Информационная экономика в России

Содержание

Введение 3

Содержание информационной экономики 6
Сущность информации как основного понятие информационной экономики 6
Производство и спрос на информационном рынке 9

Состояние и перспективы развития информационной экономики и общества в России 13
Особенности и проблемы развития рынка информации 13
Перспективы развития новых информационных технологий : использование мирового опыта в РФ 15
Защита информации 25

Заключение 29
Список литературы 31
Введение

В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора – рынка информации.
Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное – это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости – производство услуг.
В силу сказанного становится очевидна актуальность выбранной мной темы работы, посвященной обсуждению проблем и перспектив информационной экономики в России.
Особенности информации как продукции, произведенной для удовлетворения тех или иных потребностей индивидуальных либо групповых субъектов достаточно полно учитываются в следующем определении.
Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) будем называть вещь или действие (продукт или услугу),которые:
предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю
способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть как
правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием.
Только те данные являются информацией для потребителя, которые восприняты им, понятны ему и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы.
Целью представленной курсовой работы является исследование состояния и перспектив развития информационной экономики в России.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– рассмотрена сущность информации как основного понятие информационной экономики;
– изучен процесс производства и спрос на информационном рынке;
– определено состояние и перспективы развития информационной экономики и общества в России;
– исследованы особенности, перспективы и проблемы развития рынка информации;
– отображена необходимость защиты информации как на мировом уровне, так и в России.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: сравнительный, исторический, логический.
Концепция информационной экономики информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу освещения которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер.
Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в целый калейдоскоп определений. Дж.Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р.Дарендорф – посткапиталистическом, А.Этциони – постмодернистском, К.Боулдинг – постцивилизационном, Г.Кан – постэкономическом, С.Алстром – постпротестантском, Р.Сейденберг – постисторическом, Р.Барнет вносит в этот калейдоскоп прагматическую нотку, предлагая термин (постнефтяное общество(. Большинство этих эпитетов восходят к понятию (постиндустриальное общество(, популяризованному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д.Беллом. Общая приставка этих терминов отдает каким-то осенним чувством увядания, свойственным нашему веку, – ощущением конца.
Проблемы формирования информационной экономики широко представлены в литературе. Рассматривая общественное развитие как
·смену стадий
·, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием
·четвертого
·, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными
·информационными сообществами
· (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет
·малые
· экономические формы, индивидуальную деятельность на дому –
·электронный коттедж
·. Они включены в общую структуру информационного общества с его
·инфо-
·,
·техно-
· и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект
·глобальной электронной цивилизации
· на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики –
·телекомпьютерэнергетики
· (Дж. Пелтон).
·Компьютерная революция
· постепенно приводит к замене традиционной печати
·электронными книгами
·, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг. Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат
·микроэлектронной революции
·. Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Работы в области
·искусственного интеллекта
· рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационной экономики вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества, что подчёркивает актуальность данной темы.

1. Содержание информационной экономики
Сущность информации как основного понятие информационной экономики

Экономика информации не имеет долгой истории. Как научная дисциплина она стала складываться примерно три десятилетия назад. Американский экономист Ф. Махлуп первым попытался опредилить границы «индустрии знаний» и ответить на вопрос о том, какая часть национального богатства является результатом производства, обработки и распространения информации. Позже появились работы М. Пората и М. Рубина. Разработанные ими методики анализа информационной деятельности наиболее часто применяются в международной практике.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Как замечает по этому поводу Б. Компейн, «информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов».
Информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре. «Структурированная информация – то есть информация для прямого применения – нуждается в специальной структуре, которая стоит денег». 
С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.
Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.
Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.
Классическая теория информации К. Шеннона рассматривает способность снимать неопределенность ситуации как основное свойство информации.
Но ведь информация может не только снимать неопределенность. Часто случается обратное: полученные через информацию знания позволяют увидеть новые возможности в старой ситуации и тем самым увеличивают степень неопределенности и бремя выбора.
На сегодняшний день теория информации еще не сложилась окончательно, существует множество различных, иногда диаметрально противоположных взглядов на природу информации, не выработано общепризнанного определения самого понятия «информация».
Будем исходить из определения информации как превращенной формы знания, знания, отчужденного от непосредственного владельца и перенесенного на какой-либо материальный носитель.
Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг. Следует подчеркнуть, что многие виды информации производятся не для обмена и предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или бесприбыльными некоммерческими организациями.
С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.
Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.
Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
Это свойство информации – неуничтожимость – можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.
В различных областях науки и техники темпы обесценения знания неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет. В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.
Кстати, благодаря этому свойству, так же как и свойству старения, потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. «Создание и использование информационного продукта, – пишет Ю. Шрейдер, – это всегда попытка проложить мост через пропасть, разделяющую знание и информацию».
В – четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. В связи с этим
В. Тамбовцев подчеркивает, что при обмене на информационном рынке покупатель приобретает носитель, а не право копирования.
Это свойство информационного продукта – трудность производства и относительная простота тиражирования – создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.
Производство и спрос на информационном рынке

По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г.
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных
товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того что на информацию предъявляется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетенговые исследования, деловые консультации – вот примеры использования информационных продуктов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора.
В свою очередь в структуре потребительского спроса информационные товары и услуга занимают всё большее место из-за происходящих в обществе социальных и культурных изменений при переходе на информационную стадию развития. Так, насыщенность современного американского дома потребительской электроникой характеризуется сегодня следующими цифрами: телевизоры имеют 98% семей, цветные телевизоры
· 95%, видеомагнитофоны
· 61%, стереосистемы
· 15%, лазерные проигрыватели
· 13%, автоответчики
· 24 %.
На потребительском рынке информационных продуктов четко проявляется зависимость уровня спроса, от наличия товаров
· субститутов. В этой связи представляют интерес следующие данные: на 1000 жителей в 1989 г. в СССР приходилось 99 телефонов (соответственно в США
· 760, в ФРГ
· 509, в Японии
· 415, в Индии
· 4), на 1000 жителей в год отправлялось 200 телеграмм (в США
· 247, в ФРГ
· 102, в Японии
· 368, в Индии
· 128).
Существующая сегодня жесткая конкуренция между кино-, теле- и видеопродукцией ярко иллюстрирует тот факт, что один и тот же информационный продукт может быть представлен на различных материальных носителях, т.е. содержание (информация) будет одинаковым, а форма подачи различна. Использование такого свойства информации, как адресность позволяет находить новых потребителей определенной информации, представленной в новой форме.
При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, в библиотеке можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п.
Практика маркетинговых исследований в развитых странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных-информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.
В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товар или услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.
Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.