение
1. Эластичность спроса и предложения
2. Перекрестная эластичность спроса по цене
3. Эластичность спроса по доходу
Резюме
Литература

Введение

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена холодильников возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на холодильники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?
Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения
· в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой. 1. Эластичность спроса и предложения

В самом общем смысле под эластичностью понимается степень реакции одной переменной на изменение другой переменной. Применительно к спросу речь может идти о воздействии на его динамику непосредственно цены данного товара; реакции спроса на изменение цен дополняющих и заменяющих товаров; о воздействии на спрос динамики дохода.
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис. 1). Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению Р х Q. На рис. 6-а представлен случай, когда падение цены в 2 раза вызвало рост спроса тоже в 2 раза, и общая выручка не изменилась.

На рис. 1-6 снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась.

Другая ситуация представлена на рис. 1-в. Выручка возрастает, потому что спрос вырос больше, чем упала цена.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса р в зависимости от цены (Е.) представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 1-а), мы говорим о единичной эластичности спроса (Ed=l). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса (рис. 1-б), спрос неэластичен (Ed1)1 .
Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластичность предложения
· это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Еу) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

На рис. 2 показаны три линии предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли, в другую и т. д.

Рис.2.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.
Исходя из этого, наше понимание рыночного равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения с учетом элемента времени.
Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 3-а). Кривая предложения Si представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение di увеличивает цену равновесия до Р2.
В условиях краткосрочного равновесия (рис. 3-б) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается и кривая S2 становится слегка наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Оз, а цена равновесия рз становится ниже.
Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. 3-в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия еще более снизилась.
Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен.
С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности.