Спрос и предложение труда

План
Понятие и признаки предложения.
Индивидуальное и рыночное предложение
Спрос и предложение труда. Определение средней заработной платы

Понятие и признаки предложения
Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения
· то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена предложения
· минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.
Закон предложения: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастет (и наоборот).
Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Изменение цен на факторы производства
Как правило, снижение цен на факторы производства приводит к снижению затрат на производство товара или услуги. В этом случае производители по тем же ценам могут предложить большее количество своего товара. Рост цен на факторы производства приведет к уменьшению предложения товара по тем же ценам.
Например, снижение цен на нефть может привести к увеличению предложения бензина. В случае, если повысятся затраты производителей на заработную плату рабочим, может произойти сокращение предложения производимого ими товара.
Технический прогресс
Внедрение нового оборудования, новых технологий позволяет снизить затраты на производство товара.
Внедрение новой технологии, позволяющей, например, более экономично использовать сырье, приведет к увеличению предложения выпускаемых товаров.
Сезонные изменения
Во многих отраслях народного хозяйства объем производимой продукции существенно зависит от климатических и природных условий. Наибольшее влияние этот фактор оказывает на сельское хозяйство, где неблагоприятные погодные условия могут привести к сокращению производимой продукции, т.е. к уменьшению предложения.
Налоги и субсидии
Введение государством новых налогов или увеличение налоговых ставок делает производство товаров и услуг менее выгодным, и это приводит к уменьшению предложения товара. Установление государством дотаций и субсидий производителям снижает их затраты на производство, что вызывает увеличение предложения.
Увеличение спроса на другие товары
Представим, что спрос на какой-то товар резко увеличился. В этом случае его производство этого товара становится для производителей более выгодным, поэтому они могут сократить производство другого, менее выгодного товара, и направить свои средства на выпуск более прибыльной продукции. Например, появление в экономике России большого числа коммерческих банков привело к тому, что многие фирмы, предоставляющие программное обеспечение для компьютеров, переключились на производство пакетов программ, специально ориентированных на банковскую деятельность.
Цены на товары, которые производятся совместно с рассматриваемым товаром
Такие товары производятся в большинстве отраслей промышленности. Например, в пчеловодстве продуктами производства являются: мед, воск, прополис и др. В нефтеперерабатывающей промышленности результатами переработки нефти являются бензин, мазут, гудрон, парафин. В силу технологических особенностей производственного процесса производство этого товара в таких отраслях невозможно без производства другого. Поэтому при увеличении цен на один товар произойдет увеличение предложения товаров, производимых совместно с ним.
Ожидания производителей
Ожидания производителей также могут привести к изменению предложения товара. Если производители считают, спрос на их товар в дальнейшем изменится, то они измен предложение своего товара. Например, когда политическая обстановка в стране не устойчива, иностранные компании сокращают объем импортируемой продукции в эту страну до тех пор, пока положение в стране не стабилизируется. Таким образом, пессимистические ожидания импортеров приводят к сокращению предложения импорта в стране.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Индивидуальное предложение
· это предложение __ товаров отдельным продавцом на рынке.
Рыночное предложение
· это предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.
Как и в случае с индивидуальным и рыночным спросом функцию рыночного предложения можно получить путем суммирования индивидуальных объемов предложения всех продавцов на рынке товара.
Представим, что товар на рынке предлагается только тремя крупными фирмами. Объемы индивидуального предложения каждой фирмы и объем рыночного предложения при различных ценах представлены в табл.

Рис.1. Линия рыночного предложения.
Математическую формулу функции рыночного предложения можно получить, если суммировать математические формулы функций индивидуального предложения каждой фирмы:
при значениях цены 0 < Р < 2/3
Qs= Qs- Qs=(l+2P)+(2+P)= 3+ЗР;
при значениях цены Р > 2/3
Q =Q + Q +Q = (-2+3P)+(1+2P)+(2+P)=1+6P.
Значения объемов рыночного предложения при различных ценах (табл. ) соответствуют значениям Q и Р функции рыночного предложения. График рыночного предложения можно получить путем суммирования значений абсцисс (значений объемов предложения) линий индивидуального предложения (рис. 1).
Линию рыночного предложения, представленную на рисунке 3.8, можно получить с помощью данных шкалы рыночного предложения (табл. 3.7) или путем построения графика функции рыночного предложения при допустимых значения цен.
Спрос и предложение труда.