Рынок как саморегулирующий механизм

Рынок как саморегулирующий механизм

Содержание

“” Содержание
“” Введение
“” . Саморегулирование товарного рынка
“” . Кейнсианкая концепция экономического регулирования
“” . Концепция монетаризма
“” . Функциональные экономические системы
“” Литература

Введение
Механизмы саморегулирования являются важнейшими элементами рынка товаров, капиталов, рабочей силы, вообще любых факторов производства и его результатов. Саморегулирование обеспечивает при известных условиях и общую сбалансированность всей экономической системы.
Анализ послевоенного развития большинства промышленно развитых стран и особенно новых индустриальных государств свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений. Причем эта зависимость носит прямо пропорциональный характер, т.е. чем сильнее развиты рыночные отношения, тем сильнее государственное влияние на развитие и формирование рыночных механизмов и регуляторов.
Именно государство создает условия для развития основ рыночной экономики – свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста.
Совершенно очевидно, что при сохранении основных принципов государственного регулирования формы и методы воздействия государства на экономические процессы значительно изменились, модифицировались.
Опыт промышленно развитых и новых постиндустриальных стран свидетельствует о длительной эволюции политики государственного вмешательства: от жесткого дирижизма к либеральному монетаризму, к созданию механизмов саморегуляции.
В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий орган всей хозяйственной системы, обеспечивающий работу функциональных экономических систем и способствуюший расширению их сети.
I. Саморегулирование товарного рынка
Работники оптово-посреднических предприятий и организаций имеют непосредственное отношение к регулированию товарных потоков, поэтому обратимся к механизму саморегулирования товарного рынка. Рассмотрим простейший рынок
· рынок одного товара с минимальным числом параметров: объем и цена спроса, объем и цена предложения. В то же время простота модели не помешает сделать очень различные выводы для организации рынка.
Общая схема саморегулирования такого рынка достаточно известна. При возникновении дефицита того или иного товара автоматически увеличивается его цена, а в результате, с одной стороны, снижается спрос на данный товар, а с другой
· стимулируется рост его производства. В конечном счете дефицит рассматриваемого товара снимается. Обратный процесс
· снижение цен неходовых товаров и вызванные этим увеличение спроса, снижение производства
· служит преодолению затоваривания.
Между тем при передаче некоторых видов продукции производственно-технического назначения на свободное распределение с использованием в ряде случаев и договорных цен ожидаемый механизм саморегулирования не срабатывает, в результате обостряется ситуация в народном хозяйстве. Очевидно, что не были учтены все условия, необходимые для эффективного саморегулирования товарных потоков.
Принятие решений на основе упрощенных представлений – типичная причина наших ошибок. На первых этапах перехода к рынку во внимание принимался единственный элемент рассматриваемой системы хозяйствования
· широкая самостоятельность первичного звена (предприятий) в принятии решений.
Итак, саморегулирование товарного рынка в простейшем случае основывается на взаимодействии цен и объемов спроса и предложения. Начнем с анализа спроса. Умение анализировать спрос, предсказывать его динамику
· обязательное условие работы посредника в рыночной децентрализованной экономике. Обычный способ прогнозирования спроса
· на основе прошлых тенденций
· не является универсальным. Необходимо знание существенных факторов, механизма их взаимодействия.
Надо четко представлять: почему и при каких условиях спрос на тот или иной товар зависит от цены товара, от цен других товаров, иных экономических параметров (например, доходов, условий кредитования и т. д.), каковы формы этих зависимостей.
В западной экономической науке сложилась определенная традиция в постановке и решении поставленных вопросов. Для потребительских товаров используется концепция предельной полезности, для товаров производственно-технического назначения
· предельной производительности.
Концепция предельной полезности вкратце может быть изложена следующим образом. Предполагается, что полезность того или иного потребительского товара для каждого человека уменьшается по мере того, как насыщается его потребность в данном товаре: Примеров тому множество. Очевидно, например, что стремление голодного человека к пище уменьшается по мере насыщения. Вероятнее всего ожидать, что удовлетворение от покупки третьего автомобиля, если на ходу и предыдущие два, меньше, чем от покупки первого, и т. д.
Предполагается также (это более спорное предположение), что человек умеет сравнивать полезности совершенно различных благ. И наконец, предполагается, что человек постоянно использует это умение, варьируя спрос на потребительские товары так, чтобы максимизировать общую полезность всего потребительского набора при тех или иных ограничениях. Например, безусловно, наш доход ограничен в единицу времени. Поэтому каждый последующий рубль мы будем тратить на наиболее полезный в данный момент продукт, пока полезность последнего не упадет, затем мы перейдем к другому продукту и т. д.