Социальная политика и ее основные направления

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: МАКРОЭКОНОМИКА

НА ТЕМУ: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Выполнила :
студентка гр. 201Э Рыженкова Ю. А.

Преподаватель:
зав. кафедрой Волкова Т. Н.

Москва – 2003Содержание

Введение 3

1. Сущность и основные направления социальной политики 5
1.1. Социальная политика и бедность 9
1.2. Индекс стоимости жизни 11

2. Социальная защита населения 17
2.1. Денежная форма защиты 17
2.2. Адресная поддержка 20
2.3. Неденежная форма защиты 22
2.4. Социально-бытовая помощь лицам БОМЖ 25

3. Политика занятости 26

4. Особенности социальной политики в России 29

Заключение 31
Список литературы 33
Введение

Благополучие государства во многом зависит от того, насколько полно оно удовлетворяет интересы своего населения. Потому значение социальной политики в любом государстве чрезвычайно велико.
Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечение исполнения социальных обязательств, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях. Социальная политика государства предполагает наличие:
Общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале сформулированной в официальных программных документах);
Конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;
Институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;
Организационной структуры мониторинга и контроля;
Ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.
Целью данной курсовой работы является исследование социальной политики и ее основных направлений на современном этапе.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– рассмотрено понятие и сущность социальной политики, а также ее основные направления;
– приведены мероприятия по социальной защите населения;
– изучены особенности социальной политики в России.
Практическая значимость исследуемой темы состоит в том, что социальная политика выделяется из всего комплекса общественного регулирования как одно из его самостоятельных направлений, охватывающих своим непосредственным влиянием специфическую сферу всей человеческой жизни и деятельности.
Социальная политика не концентрирует свое внимание на отдельных категориях населения. Прямым объектом выступают жизненные условия практически всех демографических и социальных категорий.
В современных условиях социальная политика все больше выходит за пределы корректирования негативных социальных последствий экономического развития. Она пытается предотвращать такие последствия. В содержании социальной политики значительное место занимают реализация относительно новых направлений типа обеспечения населения новыми социальными услугами, регулирования занятости и заработной платы…
Значительным разнообразием отличается механизм социальной политики, ее инструментарий и институты.
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, его представительным и исполнительным органам, действующим на центральном, региональном и местном уровнях. При этом между ними существует тесная взаимосвязь и разграничение основных функций и полномочий. Государственные органы формулируют общую концепцию и основные направления социальной политики, ее стратегию и тактику, обеспечивают законодательную и правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.
Актуальность представленной курсовой объясняется тем, что грамотно проводимая в стране социальная политика является залогом прогрессивного научно-технического и социально-экономического развития страны, основой стабильности и процветания общества.
В данной работе будут рассмотрены некоторые аспекты социальной политики в общем, то, как должна проводиться социальная политика в России. А далее будет проведен сравнительный анализ социальной политики, проводимой в Ижевске, Санкт-Петербурге, Кемерово, Перми с целью оценки уровня проводимой социальной политики в городе Москве и определения направлений, которые следует развивать в этом городе.

Сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика занимает существенное место в механизме удовлетворения практически всех видов потребностей человека. Она оказывает влияние на денежные доходы населения, производство социальных услуг и т.п. Применяемые при проведении социальной политики методы и формы конкретных действий дифференцируются в зависимости от особенностей объектов преимущественно по трем направлениям (рис.1).
Социальная политика

