Предложение

СОДЕРЖАНИЕ

“” ВВЕДЕНИЕ
“” . СПРОС И ЗАКОН СПРОСА
“” .ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
“” . РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
“” . ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
“” Заключение
“” Список литературы
ВВЕДЕНИЕ

Рыночный механизм состоит из трех элементов: спрос, предложение, цена.
В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение» относятся к числу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос» и «предложение», можно считать образованным экономистом.
Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько многогранны, что не поддаются точным определениям. Это в полной мере относится и к терминам «спрос» и «предложение».
В принципе спрос
· это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товаров за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.
Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара.
Если закон спроса выражает реакцию покупателей на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики.
Предложение характеризует и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом.
Итак, рассмотрим более подробно такие экономические понятия, как спрос и предложение.
1. СПРОС И ЗАКОН СПРОСА

Спрос
· это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товаров, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, т.к. покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.
Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, т.е. шкалу спроса. В зарубежной литературе по экономике при построении кривых спроса в качестве аргумента рассматривается обычно величина спроса, а в качестве функции –
·цена, поэтому величина спроса откладывается по горизонтальной оси (оси абцисс), а цена
· по вертикальной оси (оси ординат). Более естественно однако рассматривать цену в качестве аргумента, а величину спроса
· в качестве функции и откладывать их по соответствующим осям. Этого правила будем придерживаться здесь и в дальнейшем, рассматривая зависимость спроса и предложения от цены как аргумента независимой переменной. Если же цена становится функцией, зависимой переменной, то она откладывается по вертикали.
Не столь уж важно, по какой оси откладывать на графике каждую из двух зависимых величин, от этого характер зависимости между ними не изменяется. Из этого соображения исходил, видимо, А. Маршалл, который в своей фундаментальной книге «Принципы политической экономии» располагал цену по вертикальной оси, а величину спроса
· по горизонтальной, чему и следуют до сих пор большинство авторов книг по экономической теории. Однако в математике принято откладывать по горизонтальной оси независимую переменную, а по вертикальной
· зависимую. Поэтому, расположение цены и объема спроса по осям координат может варьироваться в зависимости от рассматриваемой ситуации [3. С 90].
Аргументация закона спроса:
1.Здравый смысл и элементарные жизненные наблюдения действительно согласуются с тем, что утверждает закон спроса.
2.Потребительское поведение подчиняется действию закона убывающей предельной полезности, согласно которой последовательно потребляемая единица одного и того же товара доставляет потребителю все меньшую и меньшую полезность. Поэтому потребитель покупает добавочные единицы данного продукта лишь при условии, что его цена снижается.
3. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.
Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.