Направление:
прямая под держка доходов через систему социального обеспечения

Направление:
создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника

Направление:
Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры

функция:
защитная

функция:
активная

функция:
конструктивная

объект:
наиболее нуждающиеся, экономически слабые

объект:
экономически активное население

объект:
все слои населения

Рис. 1. Общие направления социальной политики
Первое. Социальная политика сказывается преимущественно косвенным путем на денежных доходах трудоспособного населения. Основная масса трудоспособных удовлетворяет свои материальные или базовые потребности главным образом через участие в общественном производстве, продажу рабочей силы на рынке труда. Получаемое в результате вознаграждение в виде заработной платы служит важнейшим источником удовлетворения материальных потребностей трудящихся. В центре этого механизма – распределение по труду.
При этом социальная политика способствует своими специфическими средствами созданию нормальных условий для оптимального использования рабочей силы на производстве, предотвращению ее вырождения и стимулированию воспроизводства. Этот аспект социальной политики проявляется в установлении минимальной заработной платы во всей экономике и основных параметрах оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы), в поддержании уровня и структуры занятости (политика занятости), в законодательном определении условий труда на производстве и рамок его эксплуатации (охрана труда) и т.п. Действуя по этим направлениям социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников через покупку ими благ и услуг на товарном рынке.
Воздействие социальной политики на денежные доходы экономически активной части населения проявляется прежде всего через определение социальных условий производства, через косвенное (на частных) или прямое (на государственных) участие в первичном распределении вновь созданной стоимости.
Второе. Социальная политика прямо определяет денежные доходы нетрудоспособного населения. Эти доходы формируются и предоставляются непосредственно в ходе проведения социальной политики. Именно таким образом нетрудоспособные получают основные средства к существованию, следовательно, и возможности удовлетворять свои необходимые потребности.
При проведении социальной политики и как следствие, формировании денежных доходов нетрудоспособных решающее значение приобретает ее прямое участие во вторичном перераспределении первичных доходов населения. Речь идет о личных доходах его экономически активной части, преимущественно занятой в общественном производстве, конкретно – о заработной плате, а также дивидендах, процентах и т.п.
Общественное перераспределение доходов, осуществляемое в рамках социальной политики, преследует комплекс социальных целей. К ним, в частности, относятся уменьшение масштабов социального неравенства, порождаемого в ходе первичного распределения, а также формирование и предоставление финансовых средств, образующих материальную основу для нетрудоспособных и малоимущих категорий населения.
Решающая роль в перераспределении личных доходов принадлежит государственной бюджетной деятельности. Участие государства в перераспределении доходов определяется прежде всего тем, что они составляют один из основных финансовых источников всей его многогранной активности, материальную основу доходной части бюджета.
В результате государство на основе личных доходов формирует два встречных денежных потока. С одной стороны, та или иная доля первичных доходов изымается государством в виде различного рода прямых и косвенных налогов, а также принудительных страховых взносов. С другой стороны, мобилизуемые таким образом денежные средства населения возвращаются ему в ходе финансирования социальных программ.
Однако подобное финансирование носит не полностью, но лишь частично возвратный характер. Разница между поступлениями от налогообложения социальными и другими расходами создает необходимые предпосылки для любых проявлений функционирования государственного организма на всех уровнях.
Перераспределение достигается благодаря тому, что и налогообложение, и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, то есть в зависимости от величины первичного дохода. В основе прямого налогообложения – принцип прогрессивности. То есть в этом случае соблюдается прямая пропорциональная зависимость между величиной изъятия и дохода. В основе социальных выплат – обратно пропорциональная зависимость. То есть в этом случае их величина возрастает в заранее определенных пределах в зависимости от того, насколько низки доходы. На практике, однако, для результатов перераспределения решающее значение имеют не только общие принципы, но и степень отмеченной зависимости.
Центральным звеном общественного механизма предоставления и поддержания денежных доходов общественных иждивенцев различного вида, не участвующих по тем или иным причинам в процессе производства, служит социальное обеспечение. Эта система, в свою очередь, распадается на две подсистемы, различающиеся между собой и по объектам, и по размерам социальных выплат, и по источникам их финансирования.
Одну из них образует обязательное социальное страхование. Оно предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, производственной травмой, болезнью и т.п. Соответственно социальное страхование предусматривает выплату пенсий по старости, пособий по безработице, оплату больничных листов и т.п.
Существование социального страхования служит не только гарантией поддержания определенного уровня жизни при вынужденном прекращении трудовой деятельности. Создавая у застрахованных работников уверенность в возможности избежать материальную катастрофу, смягчить негативные последствия потери заработка при уходе с работы, социальное страхование представляется важным условием социальной стабильности, фактором поддержания благоприятной трудовой атмосферы на производстве.
Отличительная особенность социального страхования большинства стран состоит в том, что основу его финансирования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются не только государством, предприятиями и учреждениями, на которых работают застрахованные, но и самими застрахованными во время их трудовой деятельности. Тем самым взносы застрахованных людей фактически олицетворяют собой заработанные средства, выделяемые для оплаты социального страхования. Эти целевые взносы представляются частью отложенных заработков, одним из проявлений самопомощи.
Другую подсистему социального обеспечения образует общественное, прежде всего государственное вспомоществование. Оно предусматривает регулярные денежные выплаты, а также разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Как правило, объекты государственного вспомоществования не в состоянии самостоятельно обеспечить себе сколько-нибудь приемлемые условия существования. В большинстве своем это лица, никогда не относившиеся к экономически активному населению Не будучи охвачены социальным страхованием, они не имеют каких-либо источников первичного дохода. К числу объектов общественного вспомоществования относится и некоторая часть живущих на выплаты по социальному страхованию, а также участвующих в общественном производстве в случае, если величина их доходов не позволяет им существовать в соответствии с общепринятыми минимальными стандартами, бедные или находящиеся за чертой бедности люди.
1.1. Социальная политика и бедность
Одним из ключевых моментов социальной политики является борьба с бедностью, а также недопущение ситуаций, когда люди становятся изгоями общества. В связи с этим необходимо прежде всего понять, кто же конкретно принадлежит к категории «бедных». Только после этого можно вырабатывать меры по борьбе с бедностью.
У бедности множество определений, каждое из которых несет свои особые последствия для различных групп людей, а также требует абсолютно разных подходов (и средств) к решению их проблем.
В Европе проводится различие между абсолютной и относительной бедностью.
Абсолютная бедность это когда люди борются за выживание, то есть у них просто не хватает денег на «хлеб». Такой вид бедности можно устранить с помощью системы социального обеспечения, основанной на проверке нуждаемости. Адресность и проверка нуждаемости оказываются эффективными инструментами для направления скудных ресурсов тем, кто в них больше всего нуждается; к тому же, устранению абсолютной бедности помогает экономический рост.
Относительная бедность означает, что часть населения живет хуже среднего уровня.
В большинстве европейских стран с абсолютной бедностью практически покончено, и сейчас идет работа по сокращению масштабов относительной бедности. Бедность означает не только отсутствие денег, но и приличного дома, неважное здоровье, меньшую доступность образования, жизнь в депрессивном районе при отсутствии возможности бороться с обстоятельствами для улучшения своей жизни. Иногда за чертой бедности оказываются жители целых территорий, где отсутствует правопорядок, и люди живут за счет преступлений. И когда связь с обществом теряют целые группы людей, возрастает опасность сегрегации. Правительства европейских стран стараются не допустить такого положения, поскольку социальные издержки этого гораздо выше, чем затраты на те или иные меры социального характера.
В России все еще существует абсолютная бедность, и бороться с нею необходимо. Первым шагом должно стать определение порога абсолютной бедности, ниже которого люди не должны опускаться, поскольку в противном случае они будут бороться за выживание. Соответственно, требуется определить «потребительскую корзину», в которой устанавливается количество денег на одежду, дом, отопление и т.п., которые необходимы для выживания. Затем необходимо выявить людей, доходы которых в настоящий момент ниже черты бедности, и кому в первую очередь требуется помощь. Необходимо также создать сеть социальной защиты, работающей по принципу проверки нуждаемости и направленной на тех, кто в защите нуждается. Только такой подход позволит наиболее эффективно распределять дефицитные ресурсы. У адресности две стороны: право на льготы имеет каждый, но получать их должны только те, кто действительно нуждается в них.
Однако адресное распределение помощи и проверка нуждаемости требуют административных расходов, в связи с чем в основе такой системы должны лежать простые и объективные показатели.